4,1K подписчиков

“Взвод” (1986, Platoon): Парни со стволами

“Когда я умру, похороните меня перевёрнутым, чтобы мир мог поцеловать меня в задницу” (When I die Bury me Upside down So the world Can kiss my ass), надпись на каске Криса Тейлора

“Когда я умру, похороните меня перевёрнутым, чтобы мир мог поцеловать меня в задницу” (When I die Bury me Upside down So the world Can kiss my ass), надпись на каске Криса Тейлора *** Военная драма...

***

Военная драма “Взвод” Оливера Стоуна (Oliver Stone) на церемонии Oscar 1987 года из восьми номинаций выиграла в четырёх (фильм, режиссёр, звук и монтаж), но вот категория “Сценарий” ей не поддалась. Причём ни за один из двух фильмов Стоуна, которые были заявлены на той церемонии; второй, тоже военная драма, “Сальвадор”, также остался без этой награды. Она ушла Вуди Аллену за драмеди “Ханна и её сестры” (Hannah and Her Sisters).

Пока смотрела, я была уверена, что сценарий заслуживает награды за свои смелость и прозрачность, с которыми раскрыта тема бессмысленности войны. Любой, не только той, на которую добровольцем пошёл Крис Тейлор (в исполнении Чарли Шина). Как написано на КиноПоиске в интересных фактах о фильме, Министерство обороны США отказалось оказывать помощь в создании фильма, посчитав его “непатриотическим”. Странно, что они посчитали правду таковой.

Сюжет

Молодой доброволец Крис Тейлор в 1967 году отправился на войну в Южный Вьетнам, ради чего он бросил учёбу в колледже. Он посчитал, что это несправедливо, когда только детей бедняков забирают на фронт, обеспеченные тоже должны проявить осознанность. Его дед и отец были на войнах, и ему, как их верному наследнику, тоже следует сделать что-то значимое в своей жизни.

Крис попадает в роту Браво в 25ый пехотный полк на границе с Камбоджей. Его преисполненный благородства пыл проходит через неделю после прибытия, потому что обстановка похожа на ад. “Ад – это невозможность существования рассудка”, говорит его голос за кадром. И добавляет, что прошла неделя, а он уже всё ненавидит.

Это взгляд молодого бойца на войну, как на явление. Это рассеивание иллюзий о героизме, это рассказ о том, что война ещё не приносила пользы, а делала неизменно всегда только одно – ссорила сослуживцев, проливала кровь и сеяла хаос. И по возвращении из зоны боевых действий вчерашние доброволец/новобранец навсегда забирали войну с собой (в виде ПТСР).

Как показана война

Оливер Стоун показывает войну как постоянный цикл, повторяющийся без конца – это прибытие новобранцев с гладко выбритыми лицами и наивным выражением лица, знакомство с матёрыми штаб-сержантами и неизбежное столкновение с реальностью, когда смерть наступает в любую минуту и окружает постоянно. Когда Крис Тейлор сошёл с военного самолёта, первое, что бросилось ему в глаза (помимо песка, поднятого ветром), это тела в чёрных мешках, доставленные с полей сражения в джунглях, и реплика “Жаль тебя, паренёк”. Это как самый важный признак этой местности – очень жёстко, невероятно опасно и беспощадно.

“Когда я умру, похороните меня перевёрнутым, чтобы мир мог поцеловать меня в задницу” (When I die Bury me Upside down So the world Can kiss my ass), надпись на каске Криса Тейлора *** Военная драма...-3

Позже Крис и сам окажется на одном из таких сражений, сам увидит трупы, устилающие землю. Он будет среди тех людей, кто выносит из пекла тела сослуживцев с ранениями, его друзей будут закрывать в чёрные пакеты. И Крис Тейлор – это лишь крупица в нескончаемых циклах войн (во Вьетнаме и где бы то ни было). Стоун – он тут и автор сценария – не пытается добавить комплиментов служащим, прописывая им дополнительные положительные черты. Он сделал их максимально холодными. Но, чтобы их моральный упадок выглядел острее, он ввёл удивительный характер – сержанта Элиаса Гродина (в исполнении Уиллема Дефо). Он показывает себя сразу, помогая новобранцу Крису Тейлору, который едва стоит на ногах от усталости, оказавшись в джунглях; а позже он подсказывает, что иметь при себе на первой засаде.

В истории также акцент ставится именно на состав взвода, на отношения между командиром отделения "Альфа" сержантом Элиасом Гродиным и командиром взвода штаб-сержантом Бобом Барнсом (в исполнении Тома Берренджера), чьи взгляды на ситуации сильно отличаются. У них есть свои последователи и, соответственно, те, кто не разделяет его точку зрения. Элиас и Барнс – это как микромодель внешнего мира. Словно две основные партии США, республиканцы и демократы (условно; но на политиков тут ссылаются как на пустомель), каждая из которых гнёт свою линию. Новобранцы находятся в стороне, пытаясь понять, за кем следовать. По большей части молодые люди считают минуты до конца службы, чтобы уехать поскорее домой, и они могут занять ту сторону, которая поможет им выжить, а не сохранить совесть и мораль в исключительном порядке. Как говорит голос Криса Тейлора за кадром, уровень морали во взводе на нуле, внутри него идёт гражданская война.

Оливер Стоун поступил на военную службу в апреле 1967 года добровольцем. Он прибыл в Южный Вьетнам 16 сентября 1967 года, был назначен во 2-й взвод роты Браво 3-го батальона 25-го пехотного полка недалеко от камбоджийской границы. Он был дважды ранен в бою. Награждён медалью за отвагу. Его ранения были либо пулевыми, либо осколочными в шею. Так что Крис Тейлор – это сам режиссёр, который рассказывает о своём опыте во Вьетнаме.

Сцена, иллюстрирующая взаимоотношения между Элиасом и Барнсом

То, что в фильме будет показана именно баталия между Элиасом и Барнсом – собственно война на войне, – обрамлённая непосредственными обязанностями военных, заявлено в самом начале, когда становится известно, что атакован 3-ий батальон к северу от того места, где разбила лагерь рота Браво. Обратила внимание, что их внешний противник толком не показан (умышленный повествовательный ход), что тоже подчёркивает именно внутренний конфликт.

Это очень компактная по хронометражу сцена, но крайне информативная, чтобы понимать, кто есть кто во взводе. Склонный к сотрудничеству и довольно добрый человек Элиас (причём он в этом фильме представляет абсолютное меньшинство, благодаря своим качествам), циничный Барнс, идолопоклонник О'Нил (в исполнении Джона МакГинли) и неоперившийся лейтенант Вульф, у кого ещё нет голоса, в отличии от его коллег-ветеранов.

“Когда я умру, похороните меня перевёрнутым, чтобы мир мог поцеловать меня в задницу” (When I die Bury me Upside down So the world Can kiss my ass), надпись на каске Криса Тейлора *** Военная драма...-5

Барнс сообщает, что погиб взвод, в том числе два лейтенанта и капитан. Нужно было решить, кого отправить в засаду. Штаб-сержант Барнс сразу объявил, что Элиас должен бросить своё отделение на это дело. Элиас был против, потому что у него слишком неопытный состав, они ничего ещё не знают, напоминая тут же, что в данный момент очередь сержанта О'Нила выдвигаться в засаду. На что последний ответил, что у него под командованием почти дембеля, их не стоит напрягать, пусть дослужат спокойно, а бросать в огонь “свежее мясо” – лучшее решение.

Несмотря на то, что спор был предельно понятным, сержант Барнс твёрдо повторил приказ для Элиаса. Более того, официально командование взводом принадлежит молодому лейтенанту Вульфу. Он присутствовал при распределении военных, но его мнения даже не спросили. Все солдаты подчиняются только Элиасу и Барнсу, как более опытным. У Барнса опыт в прямом смысле нанесён на лицо – половина его покрыта глубокими шрамами, он непреклонен, жесток и давно не боится никаких замечаний и чужих мнений.

А сержант О'Нил бросил саркастическое замечание в адрес Элиаса из-за того, что тот отказывался выполнять приказ Барнса: “Он тут три года, считает, что он Иисус!” Интересно то, что Уиллем Дефо через два года действительно исполнит роль Иисуса Христа в драме Мартина Скорсезе “Последнее искушение Христа”. Да и в военной драме “Взвод” у него роль немного похожа на библейский образ – в нём есть посыл о мире, ради которого он может принести себя в жертву (на постере к драме его персонаж стоит на коленях с воздетыми к небу руками, в то время как в спину ему стреляют вьетконговцы). Ближе к финалу Крис Тейлор подтверждает эту мысль, говоря, что: “Такие люди, как Элиас гибнут, такие, как Барнс, живут и заставляют других делать то, что, на их взгляд, правильно. А мы – что? Сидим посередине и пассивно принимаем всё. Мы даже г…на засохшего не стоим”.

Из этой сцены становится ясно, что Барнс всегда очень резок, безразличен и саркастичен. А настоящий солдат Элиас добр иготов к сотрудничеству, и он заботлив по отношению к своим подопечным, в отличии от Барнса. Элиас позволяет себе спорить, отстаивая свою точку зрения, будучи при этом абсолютной противоположностью сержанта О'Нила, над которым некоторые даже посмеиваются, что он очень усердно подстраивается под решения вышестоящего руководства. Но Элиас рискует, будучи таким дерзким с тиранически настроенным Барнсом.

Сцена, в которой содержится саркастическое заявление, что такое война (по моему мнению)

Крис Тейлор был освобождён на три дня от тяжёлых работ из-за ранения в шею. Его он получил после сражения в засаде, устроенной северо-вьетнамской армией. В этой засаде погиб его друг Гарднер, а самого Криса обвинили в том, чего он не делал. По заявлению О'Нила и Банни, он проспал приближение врага, хотя, на самом деле, виновником был Джуниор, другой солдат.

Что очень важно, после того, как умер Гарднер, Элиас, проходя мимо Барнса, сказал: “Этот парень был бы жив, если бы у него было несколько дней кое-чему подучиться”. Это отсылает к сцене с распределением солдат в засаду, когда Элиас подчёркивал, что неопытных парней отправлять в такие точки очень рискованно. Барнс при этом не изменился в лице, подтверждая свои жёсткость и безразличие. Для человека, который способен сжечь целую деревню, такие "уколы" не имеют значения.

Но также эта гибель иллюстрирует бессмысленность жертв – чего ради погиб Гарднер? Знал ли он высшую цель, которая достигается, когда он перестаёт дышать? Заслуживает ли Люси, его подружка, такой участи, как потерять парня?

Криса обязывают чистить солдатские туалеты, пока он на больничном. И даёт этот наряд О'Нил с большим удовольствием, чтобы принизить новобранца.

Вместе с Крисом на чистке работают ещё двое – Кинг и Кроуфорд, одному служить осталось значительно меньше – 39 дней, второму – 92. В то время как самому Крису – ещё запредельные 332.

“Когда я умру, похороните меня перевёрнутым, чтобы мир мог поцеловать меня в задницу” (When I die Bury me Upside down So the world Can kiss my ass), надпись на каске Криса Тейлора *** Военная драма...-6

Кинг и Кроуфорд сетуют, что постоянно достаётся какая-то ерунда вроде этой, а второй отвечает, что это политика и больше ничего. Кинг уже мечтает, как вернётся домой и будет вдыхать аромат сосен и женщин, Кроуфорд поедет в Калифорнию и займётся сёрфингом. Они не понимают, как занесло во Вьетнам Криса, считая его просто умалишённым из-за решения пойти добровольцем, хотя: “Выглядишь вроде образованным”, подмечает Кинг. Кроуфорд ошарашенно спрашивает: “Ты сам напросился в это де…мо!?”

И Крис объясняет свою позицию, что в колледже он ничему не научился, а здесь познает жизнь. Очень ироничная получилась сцена, в которой три парня до самого заката чистили солдатские туалеты, рассуждая о будущем и ситуациях, заставивших их оказаться здесь. Помещение разговора именно в окружение кастрюль с испражнениями – это смелый художественный ход, призванный подчеркнуть ситуацию. По-моему, в драме “Морпехи” (Jarhead) Сэм Мендес повторит этот ход, и на ёмкости с испражнениями будет помещена фраза "Оставь надежду всяк, сюда входящий" .

Поскольку после этих унизительных работ Кинг пригласил Криса Тейлора к “плановым ребятам”, чтобы курить марихуану, можно верить, что сцена с туалетами красноречиво выступает как критика войны. Потому что только под кайфом можно забыться от того ужаса, который они видят каждый день, да и пережить его, в конце концов. Тем более, очевиден контраст – сначала ты сидишь по ноздри в г.., потом стараешься отключиться от этого с помощью особых средств.

В качестве заключения

Исключительно мужской мир в диких условиях, в которых каждый военный отсчитывает дни до возвращения домой, но многим не суждено вернуться. Сюжет несложный – благородный доброволец хочет послужить родине, но быстро сожалеет об этом, столкнувшись с адом на земле. Кроме Криса Тейлора никто не заявляет о своих благородных побуждениях, а порывы главного героя выглядят неубедительно, растворяясь в жестокости и безразличии сослуживцев.

Вывод неутешительный – война бессмысленна, она уничтожает мораль, переворачивая с ног на голову вчерашние идеалы. Люди становятся равнодушными, потому что теплота и открытость становятся опасными для выживания. И по-прежнему нет решения проблеме, из-за которой конфликт возник, словно никто и не помнит, ради чего всё начиналось.

В итоге фильм мне очень понравился.