Благодарю всех за обсуждение. Лучшие комментарии опубликую.
Итак, что пишут классики (фото).
У Богомоловой А.И: «Зубы сомкнуты либо сближены»
У Хватцева М.Е.: «Зубы сближены, иногда почти сомкнуты: несколько обнажены…»
Ого, даже сомкнуты, а мы-то только про «сближены». Пока свет не пролился, потому что не очень понятно:
✅ могут быть всё-таки сомкнуты или нет
✅ и как понять «сближены», «разомкнуты».
Иду смотреть в книге Марии Фёдоровны Фомичевой: «Зубы сближены, но не соприкасаются…»
Всё-таки останавливаемся на том, что зубы не смыкаются. В идеале! Но точно знаю, что могут, если несильно (!) изменён прикус. А в каких случаях? Когда коренные смыкаются, а между резцами есть щель, которая и позволяет звучать звуку правильно.
Хорошо. А как быть с формулировкой «сближены»? Это на сколько?
Так у Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. в методическое пособии: «Расстояние между зубами 4—5 мм»
В некоторых изданиях менее известных авторов варьирует от 1до 5 мм
А что у Марии Фёдоровны? Вот полная формулировка: «зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны».
Но честно сказать, мне кажется нужно продолжить. Детям ведь не скажешь «открой на 2 миллиметра».
Как делаем мы сами? Правильно, уже примерно, с опорой на прежние выработанные кинестизии, зрительные опоры и слух.
Как объяснить детям лексическое значение «зубы сближены»:
1️⃣ Выработка кинестезий
- Дать покусать «жевалки»: граберы, пластмассовые и резиновые трубочки, пипетки, спринцовки, напаличники и вынимать с инструкцией: «я вынимаю, ты рот не закрывай»
- Конечно, использовать как базовое и упражнение «Забор» (повторить?)
2️⃣ Визуальные опоры:
- Показать картинки где рот приоткрыт, зубы сближены на 2 мм
- Показать на муляже
- Показать на схеме (нарисованы зубы человека, нарисованы пасти животных, нарисованы пианино)
- Попробовать выполнить самостоятельно, глядя в зеркало. Инструкция: «Делай как я»
3️⃣ На слух произносить звуки с закрытым ртом, со сближенными зубами, с выдвинутой челюстью, чтобы ребенок послушал, как звуки звучат немного по-разному. Этот этап очень важный. Именно учить слушать. Мы же отличаем звучание речи иностранцев, разные местечковые произношения. «Натачиваем» слух.
P.S. Некоторые коллеги предложили «форточку». Мне тоже нравится этот прием, за одно и словарь развивает - плюс новое слово в копилку (пластиковые окна почти всегда без форточки).
Снять видео?
#logomed_olga_azova_звукопостановка
#звукопостановка
#logomed_olga_azova_постановказвуков
#скоростькоррекциизвуков
#logomed_olga_azova_хорошийлогопед
#надотолькозахотеть
#logomed_olga_azova_скоростькоррекциизвуков
#постановказвуков
#logomed_olga_azova_звукр
#звукр
#открываниерта
#logomed_olga_azova_открываниерта