238,7K подписчиков

Занимательные цитаты из «Саксонского зерцала»

375 прочитали

Средневековье в целом очень сильно мифологизировано в массовом сознании (причём, в равной степени как в "плюс", так и в "минус"). И, если в вопросах военной истории что-то ещё более-менее понимает довольно много людей, то когда речь заходит о повседневной жизни Средних Веков... ну вот, например, взять средневековое право. Мало кто из обывателей хотя бы в общих чертах представляет, каким оно было.

Различных сводов законов в средневековой Европе было много. Сегодня обратимся к одному из ранних, и наиболее известному -
Sachsenspiegel, "Саксонскому зерцалу" за авторством Эйке фон Репгау. Сборник был составлен в 1220-1230 годах, и является попыткой систематизировать всё то, что в Саксонии и так сложилось за последние века.

Немецкая правовая система вообще долгое время была более продвинутой, чем прочие: достаточно сказать, ещё при Репгау был шеффен, то есть, по сути, представитель отдельной судебной ветви власти. Некоторые страны Европы к подобному придут только в XVII веке.

В тексте "Саксонского зерцала" очень много всего забавного или любопытного. Вот вам несколько милых примеров...

"Если ребенка до достижения 12 лет обращают в монахи, то он может по достижении этого возраста выйти из монастыря и сохраняет ленное и земское право. Если же поступает в монастырь человек, достигший юношеского возраста, то он отрекается от земского и ленного права, и его лены от него свободны, так как он отказался от своего военного щита. Но если он пошел в монастырь без согласия своей законной жены и если она по церковному праву вернет его из монашеской жизни, то он сохраняет свои права по земскому праву, но не свои лены, которые он отдал. Ибо муж может отказаться от своего щита без согласия жены";

Средневековье в целом очень сильно мифологизировано в массовом сознании (причём, в равной степени как в "плюс", так и в "минус").

Хорошая иллюстрация к вопросу, навязывалась ли церковная карьера детям, ещё не способным что-либо решать. А заодно, косвенно, о доступе к образованию.

"Если в деревне произойдет кража днем ценою меньше трех шиллингов, то за это сельский староста в тот же день может подвергнуть телесному наказанию, или дать откупиться тремя шиллингами. Затем тот считается обесчещенным и лишенным прав. Это высший суд, который имеет сельский староста; он не может судить по тому делу, если прошла ночь после подачи жалобы."

То есть, шеффенов старались не нагружать совсем уж мелкой текучкой в том объёме, где может справится сама местная община - но только, если вопрос решается очень быстро.

"Христианина - мужчину или женщину, если он еретик, и того, кто имеет дело с волшебством или с отравлениями, если он будет в том изобличен, следует подвергнуть сожжению на костре."

А вот это ОЧЕНЬ важный момент. На тему Инквизиции, церковного мракобесия, и всё такого прочего. На дворе XIII век. Ещё столетия до Торквемады, Крамера, "Молота ведьм", да и саму Святую Инквизицию учредили 5-10 лет назад. Но такое положение уже есть в СВЕТСКОМ законе.

"Деньги нужно возобновлять при приходе нового господина. Никто не имеет права учреждать или выпускать монету без согласия судьи в пределах его судебного округа. Так же должен и король для правомерности прислать свою перчатку в доказательство того, что такова его воля. Когда монеты определенной чеканки запрещают, то в течение 14 дней можно еще этой монетой платить и выкупать залог. Кто этой монетой будет покупать после правомерного срока, тому может монетный мастер разбить монеты, но должен их, разбитые, вернуть."

Такие вот правила эмиссии. Опять же, обратите внимание: XIII век! А всё это уже кодифицировано, и работает. А вы удивляетесь, почему в Германии порядок...

"Ни за какое преступление нельзя разрушать крестьянские дома, разве только в них была изнасилована девушка или женщина или туда притащена для изнасилования. Об этом должно быть решение суда, если обвинение не будет опровергнуто на суде. Если же по этому поводу состоялось решение, то, хотя тот затем явится и изнасилование опровергнет, его ущерб все же ему не возмещается, потому что это не было опровергнуто до того, как по этому поводу состоялся суд. Всякий, кто участвовал в изнасиловании, должен быть обезглавлен."

Средневековье в целом очень сильно мифологизировано в массовом сознании (причём, в равной степени как в "плюс", так и в "минус").-2

К вопросу о бесправных женщинах Средневековья. Впрочем...

"Кто прелюбодействует с чужой женой или изнасилует женщину, тот, если даже он и женится на ней, никогда не получит от нее законных детей"

...так что не всё так уж и радужно.

"Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый. Крепостная зависимость имеет своим источником принуждение, и плен, и несправедливое насилие, что с древних времен выводится из неправедного обычая и теперь хотят возвести в право."

О невероятных несправедливостях социального неравенства в Средневековье. Кстати, вспомним, когда до этой мысли дошли в России... опять же, увы, многое становится понятно.

Grand Orient