Найти тему
Максим Бутин

6459. СПЕКУЛЯЦИЯ И СПЕКУЛЯТИВНОЕ…

1. Этимология русского слова «спекуляция», немецкого «Spekulation», и образованных от них «спекулятивного» и «Spekulativ», восходит к латинскому «speculator», означающему «видящий», «надзирающий» и даже «стекло», «очки», «взгляд». Отдалённо связаны со «Spekulation» «Spiegel» — «зеркало», «Späher» — «дозорный, наблюдатель, шпион», «Spitzel» — «шпион, соглядатай». И т. д. И т. п.

В любом случае «спекулятивный» значит отражённый во взгляде, в более широком смысле — отражённый в мыслящей голове с именно зрительной спецификацией отражения, иначе говоря — здесь приходится иметь дело с интеллектуальным созерцанием.

2. Вот почему «ленинская теория отражения» вполне спекулятивна, ибо в ней «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. — Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5. В 55 тт. Т. 18. М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 131.

Процесс копирования, фотографирования, отображения материи в ощущениях есть спекуляция. Результат копирования, фотографирования, отображения материи в ощущениях есть спекулятивное. И вот это последнее, спекулятивное, спекулятивно настолько, насколько обрело, как результат, вторую, уже сознанную, реальность в ощущениях. Можно сказать, субъективизация любого предмета ведёт его к спекуляции и спекулятивному образу.

3. Понятно, что и перепродажа товара, то есть достойное купеческое занятие, есть в чистом виде спекуляция, ведь товар сперва приходит к купцу, так сказать субъективизируется, а потом, отметившись в купеческом кошельке сперва убылью, а потом прибылью, возвращается в среду рынка. Вообще любая розничная торговая сеть спекулятивна: покупает товар по оптовой цене, продаёт по цене розничной, занята перепродажей. И биржевые спекуляции, состоящие в том, что те или иные ценные бумаги сперва покупаются, а потом они же продаются, суть именно спекуляции в строгом значении этого понятия.

4. Но, разумеется, в мыслительном построении использовать понятия спекуляции и спекулятивного можно по-разному. Важно лишь соблюдать два условия, необходимые для каждого вменяемого использования понятий.

(1) Не издеваться над словом и не перечить этимологии слова, использованного для обозначения понятия. К примеру, не называть ум носками или самосознание бормотухой.

(2) Точно определять смысл понятия и впредь уже держаться этого смысла.

5. Георг Вильхельм Фридрих Хегель (1770.08.27 — 1831.11.14), конечно же, знает латинские корни спекуляции и спекулятивного. Поэтому он не возражает против субъективного понимания спекулятивного, но Г. В. Ф. Хегелю этого смысла спекулятивного недостаточно.

Текст 1.

«Weiter ist nun das Spekulative überhaupt nichts anderes als das [177 — 178] Vernünftige (und zwar das Positiv-Vernünftige), insofern dasselbe gedacht wird. Im gemeinen Leben pflegt der Ausdruck Spekulation in einem sehr vagen und zugleich untergeordneten Sinn gebraucht zu werden, so z. B., wenn von Heirats- oder Handelsspekulationen die Rede ist, worunter dann nur so viel verstanden wird, einerseits daß über das unmittelbar Vorhandene hinausgegangen werden soll und andererseits daß dasjenige, was den Inhalt solcher Spekulationen bildet, zunächst nur ein Subjektives ist, jedoch nicht ein solches bleiben, sondern realisiert oder in Objektivität übersetzt werden soll.

Es gilt von diesem gemeinen Sprachgebrauch hinsichtlich der Spekulationen dasselbe, was früher von der Idee bemerkt wurde, woran sich dann noch die weitere Bemerkung schließt, daß vielfältig von solchen, die sich schon zu den Gebildeteren rechnen, von der Spekulation auch ausdrücklich in der Bedeutung eines bloß Subjektiven gesprochen wird, in der Art nämlich, daß es heißt, eine gewisse Auffassung natürlicher oder geistiger Zustände und Verhältnisse möge zwar, bloß spekulativ genommen, sehr schön und richtig sein, allein die Erfahrung stimme damit nicht überein, und in der Wirklichkeit könne dergleichen nicht zugelassen werden. Dagegen ist dann zu sagen, daß das Spekulative seiner wahren Bedeutung nach weder vorläufig noch auch definitivein bloß Subjektives ist, sondern vielmehr ausdrücklich dasjenige, welches jene Gegensätze, bei denen der Verstand stehenbleibt (somit auch den des Subjektiven und. Objektiven), als aufgehoben in sich enthält und eben damit sich als konkret und als Totalität erweist. Ein spekulativer Inhalt kann deshalb auch nicht in einem einseitigen Satz ausgesprochen werden. Sagen wir z. B., das Absolute sei die Einheit des Subjektiven und des Objektiven, so ist dies zwar richtig, jedoch insofern einseitig, als hier nur die Einheit ausgesprochen und auf diese der Akzent gelegt wird, während doch in der Tat das Subjektive und das Objektive nicht nur identisch, sondern auch unterschieden sind».

Hegel, G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Mit den mündlichen Zusätzen. — Hegel, G. W. F. Werke. In 20 Bänden. Bd 8. Auf d. Grundlage d. Werke von 1832 — 1845 neu ed. Ausg., Ausg. in Schriftenreihe «Suhrkamp-Tasdienbuch Wissenschaft». — Frankfurt am Main: Suhrkamp. SS. 177 — 178.

«Далее следует указать, что спекулятивное есть вообще не что иное, как разумное (и именно положительно разумное), поскольку оно мыслится. В повседневной жизни слово «спекуляция» употребляется в очень смутном и одновременно очень вторичном смысле; так, например, говорят о торговых или брачных спекуляциях, имея в виду, с одной стороны, то, что в этих предприятиях выходит за пределы непосредственно наличного, и, с другой — то их содержание, которое пока ещё лишь субъективно, но не должно оставаться таковым, а должно реализоваться и переместиться в область объективного.

Об этом обычном употреблении слова «спекуляция» следует сказать то же самое, что мы сказали выше об употреблении слова «идея»; к этому мы должны ещё прибавить, что часто люди, считающие себя достаточно образованными, также говорят о спекуляции лишь в определённом смысле — в смысле только субъективного. Чисто спекулятивное понимание природных или духовных состояний и отношений, говорят эти люди, может быть, правда, прекрасным и правильным, но опыт не согласуется [211 — 212] с этим пониманием, и в применении к действительности оно не может быть допущено. Против этого мы должны сказать, что спекулятивное по своему истинному значению ни в предварительном, ни в окончательном определении не есть нечто чисто субъективное, но, наоборот, есть именно то, что содержат в себя снятыми те противоположности, дальше которых рассудок не идёт (и, следовательно, содержит в себе также и противоположность между субъективным и объективным) и именно этим обнаруживает себя как конкретное и как тотальность. Спекулятивное содержание поэтому не может быть также выражено в одностороннем предложении. Если, например, мы говорим, что абсолютное есть единство субъективного и объективного, то это хотя и правильно, но всё же односторонне постольку, поскольку здесь выражено только единство и именно на нём делается ударение, между тем как на самом деле субъективное и объективное ведь не только тождественны, но также и различны».

Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 тт. Т. 1. Наука логики. Перев. Б. Г. Столпнера. — М.: «Мысль», 1974. Сс. 211 — 212.

Нетрудно догадаться, что означают в данном контексте торговые спекуляции. Это именно купеческий бизнес: подешевле купить, подороже продать.

Но что такое брачные спекуляции? Конечно, это не работа отдела трудового контроля на производственном предприятии. Речь идёт о строительстве матримониальных отношений, марьяже, семейной жизни. А какие там, в браке, спекуляции? Единственно, что подходит под спекуляции — это то, что сваты долго рядились с родителями невесты, прикидывая и так и эдак ситуацию венчания в церкви, регистрации брака в мэрии, содержания брачного контракта, количества приданого с обеих сторон, организации свадьбы и даже места будущей совместной жизни молодой семьи…

Для Г. В. Ф. Хегеля существенно важно, что спекуляция объединяет разное в одном, это объединение мыслится и в этой мыслимости не перестаёт быть объективным, то есть то, что В. И. Ульянов (Н. Ленин) называет «отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

6. Более того, в одном из разделов «Науки логики» в составе «Энциклопедии философских наук», именно в трёх отношениях мысли к объективности, Г. В. Ф. Хегель находит спекулятивному совершенно точное место и, соответственно, точное понимание в составе триады этого отношения мысли к объективности.

Текст 2.

«Das Logische hat der Form nach drei Seiten: α) die abstrakte oder verständige, β) die dialektische oder negativ-vernünftige, γ) die spekulative oder positiv-vernünftige.

Diese drei Seiten machen nicht drei Teile der Logik aus, sondern sind Momente jedes Logisch-Reellen, das ist jedes Begriffes oder jedes Wahren überhaupt. Sie können sämtlich unter das erste Moment, das Verständige, gesetzt und dadurch abgesondert auseinandergehalten werden, aber so werden sie nicht in ihrer Wahrheit betrachtet. — Die Angabe, die hier von den Bestimmungen des Logischen gemacht ist, sowie die Einteilung ist hier ebenfalls nur antizipiert und historisch».

Hegel, G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Mit den mündlichen Zusätzen. — Hegel, G. W. F. Werke. In 20 Bänden. Bd 8. Auf d. Grundlage d. Werke von 1832 — 1845 neu ed. Ausg., Ausg. in Schriftenreihe «Suhrkamp-Tasdienbuch Wissenschaft». — Frankfurt am Main: Suhrkamp. S. 168.

«Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную, или рассудочную, β) диалектическую, или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную, или положительно-разумную. [201 — 202]

Эти три стороны не составляют трёх частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще. Все они могут быть положены в первом моменте, в моменте рассудочности, и благодаря этому могут быть удерживаемы в своей обособленности, но в этом виде они рассматриваются не в их истине. Указания, которые здесь делаются относительно определения логического, равно как и относительно разделения логики, также являются лишь предвосхищением и историчны».

Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 тт. Т. 1. Наука логики. Перев. Б. Г. Столпнера. — М.: «Мысль», 1974. Сс. 201— 202.

(1) Рассудочная мысль фиксирует предметы мысли в их обособленности и различенности.

(2) Диалектическая, или отрицательно-разумная мысль, приводит различные предметы мысли в движение, сталкивает их, доводит их до проникновения друг в друга и даже до тождества друг с другом. Диалектика разрушает границы между предметами мысли, границы, ранее установленные рассудком.

(3) Спекулятивная, или положительно-разумная мысль, синтезирует всё позитивное в объединённых различиях и даже противоположностях предметов мысли и представляет их как одно.

Таким образом, спекулятивное отношение мысли к объективности — это вершина мысли или если хотите — предельная её глубина.

И если диалектика здесь мыслится, выражаясь вульгарно и диалектико-материалистически, как борьба противоположностей, начало и ход развития противоречия, то спекуляция — как единство противоположностей, разрешение и итог противоречия в синтезе противоположностей.

7. Вы по-прежнему можете испытывать неприязнь к спекуляции, ненавидеть спекулянтов и при слове «спекуляция» собачка в ваших мозгах непременно закусывает зуб шестерёнки и дальше поток вашей неприязни будет уже безудержным и неостановимым, как ход только что заведённых швейцарско-подексных часов «Blancpain» или хотя бы татарско-чистопольского «Восхода».

И всё же, если вы хотите понять Г. В. Ф. Хегеля в самом существе его мысли, вам не обойтись без строго терминологического понимания спекулятивного. В противном случае это ваше стремление понять есть стремление предварительно испорченного и потому негодного к пониманию ума, может, даже ума неизлечимого идиота. Помните о собачке. Держите её на привязи. Не давайте тикать часам слепой умственной ненависти.

2024.07.03.