В Выставочном зале в Липецке открылась выставка двух художников, связанных не только общей профессией, но родственными отношениями. Творчество Игоря Викторовича Малявкина представляют графические произведения, выполненные в технике офорта, а Олег Игоревич увлекается живописью. Всего на выставке представлено более 70 произведений. Семейные традиции, творческая жизнь династии художников стала мощным стимулом самосовершенствования и достижения профессионализма. Произведения мастеров пронизаны идеей неразрывного единства природы, человека и искусства. Не все читатели нашей газеты знают об этих художниках, поэтому расскажем немного об их судьбах.
Игорь Викторович Малявкин родился в 1928 году в селе Трубетчино Добровского района. Рисовать любил с детства. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 13 лет. Добровский район входил тогда в состав Рязанской области. Район оккупирован не был, многие добровцы ушли на фронт, кто-то ковал Победу в тылу. Когда война закончилась, ему было 17 лет. В 1949 году он окончил Пензенское художественное училище, а потом учился на факультете графики в Московском полиграфическом институте, который окончил в 1961 году.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ
В 1950 году он трудился художником в драматическом театре Северного флота, а в 1956 году - в Рязанском областном драматическом театре. Это все сказалось на его творчестве. Женился, некоторое время семья жила в Данкове, где и родился сын Олег. Было рассказано, что первый офорт художника «На старт», посвященный летчикам, получил право на участие в зональной выставке. В1958 году семья переехала в Липецк. Здесь Игорь Викторович работал художником-ретушером в областной газете «Ленинское знамя». С 1961 года трудился художником-редактором Липецкого областного книжного издательства, а с 1964 года – в Липецких художественно-промышленных мастерских Липецкого отделения Художественного фонда РСФСР.
Членом Союза художников СССР стал в 1974 году. Технику он использовал разную, многие его работы выставлялись на персональных, областных, республиканских и всесоюзных выставках. Он автор серии линогравюр, которые можно увидеть и на этой выставке – «Хозяева неба», «Часовые воздушных застав», «Крылатые земледельцы», «В морском клубе». Он рисовал летчиков, самолеты, например, «МиГи», «Су», но и Ан-2. Еще любил изображать вертолеты. Для этого он специально выезжал на аэродромы, знал лично не только многих летчиков, но и тех сотрудников, которые обслуживали самолеты и вертолеты.
Еще у него есть работы, которые он создавал в цикле «Цехи Липецкой Магнитки». Там он изображал Новолипецкий металлургический комбинат, металлургов, сталеваров. Писал также Липецк в серии «Знакомые улицы». К сожалению, многих домов, зданий и сооружений уже нет, но они сохранились на его офортах. Рисовал он и липчан. Также у него есть живописные работы. Это в основном пейзажи. Многие были созданы в командировках. Еще он был иллюстратором книг многих липецких авторов. Игорь Викторович был отмечен наградами Союза художников СССР и правительственных организаций. Ушел он из жизни в 1985 году. А на выставке можно увидеть его офорты «Подготовка к полету», «По тревоге», «Приземлился», «На задание» и другие.
УЧИТЕЛЯ БЫЛИ ХОРОШИЕ
Олег Игоревич Малявкин родился в 1957 году. После окончания восьмого класса средней школы поступил в Бутурлиновское художественно-графическое училище, которое окончил в 1976 году. Вообще-то оно раньше находилось в Воронеже, но потом учреждение перевели в Бутурлиновку. Конкурс был большой, но подготовка со стороны отца помогла. В училище были хорошие педагоги. Обучалось в училище мало будущих художников, многих Олег Игоревич хорошо знал и иногда и сегодня встречается с ними. В том же году он устроился работать в Липецкие художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Оттуда ушел служить в армию.
Воинская часть находилась под Воркутой. Природа там весной оживала, такие краски раньше ему видеть не доводилось. В армии продолжал рисовать, писал сослуживцев, природу, чумы, оленеводов. После армии посещал курсы, где преподавали многие известные художники, в том числе и Виктор Семенович Сорокин. У него Олег Игоревич многому научился. В те времена, а это еще был Советский Союз, художники ездили на творческие дачи. Одна из поездок была вместе с Виктором Семеновичем и Виктором Ивановичем Королевым, которые поделились с молодым художником «своими секретами». Потом были и другие поездки, а еще они ездили на этюды. Проходили такие поездки во все времена года.
Он изображал красоту нашей Липецкой земли. В 1989 году его приняли в члены Союза художников СССР. Его произведения восьмидесятых – девяностых годов отличаются лиричностью, нежностью. В девяностые годы Олег Игоревич работал директором выставочного зала Союза художников России в Липецке, директором ЛХПМ художественного фонда. Не раз избирался членом правления Липецкой организации Союза художников, в 2018 году был избран Почетным членом Российской академии художеств, в 2022 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Липецкой области».
Художник посетил многие страны мира, где продолжал писать с натуры, помимо этого, ездил по стране, например, в Тверскую область, был на Валдае, на Селигере, где запечатлевал интересные места, но и продолжал работать в Липецкой области, создавая образы родной земли. С годами его живопись становилась все более выразительной, насыщенной. Некоторые его произведения, созданные в те годы, можно увидеть сегодня на выставке.
Есть у него и работы, посвященные морю, например, это «Начало сезона. Коктебель», «Город Бешенев. Словакия». Сам Олег Игоревич признается, что ему интересен сам процесс создания картин, нежели конечный результат. Процесс захватывает, завораживает, порой от первоначальной задумки приходиться отступить, поскольку природа, которую он изображает, вносит свои коррективы. Все это ему кажется очень интересным, он считает, что в этом и есть творчество. За свою жизнь художник создал большое количество полотен, на выставке представлена лишь небольшая их часть, но и эта часть рассказывает о нем многое.
ДОСТОЙНЫЙ ПРОЕКТ
Председатель правления Липецкого отделения Союза художников России Сергей Анатольевич Толчеев отметил, что выставка получилась разноплановая, необычная, эмоциональная. Символично, что она проходит в Год семьи и рассказывает о том, как родители могут повлиять на выбор своих детей и не зря экспозиция называется так. Много личных переживаний связано у Сергея Анатольевича с семьей Малявкиных, он считает, что это настоящие, профессиональные, серьезные и талантливые мастера. Творчество Олега Игоревича ему более знакомо, а вот с творчеством его отца он был знаком не глубоко. Он поздравил зрителей с таким достойным проектом и пожелал насладиться творчеством отца и сына Малявкиных.
Организатор выставки, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Евгеньевна Жебылева сообщила, что это первый совместный проект за последние три года выставочного зала с художественным музеем. Он оказался плодотворным. Она отметила работу сотрудников художественного музея, поблагодарила Ирину Виленовну Дворянчикову, Надежду Николаевну Беляеву. А также отметила, что каждый художник отражает то время, в котором он живет. В работах Игоря Викторовича прослеживается отношение народа к нашей армии, которой мы гордились, в его произведениях ярко представлен образ защитника Отечества.
Кроме того, художник изображал людей труда, эта тема тоже интересовала тогда художников. Еще он создавал графические работы о природе и красотах родного края. Однако и настоящее время никуда не ушло. Если посмотреть на творческие работы Олега Игоревича, то можно отметить, что человек пытается показать время через призму своих произведений. Он никого не пытается удивить, внести в свои работы креативность, он честно показывает время таким, какое оно было и есть. Порой в его работах нет ярких красок, броских сюжетов, но это и не нужно, ведь главное – это честно передать окружающий мир и ему это удается.
Олег Игоревич поблагодарил всех присутствующих, областное управление культуры, липецкий художественный музей, областной выставочный зал за организацию и проявленный интерес к семейной экспозиции. Еще он пожелал присутствующим присмотреться к представленным произведениям, возможно, увидеть то, что кажется нам повседневным, но художник запечатлел это не зря. Безусловно, разница между видением мира отцом и сыном большая, но есть у них и общее – это любовь к своей Родине, к людям, которые ее населяют и той жизни, что наполняет нас.