На первый взгляд, история про "первый в мире советский мобильник" выглядит правдоподобно: есть сам изобретатель, есть фотографии устройства, есть публикации, посвященные работе устройства, есть даже авторское свидетельство. Между тем, утверждение патриотической пропаганды, что в СССР якобы изобрели мобильный телефон - всего лишь спекуляция.
Начнем с того, что мобильный телефон - понятие неоднозначное. Если под мобильным телефоном подразумевать сотовый телефон, то "мобильник" Куприяновича точно им не являлся.
Саму концепцию сотовой связи придумали инженеры компании Bell Labs в 1947 году, предложив принцип шестиугольных ячеек для мобильной телефонии. Но на то время нужных технологий для организации сотовой связи еще не существовало и только в 1971 году компания Bell Labs представила подробный план системы в Федеральную комиссию связи США. Спустя 2 года появился первый сотовый телефон Motorola DynaTAC.
Если же под мобильным телефоном подразумевать мобильное средство телефонной связи, то такие устройства появились в США еще в 1946 году - это радиотелефонные системы MTS от Motorola.
Правда радиотелефоны MTS были громоздкими: оборудование весило 80 фунтов (~36 кг.) и занимало половину багажника.
Зато система MTS применялась на практике, тогда как о технических возможностях мобильного устройства Куприяновича известно мало и только из советской прессы. Поэтому трудно оценить, насколько устройства Куприяновича годились для практического использования, что зависело от таких параметров, как стабильность частоты, помехозащищенность, устойчивость работы и т.д. Кроме того, примененная система избирательного вызова мобильного аппарата (по частоте тонального сигнала) давала очень небольшую номерную емкость.
Прототипы Куприяновича и карманный таксофон
Первый прототип мобильного телефона Куприяновича (ЛК-1) весил три килограмма и был размером с папку.
Второй прототип (ЛК-2) весил уже 500 граммов и помещался в руке.
Такой телефон, наверное, можно было бы разместить в двух больших карманах пиджака (вместе с трубкой), если бы антенна полностью убиралась в корпус.
Есть еще одна фотография якобы разработанного Куприяновичем устройства, размером с ладонь.
Такое устройство точно бы поместилось в карман... если бы существовало. Вот только данное изображение, судя по всему, монтаж. Первое, что бросается в глаза - это непропорционально маленький размер номеронабирателя на картинке.
Можно предположить, что в качестве основы для монтажа использовали советский таксофон тех лет, только номеронабиратель передвинули левее.
Никаких "живых" фотографий "телефона размером с ладонь" патриотическая пропаганда так и не предъявила. В 2014 году канал "Россия" показал фильм Александра Евсюкова "Кто первый? Хроника научного плагиата", где, в частности, демонстрировали образцы различных мобильных телефонов Л.И. Куприяновича и подобного миниатюрного устройства среди них нет.
Что касается реально существовавших прототипов, ЛК-1 и ЛК-2, то сравнивать их с Западными радиотелефонами того времени только по габаритам, без учета функциональных возможностей - некорректно. Тем более, что в самом СССР, начиная с 1963 года, использовали автомобильные радиотелефонные станции Алтай, которые весили свыше 20 кг.
Почему же не задействовали разработки Куприяновича? В патриотической пропаганде данное обстоятельство объясняют чуть ли не правительственным заговором:
Вполне вероятно, что мобильники Куприяновича «засекретили». Возможно также, что Куприянович своими мобильниками перешел дорогу разработчикам правительственно-номенклатурной мобильной системы связи «Алтай». Ведь он самостоятельно разработал более дешевую, более компактную и более эффективную систему. Между тем на «Алтай» были уже потрачены немалые государственные деньги. Может быть партийно-советское руководство просто решило, что мобильники советским людям ни к чему.
Куда логичнее предположить, что устройства Куприяновича не годились для широкого применения, а "дешевыми и более эффективными" они были только на страницах советских газет, тех самых, где уменьшенное изображение таксофона пытались выдать за карманный мобильник. Возможно, устройства Куприяновича имели недостаточно мощный приемник, чтобы держать стабильный и четкий сигнал в городских условиях, либо была какая-то совокупность причин (например, известно, что радиотелефон ЛК-1 был 4-канальный, тогда как мобильные станции «Алтай» были 16-канальными).
Почему мобильные телефоны стали компактными только после внедрения сотовой связи?
Мобильные телефоны стали меньше, потому что сигнал стал доступнее, а не потому что вдруг придумали способ радикально уменьшить конструктивные элементы телефона. А сигнал стал доступнее, потому что технология сотовой связи позволила многократно использовать частоты на небольших прилегающих территориях, покрытых относительно маломощными передатчиками - это открыло дорогу для массового внедрения мобильной связи.
Тогда как радиотелефонная связь плохо масштабировалась, а значит было не целесообразно развивать инфраструктуру для повышения доступности сигнала. Та же система связи «Алтай» на пике обслуживала 25 тыс. абонентов, зато для её работы было достаточно 1-2 базовых станций на город (строить больше для повышения комфорта всё тех же условных 25 тыс. абонентов не имело смысла).
Для наглядности: сравнение технических возможностей радиотелефонной и сотовой связи.
Видимо поэтому, когда американский изобретатель Эл Гросс в 1950-м году предложил идею портативного мобильного радиотелефона, то получил отказ от телефонных компаний:
В 1950 году Эл Гросс продемонстрировал портативный приемопередатчик FCC как “беспроводной удаленный телефон”. Затем он тщетно пытался заинтересовать американские телефонные компании мобильной телефонией, но получил отказ. Bell Telephone не была заинтересована, а другие компании боялись монополии Bell на линии передач.
https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?arnumber=911321
Использование компактных мобильных телефонов требовало бы дополнительных вложений в развитие инфраструктуры, что было экономически не целесообразно, учитывая технические ограничения радиотелефонной связи.
Эл Гросс также известен как изобретатель пейджера. Пейджер Гросса легко помещался в карман, весил 200 гр. и принимал сигналы в радиусе 40 километров от единственной передающей вышки.
Болгарские радиотелефоны
Между тем, патриотическая пропаганда утверждает, что идеи Куприяновича все же получили развитие, но в Болгарии.
В 1959 году инженер Христо Бачваров (Бъчваров) взял патент в области мобильной радиотелефонии, а в 60-х годах создал мобильный телефон, концептуально сходный с радиофоном Куприяновича.
В одном из интервью Христо Бачваров заявил, что серийному производству таких устройств помешал советский запрет на использование американских и японских транзисторов (Болгария тогда была страной соцлагеря, поэтому не была самостоятельна в принятии таких решений).
Впрочем, к середине 1960-х болгарским инженерам все-таки удалось сделать промышленные образцы мобильного телефона: РАТ-0,5 и АТРТ-0,5. В Интернете информации об этих устройствах мало, но здесь пишут, что, по мнению болгарского радиоконструктора Петера Хинкова, данные устройства не получили широкого распространения из-за того, что обслуживающая их базовая станция РАТЦ-10 могла "держать" только один канал связи с проводной АТС, то есть соединяться с городскими номерами мог только один такой аппарат.
У Петера Хинкова есть сайт, где он, в частности, рассказывает о созданном при его участии 10-канальном радиотелефоне PT21-10 и он был гораздо крупнее радиотелефонов РАТ-0,5 и АТРТ-0,5.
А в 1967 году в США появилось сопоставимое по габаритам мобильное устройство от Carry Phone в форме дипломата.
Данное устройство имело 11 свободных каналов и, если верить рекламе, по нему можно было звонить даже из самолета.
Про болгарские телефоны РАТ-0,5 и АТРТ-0,5 пишут, что они использовались в качестве системы ведомственной связи для промышленных предприятий, где, казалось бы, большой необходимости в портативных радиотелефонах нет, потому что вместо них можно использовать рации.
Что изобрёл Куприянович?
Под изобретением понимается какая-нибудь новая технология, нельзя изобрести просто "маленький телефон". Можно сделать устройство меньше, пожертвовав частью функционала, но это не будет изобретением. И в авторском свидетельстве Куприяновича нет никаких пояснений по поводу того, за счет каких решений или упрощений его устройство получилось компактным.
Новшеством телефона Куприяновича, заявленным в патенте, было то, что он мог осуществлять двухсторонний вызов напрямую, минуя оператора связи, тогда как существовавшие в то время Западные радиотелефонные системы этого якобы не умели.
Иногда пишут, что Куприянович изобрел автоматическую радиотелефонную связь, но первая автоматическая система коммутации, под названием Dial Direct, была запущена в США в 1948 году.
Первая автоматическая система мобильной телефонной связи вступила в эксплуатацию 1 марта 1948 года в Ричмонде, штат Индиана. Эта система, известная как Dial Direct, была разработана Рэмси Макдональдом и работала без какого-либо ручного вмешательства, пока звонки совершались между абонентами мобильной системы или оставались в пределах фиксированной локальной сети, к которой была подключена мобильная система.
https://www.ericsson.com/en/about-us/history/changing-the-world/small-steps-great-advances/first-networks
А вот хронология изобретений в области мобильной телефонии до даты патентной заявки Куприяновича:
- Беспроводной телефон, NB Stubblefield, 1908 г.
- Звонок для радиопередатчиков, Дженерал Электрик, 1935 г.
- Радиотелефонная система, AT & T, 1941 г.
- Терминал управления мобильным радиотелефоном, Эверхард Х.Б., 1951 г.
- Автоматический выбор каналов приема, Bell Telephone, 1952 г.
- Радиотелефонная система с автоматическим набором номера, Рамзи Макдональд, 30.09.1957 г.
А если автоматические радиотелефонные системы уже были, тогда в чем новшество устройства Куприяновича? В маленьких габаритах самого устройства? А возможности и функционал были такими же, как у автомобильных радиотелефонов того времени?
У Куприяновича не было споров о приоритете ни с Моторолой, ни с другими американскими компаниями. Со второй половины 60-х годов Л. И. Куприянович переключился на создание медицинской техники - в частности, им был создан прибор Ритмосон для контроля сна. Похожие устройства уже были на Западе (например, Dreamachine), но Куприянович смог получить патент в США (US4289121A), а значит предложил что-то новое в данной области. Учитывая, что Куприянович пережил СССР, никаких споров о приоритетах с Западными компаниями в области мобильной телефонии не вел, а также не делал никаких заявлений такого рода, то логично предположить, что его изобретение не содержало в себе никаких новаций, которые были бы использованы в дальнейшем для внедрения массовой мобильной телефонии.
Подытожим
Утверждение, что Куприянович создал первый мобильный телефон - ложно. Во-первых, мобильными телефонами можно считать и автомобильные радиотелефонные системы. Во-вторых, до Куприяновича уже был прототип компактного радиофона от изобретателя Эл Гросса. Возможно, были и другие подобные разработки от Западных радиолюбителей, просто они не получали такого пиара, как разработки советских инженеров, поэтому информацию о них трудно найти в сети (да и про устройство Эл Гросса упоминается лишь вскользь, в контексте других его изобретений, которые были широко востребованы).
Что касается изображения миниатюрного телефона (в форме таксофона) в советской прессе, то это не тянет даже на ранний макет будущего устройства, учитывая непрактичность такого маленького номеронабирателя.
Для сравнения, примерно в то же время на Западе вышла газетная заметка с макетом "раскладушки" - до появления первых "раскладушек" было ещё далеко, но они, по крайней мере, были похожи на этот макет.
Таким образом, тут мы имеем дело с типичной для патриотической пропаганды манипуляцией, когда ранний прототип противопоставляется серийным образцам, причем сравниваются только габариты устройств, а не их технические возможности. Это как если бы кто-то изготовил маленький виниловый проигрыватель и заявил, что создал "первый плеер" задолго до кассетного плеера, но такие устройства были бы непрактичны, поэтому их не делали. Именно появление сотовой связи сделало целесообразным создание компактных устройств для мобильной телефонии, также как появление компакт-кассет сделало возможным появление плееров.
Если же говорить об идее мобильника как таковой, то первый патент на портативный мобильный телефон подал финский изобретатель Эрик Тигерстедт аж в 1917 году (DK22091C). Прототипа данного устройства, судя по всему, не было изготовлено, но если бы Эрик Тигерстедт был советским инженером, то патриотическая пропаганда наверняка бы нарекла его изобретателем мобильного телефона. А то, что мобильная, пейджинговая и сотовая связь появились в СССР лет на 20 позже, чем на Западе, так это "просто не умели внедрять".
Источники
- История мобильной телефонии (англ.)
- История беспроводной связи (англ.)
- Первые сети (англоязычная статья рассказывает о первых автоматических системах мобильной телефонной связи)
- Христо Бахваров: Я изобрел GSM в 1959 году. Меня наняли в Госбезопасность (на болгарском языке)
Возможно вам также будут интересны разборы других фейков о советских приоритетах: