1 июля 2023 года в Курске кардинально изменилась маршрутная сеть. Социальные сети поначалу взорвались возмущениями горожан: люди жаловались на очереди на остановках, долгое ожидание транспорта и отсутствие привычных маршруток. Были штурмы забитых салонов, на работу в автобусах ненадолго заставили ездить чиновников, временно на линии пришлось возвращать часть «ПАЗиков» из-за нехватки транспорта... Постепенно вроде бы многое устаканилось. Прошел год со дня транспортной революции. Попытаемся по возможности объективно оценить изменения в областном центре.
«Проснулись словно в другом городе»
Изначально большинство курян разделились на две крупные группы с противоположными точками зрения. Одни были за сохранение прежней системы общественного транспорта в городе, безусловно требовавшей доработки и жесткого контроля. Их основные мнения: несмотря на явно завышенное число маршрутов и, собственно, маршруток, а также на техническое состояние многих из них, в принципе, пассажир мог достаточно быстро добраться из одной точки города в другую. Резкое сокращение числа автобусов, безусловно, немного разгрузило городские улицы, но кардинальным решением для устранения пробок в часы пик, конечно, стать не могло.
Вторая часть населения города активно ратовала за сокращение разномастных и зачастую старых и небезопасных микроавтобусов и «ПАЗиков», радуясь выходу на новые маршруты современных автобусов с кондиционерами, зарядками для телефонов, низким полом и другими удобствами для маломобильных граждан. Они должны радовать глаз, проезжая по улицам.
Хотели как лучше, получилось как обычно. Итог нововведения многие расценивают как «удовлетворительно». Разберемся почему...
В первые дни транспортной реформы почти отовсюду звучало категоричное требование «вернуть как было». Чиновники и организаторы реформы с этим не соглашались, заявляя, что пассажиры в ближайшее время оценят новшества по достоинству.
У многих курян возникло стойкое ощущение, что они проснулись в чужом городе. Собрались на работу, привычно вышли на свою остановку, а на чем и куда можно уехать – непонятно.
Вероятно, уповая на мобильные приложения и чрезмерно цепкую память курян, транспортные реформаторы не удосужились «расшифровать» маршруты в самих автобусах. И так сойдет, как говорил герой одного мультфильма. Запомнят!..
Не увидев привычных табличек «через центр», «по ул. Запольной», «по ул. Стрелецкой», «по ул. Литовской», пассажиры при посадке в автобус в недоумении принялись то и дело спрашивать водителей, как и по каким улицам идет данный транспорт.
Водители, поначалу в основном иногородние, сами не всегда могли ответить на столь каверзные вопросы. А за день непрерывных ответов у перевозчиков начинали болеть и языки, и головы.
И до сих пор – спустя год с начала реформы! – пассажиры, особенно пожилые, продолжают спрашивать вероятный маршрут, едва не на каждой остановке.
Мобильное приложение, к слову, скачали 45 тысяч раз – это чуть больше 10% населения города.
С улицы Агрегатной на проспект Дериглазова через вокзал
О том, как ходят некоторые маршруты, – отдельный разговор. Наверняка жителям тех улиц, по которым раньше совсем не ездили автобусы, нововведение стало благом цивилизации и большой радостью.
Например, сев в автобус «Магазин «Полет» – рынок на Дериглазова» вы не попадете не то что на остановку «Улица Союзная» или «Улица Дубровинского», но уж тем более на «Площадь Перекальского» и на улицу Карла Маркса. Хотя, казалось бы, логично. Этот маршрут «партизанскими» тропами пролегает через улицу Чайковского и железнодорожный вокзал, а затем по улице Гудкова выезжает к ТЦ «Метро». Для местных жителей он безусловно необходим. Но если вы спешите на работу и по ошибке сели в него, считайте, что опоздали.
К слову, составители остановок, видимо, не местные, поскольку в их понимании сокращение «м-н «Полет» это «микрорайон «Полет», а не «магазин». Так и Владимир Винокур по радио говорит, объявляя остановку.
Прекрасен маршрут с наименованием «Железнодорожный переезд – ТЦ «Европа». Постоянным пользователям, наверное, он понятен. Но ответ на вопрос: «А какая из «Европ»?» – «На улице Карла Маркса». Прекрасно, но там их четыре. Ждем следующий автобус.
Все же на многих автобусах сбоку появились-таки таблички с краткой расшифровкой маршрута. К примеру «Мкр. Северный – драмтеатр – Центральный рынок – ул. Малышева». Большинству курян становится понятно, как он едет. Но рассмотреть таблички еще надо успеть. Если ты пенсионер без мобильного приложения и с плохим зрением, это беда. Автобусы теперь редко кого ждут. Как электричка в метро, подъехал, высадил-посадил людей и поехал. По расписанию. Но об этом ниже.
Впрочем, до сих пор такой роскоши, как расшифровка маршрутов для пассажиров, удостоили не все автобусы. К примеру, особняком стоит 75М «Ул. 3-я Агрегатная – онкоцентр». Еще одно заметное отличие этих автобусов: оплата при входе у водителя – автобусы без валидаторов. Если вы зашли в заднюю или среднюю дверь при полном салоне, не стать безбилетником почти физически невозможно.
Про низкопольность и расписание
Некоторые оценили удобство бесплатных пересадок, пользуясь возможностью не платить второй раз в течение часа. Но если вы нагружены багажом, удовольствие с пересадкой не из приятных.
Низкопольность транспорта можно считать преимуществом только тогда, когда автобус или троллейбус аккуратно подъезжает вплотную к бордюру на остановке. Поверьте пассажирам, такое соблюдается, мягко говоря, в половине случаев (да и бордюры есть не везде). Вот и приходится пенсионерам и людям с колясками карабкаться, чтобы попасть в салон.
Более-менее комфортно передвигаться не в час пик, хотя очевидно, что скорость движения автобусов, пусть и новых, и красивых, значительно снизилась по сравнению с прежними маршрутками. Если раньше от аэропорта до площади Перекальского можно было доехать за 15 минут, то сейчас не меньше получаса. Один из камней преткновения – бывшие остановки по требованию. До реформы на них тормозили лишь по просьбам пассажиров, теперь водителей обязали, образно говоря, «кланяться каждому столбу». Это увеличивает время рейсов.
В час пик становится до сих пор актуальна общая нехватка подвижного состава. На самых топовых маршрутах утром и вечером люди едут, как селедки в бочке. Иногда войти в автобус просто невозможно – пассажиры у дверей стоят стеной. Повышение пола от средней к задней площадке в некоторых моделях автобусов неудобно, в салонах имеются проблемы и с поручнями – в толпе просто не за что держаться. А периодические резкие рывки «Волгабасов» нередко приводят к падениям пассажиров.
Водители новых автобусов уже менялись. Однако по-прежнему порой можно увидеть гонки за пассажирами и «паровозики» на остановках. Тут уже вопрос к тем, кто составляет расписание и следит за его соблюдением. Каждый день на улице Ленина можно видеть по 3–5 автобусов, друг за другом едущих сначала в сторону Северного микрорайона, затем несколько подряд – в направлении железнодорожного вокзала. Зачем?
Дорога для «Львят»
К новым троллейбусам и электробусам, кстати, нареканий у курян практически нет. А выведенные весной на маршрут №1 новые трамваи «Львенок» вовсе стали одной из достопримечательностей города. Надеемся на продолжение.
Единственной проблемой жители города называют кажущиеся бесконечными дорожные работы и недоделки на трамвайных путях. Но как ранее заявляли власти, в марте было открыто рабочее движение. То есть «Львят» запустили на линию на несколько месяцев раньше. Благоустройство, судя по всему, будет продолжаться в течение лета. Бывший губернатор Курской области Роман Старовойт говорил, что полностью закончить модернизацию трамвайных линий планируют к 1 января 2025 года.
Хроника событий:
Сергей МАТВЕЕВ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1550/new/019335/.
Архив статей газеты ~ № 27 (1550) 2 июля ~ 2024 год.