Найти в Дзене
Друг для друга Курск

«Автобус идет через центр?» Год назад в Курске началась транспортная реформа

Оглавление

1 июля 2023 года в Курске кардинально изменилась маршрутная сеть. Социальные сети поначалу взорвались возмущениями горожан: люди жаловались на очереди на остановках, долгое ожидание транспорта и отсутствие привычных маршруток. Были штурмы забитых салонов, на работу в автобусах ненадолго заставили ездить чиновников, временно на линии пришлось возвращать часть «ПАЗиков» из-за нехватки транспорта... Постепенно вроде бы многое устаканилось. Прошел год со дня транспортной революции. Попытаемся по возможности объективно оценить изменения в областном центре.

«Проснулись словно в другом городе»

   Прошел год, а куряне по-прежнему уточняют у водителей, куда едут автобусы
Прошел год, а куряне по-прежнему уточняют у водителей, куда едут автобусы

Изначально большинство курян разделились на две крупные группы с противоположными точками зрения. Одни были за сохранение прежней системы общественного транспорта в городе, безусловно требовавшей доработки и жесткого контроля. Их основные мнения: несмотря на явно завышенное число маршрутов и, собственно, маршруток, а также на техническое состояние многих из них, в принципе, пассажир мог достаточно быстро добраться из одной точки города в другую. Резкое сокращение числа автобусов, безусловно, немного разгрузило городские улицы, но кардинальным решением для устранения пробок в часы пик, конечно, стать не могло.

Вторая часть населения города активно ратовала за сокращение разномастных и зачастую старых и небезопасных микроавтобусов и «ПАЗиков», радуясь выходу на новые маршруты современных автобусов с кондиционерами, зарядками для телефонов, низким полом и другими удобствами для маломобильных граждан. Они должны радовать глаз, проезжая по улицам.

Хотели как лучше, получилось как обычно. Итог нововведения многие расценивают как «удовлетворительно». Разберемся почему...

В первые дни транспортной реформы почти отовсюду звучало категоричное требование «вернуть как было». Чиновники и организаторы реформы с этим не соглашались, заявляя, что пассажиры в ближайшее время оценят новшества по достоинству.

У многих курян возникло стойкое ощущение, что они проснулись в чужом городе. Собрались на работу, привычно вышли на свою остановку, а на чем и куда можно уехать – непонятно.

Вероятно, уповая на мобильные приложения и чрезмерно цепкую память курян, транспортные реформаторы не удосужились «расшифровать» маршруты в самих автобусах. И так сойдет, как говорил герой одного мультфильма. Запомнят!..

   Обновленный транспорт стал передвигаться медленнее, отмечают горожане
Обновленный транспорт стал передвигаться медленнее, отмечают горожане

Не увидев привычных табличек «через центр», «по ул. Запольной», «по ул. Стрелецкой», «по ул. Литовской», пассажиры при посадке в автобус в недоумении принялись то и дело спрашивать водителей, как и по каким улицам идет данный транспорт.

Водители, поначалу в основном иногородние, сами не всегда могли ответить на столь каверзные вопросы. А за день непрерывных ответов у перевозчиков начинали болеть и языки, и головы.

И до сих пор – спустя год с начала реформы! – пассажиры, особенно пожилые, продолжают спрашивать вероятный маршрут, едва не на каждой остановке.

Мобильное приложение, к слову, скачали 45 тысяч раз – это чуть больше 10% населения города.

С улицы Агрегатной на проспект Дериглазова через вокзал

О том, как ходят некоторые маршруты, – отдельный разговор. Наверняка жителям тех улиц, по которым раньше совсем не ездили автобусы, нововведение стало благом цивилизации и большой радостью.

Например, сев в автобус «Магазин «Полет» – рынок на Дериглазова» вы не попадете не то что на остановку «Улица Союзная» или «Улица Дубровинского», но уж тем более на «Площадь Перекальского» и на улицу Карла Маркса. Хотя, казалось бы, логично. Этот маршрут «партизанскими» тропами пролегает через улицу Чайковского и железнодорожный вокзал, а затем по улице Гудкова выезжает к ТЦ «Метро». Для местных жителей он безусловно необходим. Но если вы спешите на работу и по ошибке сели в него, считайте, что опоздали.

К слову, составители остановок, видимо, не местные, поскольку в их понимании сокращение «м-н «Полет» это «микрорайон «Полет», а не «магазин». Так и Владимир Винокур по радио говорит, объявляя остановку.

   Многие пассажиры оценили возможность бесплатной пересадки
Многие пассажиры оценили возможность бесплатной пересадки

Прекрасен маршрут с наименованием «Железнодорожный переезд – ТЦ «Европа». Постоянным пользователям, наверное, он понятен. Но ответ на вопрос: «А какая из «Европ»?» – «На улице Карла Маркса». Прекрасно, но там их четыре. Ждем следующий автобус.

Все же на многих автобусах сбоку появились-таки таблички с краткой расшифровкой маршрута. К примеру «Мкр. Северный – драмтеатр – Центральный рынок – ул. Малышева». Большинству курян становится понятно, как он едет. Но рассмотреть таблички еще надо успеть. Если ты пенсионер без мобильного приложения и с плохим зрением, это беда. Автобусы теперь редко кого ждут. Как электричка в метро, подъехал, высадил-посадил людей и поехал. По расписанию. Но об этом ниже.

Впрочем, до сих пор такой роскоши, как расшифровка маршрутов для пассажиров, удостоили не все автобусы. К примеру, особняком стоит 75М «Ул. 3-я Агрегатная – онкоцентр». Еще одно заметное отличие этих автобусов: оплата при входе у водителя – автобусы без валидаторов. Если вы зашли в заднюю или среднюю дверь при полном салоне, не стать безбилетником почти физически невозможно.

Про низкопольность и расписание

Некоторые оценили удобство бесплатных пересадок, пользуясь возможностью не платить второй раз в течение часа. Но если вы нагружены багажом, удовольствие с пересадкой не из приятных.

Низкопольность транспорта можно считать преимуществом только тогда, когда автобус или троллейбус аккуратно подъезжает вплотную к бордюру на остановке. Поверьте пассажирам, такое соблюдается, мягко говоря, в половине случаев (да и бордюры есть не везде). Вот и приходится пенсионерам и людям с колясками карабкаться, чтобы попасть в салон.

Более-менее комфортно передвигаться не в час пик, хотя очевидно, что скорость движения автобусов, пусть и новых, и красивых, значительно снизилась по сравнению с прежними маршрутками. Если раньше от аэропорта до площади Перекальского можно было доехать за 15 минут, то сейчас не меньше получаса. Один из камней преткновения – бывшие остановки по требованию. До реформы на них тормозили лишь по просьбам пассажиров, теперь водителей обязали, образно говоря, «кланяться каждому столбу». Это увеличивает время рейсов.

В час пик становится до сих пор актуальна общая нехватка подвижного состава. На самых топовых маршрутах утром и вечером люди едут, как селедки в бочке. Иногда войти в автобус просто невозможно – пассажиры у дверей стоят стеной. Повышение пола от средней к задней площадке в некоторых моделях автобусов неудобно, в салонах имеются проблемы и с поручнями – в толпе просто не за что держаться. А периодические резкие рывки «Волгабасов» нередко приводят к падениям пассажиров.

Водители новых автобусов уже менялись. Однако по-прежнему порой можно увидеть гонки за пассажирами и «паровозики» на остановках. Тут уже вопрос к тем, кто составляет расписание и следит за его соблюдением. Каждый день на улице Ленина можно видеть по 3–5 автобусов, друг за другом едущих сначала в сторону Северного микрорайона, затем несколько подряд – в направлении железнодорожного вокзала. Зачем?

Дорога для «Львят»

   К новым троллейбусам и трамваям претензий практически нет
К новым троллейбусам и трамваям претензий практически нет

К новым троллейбусам и электробусам, кстати, нареканий у курян практически нет. А выведенные весной на маршрут №1 новые трамваи «Львенок» вовсе стали одной из достопримечательностей города. Надеемся на продолжение.

Единственной проблемой жители города называют кажущиеся бесконечными дорожные работы и недоделки на трамвайных путях. Но как ранее заявляли власти, в марте было открыто рабочее движение. То есть «Львят» запустили на линию на несколько месяцев раньше. Благоустройство, судя по всему, будет продолжаться в течение лета. Бывший губернатор Курской области Роман Старовойт говорил, что полностью закончить модернизацию трамвайных линий планируют к 1 января 2025 года.

Хроника событий:

Сергей МАТВЕЕВ

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1550/new/019335/.

Архив статей газеты ~ № 27 (1550) 2 июля ~ 2024 год.