Популярность группы «Сектор газа» на мой взгляд, сравнивать не с чем. Эта группа одновременно умудрилась считаться чужой абсолютно во всех кругах. Что для попсы Юрий Клинских был слишком неправильным певцом. Что для наших так называемых рокеров. Ну, вот тех рокеров, которые запросто побежали давать концерты в поддержку Ельцина, будто не видя, что происходит в стране под его чутким руководством. А ведь в туре «Голосуешь или проиграешь» кто только не отметился. В том числе и люди, претендующие сейчас на какую-то совесть народа. Только вот «Сектор газа» были настолько вне формата, что их туда агитировать как раз не позвали. Впрочем, не позвали их и левые оппозиционеры вроде Лимонова. И это интересный момент. «Сектор газа» в итоге не поддерживали никакого кроме простого человека. И поддержка шла именно с помощью музыки. Возможно по этой причине до сих пор «Сектор газа» можно считать народной группой.
Нет, я не преувеличиваю. Если песни музыканта поют на стадионах во время футбольных матчей, если его песни переделают и играют вместе с оркестром, то видимо чего-то он всё-таки стоит. Тем более Юры Хоя не стало 24 года назад, а это серьезный срок. Сейчас ведь у нас музыка однодневок, которые забываются через месяц. Этого же человека помнят спустя несколько десятилетий. Такое бывает только у настоящих народных артистов.
Естественно подобное звание нельзя примерить на этого музыканта. На него вообще сложно что-то примерить, потому что он звучал повсюду, но почти никогда не появлялся в телевизоре или на радио. То есть звучал он из магнитофонов простых людей. Что это как не народная любовь? Потому и залы у него были битком от Калининграда до Владивостока. И видимо это до сих пор раздражает многих современных представителей творческой интеллигенции. Иначе бы в его адрес не раздавались бы нелепые высказывания. Да и памятника по этой же причине до сих пор в Воронеже нет этому прекрасному музыканту.
К слову вот ему памятник там следовало бы точно установить. Нет, это не привлечёт туристов, но чисто по-человечески кто ещё под конец прошлого столетия смог добиться такого успеха и что-то говорил везде о Воронеже? Да никто. И именно Юрий Николаевич казался своим человеком для всей провинции. Он не витал где-то как братья Самойловы, не был загадочным как Виктор Цой и не корчил из себя героя как Кинчев. Что интересно он-то как раз и в армии отслужил, и грузовик водить умел, то есть при определенных обстоятельствах и мог бы стать героем. Тогда как тот же Цой косил с помощью сумасшедшего дома. Такой себе героизм-то, ну да ладно. Речь не о том.
А речь о том, что Юрий Хой был прост и понятен миллионам людей, оставаясь вне политики, вне ротаций и вообще пребывая, словно где-то в параллельном мире. Вот в том мире, где как раз и живёт вся страна. Потому ему и верили, потому его и недолюбливают до сих пор все те, кто смог пробиться к заповедной кормушке в виде ротаций и публикаций. Смешнее же всего выглядит то, как к нему относятся многие рокеры. Якобы он не их поля ягода. Ну-ну, умудриться быть не в формате и заодно ещё и уйти как западная звезда, но при этом не их поля ягода.
Конечно же, все эти сценические костюмы для Юрия Николаевича были не более чем внешней атрибутикой. Он смотрел глубже и шёл куда-то дальше. Никто так грамотно не смог соединить наш родной фольклор с западной музыкой. Никто так ловко не смог положить суровую реальность в свои стихи. И нет, он не был каким-то недалёким человеком. Что бы писать такие стихи как в песне «Утопленник» надо понимать кое-что недоступное для большинства. Для того что бы придумать музыкальную сказку «Кощей Бессмертный» надо быть именно Юрием Хоем. Ничего более самобытного представить в середине 90-х годов нельзя. И я не побоюсь сказать, что его коллектив определённая веха в нашем искусстве.
Не выйдет представить наш родной культурный ландшафт без песен Юрия Хоя. Может быть, где-то в Москве он и был сродни инопланетянину, но в провинции он был важнейшим певцом. Под его песни веселились, грустили, уходили в армию, женились и попросту говоря, жили. Потому, когда кто-то сейчас заявляет, что это было просто музыкальное баловство, то он лукавит. Нет, Юрий Хой был шире и глубже, чем может показаться на первый взгляд.
В 21 веке же этого человека невозможно представить потому что, по-моему, всё что мог, он написал и спел. Дальше попросту двигаться было уже некуда. Потому выполнив свою миссию здесь, Юрий нас покинул. Ну не петь же ему сейчас в обнимку с Газмановым, что ему пора домой, не так ли? А то ещё немного и форматом стал бы.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.