Решили мы тут навестить наши традиционные промыслы:). Вначале поехали посмотреть, как изготавливается Гжель. Ныне есть несколько предприятий, которые производят бело-синюю посуду, но с точки зрения самих изделий нам больше всего нравится продукция Гжелевского фарфорового завода. У других как-то более лубочно, что-ли…
И вот в 9 утра мы на проходной завода. Пока ждем начала, я рассматриваю что есть вокруг. А вокруг стоят стеллажи с поделками туристов, которые они делали на мастер-классах. Это заготовки, которые должны отправиться в печь. Потом их отправят в магазины, из которых можно будет уже и забрать.
Ярослава вот какая-то рисовала:).
Началась экскурсия с небольшого музея.
Производство фарфора именно в Гжели не случайно и обусловлено, естественно, выходом на поверхность подходящих для этого глин. Добывались тут глины еще с середины XVIIв, ее упоминание встречается даже в 1663г в указе Алексея Михайловича. Тогда ее использовали в качестве сырья для глиняной аптекарской посуды. Именно с гончарного производства, кирпичей изразцов и начиналась история Гжели. Ломоносов же предложил использовать ее и для фарфора.
В 1800г было найдено месторождение белой фаянсовой глины и к 1825г в Гжели было 25 заводиков, которые выпускали посуду и статуэтки. В 1800-1804г Павлом Куликовым был основан и первый фарфоровый завод.
К началу XX века основное производство сосредотачивается в руках старообрядцев Кузнецовых. Дулево, Вербилки, Конаково, Рижский завод, Будянский завод под Харьковом – это все части их империи.
Это вот тоже Гжель, как видите она была вполне себе цветная.
Октябрьский переворот почти остановил производство посуды в Гжели – кому она была нужна после Гражданской войны? Зато стали выпускать фарфоровые электрические изоляторы. Второе рождение было уже после ВОВ. И именно тогда закрепился тот самый бело-синий стиль, который ныне ассоциируется с Гжелью.
Далее мы пошли на производство. Был выходной день, поэтому людей практически не было.
Стоят готовые полуфабрикаты. Как думаете, почему они розовые?
Все начинается с формы. Это вот лежат формы для отливания изделий. Под каждый тип – естественно своя форма.
Глина размешивается с водой и заливается внутрь, где она осаждается на форме. В зависимости от времени, сколько раствор проведет в форме, будет зависеть толщина изделия.
Рабочее место формовщика.
Вот, лежат заготовки.
После того, как заготовки высыхают, их окунают в раствор фукорцина для того, чтобы были видны трещина, если они образовались. Такие изделия отбраковывают.
Процент брака зависит даже от времени года – летом, когда жарко, глина сохнет быстрее и брака больше.
Затем на дно ставится клеймо предприятия.
Следующий этап – рисование. Рабочее место художника.
Идет рисование кобальтовыми красками. Да, они именно такие, серые. Синим цвет станет только после обжига.
Кроме кобальта сейчас могут использовать и другие краски, которые сразу имеют цвет.
Вот, художник расписывает изделия.
После того, как все нарисовали, изделия опускают в раствор, который осаждается и затем, после термической обработки, стекленеет и становится прозрачным. Роспись Гжели подглазурная, поэтому рисунки всегда несколько размыты. В Европе похожее производство было в голландском Делфте.
Какие-то тонкие работы выполняются вручную, а не через отливку форм. Вот тут вот работает мастер, приехавшая из Луганска.
Последний этап – обжиг. Изделия устанавливаются вот на такие вот стеллажи их огнеупорных материалов и отправляю в газовые печи.
Прям по рельсам вот туда в печь их и отправляют.
И на выходе мы имеем готовые фарфоровые изделия.
Вот такая вот Гжель:).