Наверное, все отлично знают этот фильм, не так ли? Фильм, в котором Арнольд Шварценеггер сыграл русского милиционера Ивана Данко, который отправляется в город Чикаго, чтобы произвести экстрадицию Виктора Росты (Виктора Руставели), бандита и торговца наркотиками. Там «что-то идёт не так», в результате чего Данко, вместе с местным полицейским Артом Ридзиком, вступает в поединок с бандитами…
Так вот, если говорить о том, насколько плох, или хорош этот фильм, то можно отметить следующее – например, съёмочная группа совершенно легально приезжала в Москву и совершенно легально снимали на Красной Площади. Арнольд Шварценеггер был в Москве, он на самом деле учил русский язык и очень сильно старался вжиться в роль. И, если забыть про его акцент, у него кое-что ведь даже получилось. Да, я согласен, что русские слова в его исполнении звучат, как минимум, странно – особенно, конечно, «кокаинум!», но… видно, что человек на самом деле старался… Но суть, наверное, не в этом…
Вот если смотреть на то, каким получился герой Шварценеггера – то лично к нему, конечно, никаких претензий нет. Честный, образованный, умный, смелый – там, как мне кажется, почти все человеческие добродетели собраны. Мол, не человек, а супергерой какой-то. К нему претензий нет. Претензий нет и к прочим милиционерам, с которыми работает Данко – собственно, им и положено быть такими. А вот, как показан СССР… Вот тут уже возникают вопросы… Нет, я отлично знаю, что это снимали в Будапеште. Я про другое. Например, это место из начала фильма. Ну, помните, бассейн с барышнями, мужики, что «тягают железо», и всё это – вместе. Нет, я согласен, что «во-первых, это красиво». Наверное, я и сам не отказался бы от сеанса в такой «качалке»… А может, и отказался бы – при такой жаре и влажности, только с «железом» работать, да. На самом деле, большие вопросы вызывает то, что «кто все эти люди»? Данко приходит туда – голый, как и все. И его тут же подвергают «испытанию». Они знают, кто это такой – «работаешь на Литейном – привыкай к жаре» (кстати, а разве Литейный, 4 – это не Петербург, тогдашний Ленинград? Или просто создатели фильма решили вставить фразу просто «по красоте»?), и понятно, что это – не законопослушные граждане. Так что – все, кто был в том «спортзале» – связаны с бандитами? Однако…
И, да, про «кабак»… музыка, которую там играют, песня, которую, наверное, не стали бы петь в приличном обществе, то, что Роста и компания так запросто сидят чуть ли не в центре зала… Нет, я поверил бы, что это некое «подпольное заведение», чисто для разного рода «нехороших людей», но – в таком случае, туда так запросто заявляется сотрудник Органов, он одет в форму – и все просто спокойно за этим наблюдают… Вот это, как мне кажется, не особенно хорошо смотрится. Конечно, можно попробовать объяснить это тем, что «автор фильма считал, что в любом русском ресторане, в самом деле, будет играть примерно такая музыка», но… я не знаю, в общем. Просто, лично у меня эти вот два моменты вызвали такие вот вопросы…
Конечно, нельзя не сказать и о том, как были показаны сотрудники посольства, которые примчались в больницу, после того как Данко упустил Росту в аэропорте. Да, кто-то скажет, что они угрожали человеку, который пострадал, выполняя свою работу, и всё такое, но… на самом деле, они так-то, дело говорят о том, что «не надо показывать, что у СССР бывают проблемы и в СССР тоже есть такая вот преступность». С одной стороны, конечно, все про всё знали, но – одно дело, то, что «на самом деле», а другое – все эти дипломатические тонкости и тому подобное. Так что, несмотря на то что сотрудников посольства хотели показать максимально неприятно, но они были правы.
И вот теперь можно поговорить о том, что вообще происходит в фильме. Кто-то скажет, что таким образом, американцы показывают, что в СССР тоже были проблемы с наркотиками, а в СССР их не было! Но, увы, придётся мне разочаровать таких людей. Дело в том, что ещё до того, как я посмотрел этот фильм, я знал о том, что такая проблема есть. Конечно, мне на тот момент было мало лет, но… информация – она на то и информация, чтобы к ней можно было получить доступ. Я не помню уже, как назывался тот журнал. Что-то про молодёжь, кажется. Но там была такая повесть, «Палата номер шесть», как у Чехова. Только там не сумасшедшие были, а наркоманы. И история одного из них. О том, как неплохой, в общем-то, парень, «подсел на иглу», и как он потом лечился от этого дела. Хотя, сюжет я помню только в очень общих чертах, а саму повесть так и не смог найти в Сети… Но, что я могу сказать точно – проблема эта была. Даже, если мне не изменяет память, какая-то серия «Следствие ведут ЗнаТоКи», как раз этой проблеме была посвящена…
Ну, а если разбираться с фильмом, скажем так, окончательно, то перед нами, классический фильм про полицейских напарников, которых немало. Как правило, напарники эти вынужденные, они полная противоположность друг другу, но именно через то, что они максимально непохожи, у них получается найти общий язык и отлично работать вместе. Под конец, понятное дело, они становятся друзьями и вместе заканчивают дело. И под это описание подходит немало отличных фильмов – это и «Смертельное оружие», и «Танго и Кэш», и прочие полицейские фильмы. Так что, если смотреть на фильм максимально непредвзято (а он мне на самом деле, очень нравится), то перед нами, по сути, фильм о дружбе, о том, как это – работать вместе, когда вы совершенно не похожи, и всё такое. Более того, несмотря на то что фильм-то американский, на первом месте кто? Правильно, советский полицейский. Именно он, «ведёт» пару, именно он занимается расследованием, и именно он главный герой. Так что, таким образом, режиссёр фильма, такое ощущение, максимально старается показать советских людей хорошо. Да, как я уже сказал, вопросы есть много у чему, но – здесь нет «клюквы», ведь не считать же таковой форму, которую носит Данко. Напомню, что там у них, в Голливуде, есть закон, запрещающий показывать в кино точную копию американской военной формы. Так что, Уолтер Хилл, просто решил точно так же показать и советскую форму. И, можете мне поверить, это вышло лучше, чем то, вот что порой одевают наших военных и милиционеров (а теперь и полицейских) в других, более серьёзных работах…
Так что, на самом деле, американскому режиссёру Уолтеру Хиллу, удалось снять фильм, в котором советский милиционер является главным героем, он не действует «вопреки», он умён, грамотен и образован, и… на него просто приятно и интересно смотреть… Жаль, что так больше не снимут…