Найти тему
ВШОУЗ

Векторы развития отечественного здравоохранения до 2030 г.

В рамках XII конгресса «Оргздрав-2024» состоялась сессия «Говорят» регионы РФ. Трудный опыт кадровой политики и информатизации». О чем же говорили лидеры отрасли? Рассказываем в статье.

Модератор: Вафин Адель Юнусович, генеральный менеджер LeePrime Medical, руководитель направления «Развитие регионального здравоохранения» ВШОУЗ

В Перечне поручений Президента Владимира Владимировича Путина по реализации Послания Федеральному Собранию (№ Пр-616 от 30 марта 2024 г.) и в его Указе (от 7 мая 2024 г.) о национальных целях развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 поставлена 5 главная цель - «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семей». К 2030 году ОПЖ должна возрасти до 78 лет. В настоящее время Минздравом России формируются федеральные проекты, направленные на выполнение этой цели. Но уже сегодня многие регионы смогли добиться успеха по ряду важнейших направлений – кадровая политика, цифровизация, и важно, чтобы про этот бесценный опыт знали другие руководители здравоохранения.

Деев Иван Анатольевич, директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России. Об итогах деятельности здравоохранения РФ, приоритетах и путях достижения национальных целей.

В докладе приведены главные итоги деятельности российского здравоохранения – в 2023 г. была достигнута ОПЖ (ожидаемая продолжительность жизни) 73,4 года, что даже выше допандемийного уровня 2019 г. В 34 регионах РФ были достигнуты целевые значения ОПЖ, поставленные в дорожных картах.

Главный вызов на период до 2030 г. – снижение смертности мужчин трудоспособного возраста, укрепление здоровья всего населения и повышение его удовлетворенности доступностью медицинской помощи. Механизмы реализации будут заложены в трех приоритетных Национальных проектах, где задействована система здравоохранения (пока предварительные названия):

1) Продолжительная и активная жизнь (11 федеральных проектов):

1.1. Модернизация первичного звена здравоохранения;

1.2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями;

1.3. Борьба с онкологическими заболеваниями;

1.4. Борьба с сахарным диабетом;

1.5. Совершенствование экстренной медицинской помощи;

1.6. Развитие федеральных медицинских учреждений;

1.7. Цифровые сервисы здравоохранения;

1.8. Медицинская реабилитация ля восстановления здоровья;

1.9. Борьба с гепатитом С;

1.10. Медицинские кадры;

1.11. Формирование системы укрепления общественного здоровья.

2) Новые технологии сбережения здоровья (4 федеральных проекта):

1.1. Медицинская наука – новые технологии для человека;

1.2. Медицинские технологии будущего;

1.3. Новые медицинские технологи для укрепления здоровья;

1.4. Развитие производства наиболее вытребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий,

3) Семья (1 федеральный проект):

3.1. Модернизация перинатальных центров и детских поликлиник, региональной сети женских консультаций и охрана репродуктивного здоровья.

Марков Дмитрий Сергеевич, заместитель председателя Правительства Тульской области. О едином ситуационном центре региона.

В Тульской области создан единый ситуационный центр по мониторингу всех региональных показателей в режиме онлайн, включая показатели системы здравоохранения. Платформа для мониторинга предусматривает несколько уровней контроля – от губернатора до ответственных лиц в организациях. В панель «Здравоохранение» стекаются данные из разных ведомств, например, по смертности из ЗАГС. Ответственные за исполнение показателей ежедневно видят, как меняется их динамика и если значения показателей отстают от целевых, принимают корректирующие меры. Всего в панели «Здравоохранение» 24 дашборда, демонстрирующих динамику показателей, и 234 вкладки. В том числе происходит постоянный мониторинг показателей, связанных с болезнями системы кровообращения. Он включает анализ вызовов скорой медицинской помощи, дистанционного наблюдения показателей АД у пациентов, их маршрутизации в стационар и др. Данные, поступающие в систему, обрабатываются с помощью инструментов ИИ. Ответственность за эту работу возложена на организационно-методические подразделения медицинских организаций. Создание такой системы 6 позволило значительно улучшить выполнение целевых показателей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

Кузнецов Владимир Вячеславович, министр здравоохранения Сахалинской области. О путях приведения медицинских кадров в регион.

Главным инструментом закрепления медицинских кадров в регионе, кроме финансовых стимулов, являются: создание условий для профессиональной реализации (обеспечение современным оборудованием); благоприятная социальная среда проживания (возможность посещения музеев, концертов, условия для воспитания и досуга детей); активное вовлечение медицинских работников в жизнь региона. Во многом успехи на этом пути обеспечиваются личной вовлеченностью губернатора региона.

Для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно осуществлять постоянный мониторинг сервисных показателей – отношение медицинского персонала, качество питания в медицинской организации и др. В Сахалинской области эти и другие показатели, постоянно мониторируются, каждый пациент имеет свой QR-код.

Новиков Сергей Владимирович, директор департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа. О цифровизации здравоохранения в регионе.

ЯНАО по цифровой трансформации здравоохранения занимает одно из первых мест в рейтинге Минздрава. В регионе действует единая МИС, которая позволяет беспрепятственно передавать и объединять данные (электронные документы) в Единой цифровой платформе (ЕПЦ). Это, в свою очередь, позволяет получать полную информацию о пациенте, в какую бы медицинскую организацию он не обратился, а также оптимизировать расходы медицинских организаций на ИТ-специалистов и обслуживание сервисов. В ближайшее время для эффективной обработки показаний ЭКГ планируется установка одинаковых аппаратов ЭКГ во всех учреждениях. Результаты визуальных диагностических исследований передаются в Центр диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы, где обрабатываются с помощью ИИ и затем возвращаются в регион. Одновременно в ЯНАО тестируются другие сервисы ИИ. Актуальным, требующим решения, остается вопрос записи пациентов через ЕПГУ или локальные сервисы.

-2

Багненко Сергей Федорович, ректор ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, академик РАН, председатель правления Российского общества скорой медицинской помощи. О развитии экстренной медицинской помощи.

Стационарные отделения скорой медицинской помощи («умные приемные отделения») первыми появились в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге. Они важны в городских условиях для увеличения объемов медицинской помощи в экстренной и неотложной форме. Как правило, в городах все пациенты, нуждающиеся в оказании экстренной хирургической, травматологической и гинекологической помощи, будут доставлены в такие специализированные отделения в сроки до 1 суток. Однако в сельских условиях, чтобы в течение суток обеспечить доставку аналогичных пациентов в специализированное отделения (где им может быть оказана квалифицированная помощь) необходимо создавать крупные межмуниципальные центры. Эти центры должны обслуживать территорию с населением около 200 тыс. человек (5-6 районов) и быть оснащены современным оборудованием (в том числе иметь отделение переливания крови). Одновременно потребуется создать единые региональные диспетчерские центры скорой медпомощи и систему эвакуации пациентов. Эти задачи будут решаться в рамках федерального проекта «Экстренная медицинская помощь».

Смотреть запись сессии: https://congress.orgzdrav.com/orgzdrav/2024/06-10-S03

-3