В рамках XII конгресса «Оргздрав-2024» состоялась сессия «Говорят» регионы РФ. Трудный опыт кадровой политики и информатизации». О чем же говорили лидеры отрасли? Рассказываем в статье.
Модератор: Вафин Адель Юнусович, генеральный менеджер LeePrime Medical, руководитель направления «Развитие регионального здравоохранения» ВШОУЗ
В Перечне поручений Президента Владимира Владимировича Путина по реализации Послания Федеральному Собранию (№ Пр-616 от 30 марта 2024 г.) и в его Указе (от 7 мая 2024 г.) о национальных целях развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 поставлена 5 главная цель - «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семей». К 2030 году ОПЖ должна возрасти до 78 лет. В настоящее время Минздравом России формируются федеральные проекты, направленные на выполнение этой цели. Но уже сегодня многие регионы смогли добиться успеха по ряду важнейших направлений – кадровая политика, цифровизация, и важно, чтобы про этот бесценный опыт знали другие руководители здравоохранения.
Деев Иван Анатольевич, директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России. Об итогах деятельности здравоохранения РФ, приоритетах и путях достижения национальных целей.
В докладе приведены главные итоги деятельности российского здравоохранения – в 2023 г. была достигнута ОПЖ (ожидаемая продолжительность жизни) 73,4 года, что даже выше допандемийного уровня 2019 г. В 34 регионах РФ были достигнуты целевые значения ОПЖ, поставленные в дорожных картах.
Главный вызов на период до 2030 г. – снижение смертности мужчин трудоспособного возраста, укрепление здоровья всего населения и повышение его удовлетворенности доступностью медицинской помощи. Механизмы реализации будут заложены в трех приоритетных Национальных проектах, где задействована система здравоохранения (пока предварительные названия):
1) Продолжительная и активная жизнь (11 федеральных проектов):
1.1. Модернизация первичного звена здравоохранения;
1.2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
1.3. Борьба с онкологическими заболеваниями;
1.4. Борьба с сахарным диабетом;
1.5. Совершенствование экстренной медицинской помощи;
1.6. Развитие федеральных медицинских учреждений;
1.7. Цифровые сервисы здравоохранения;
1.8. Медицинская реабилитация ля восстановления здоровья;
1.9. Борьба с гепатитом С;
1.10. Медицинские кадры;
1.11. Формирование системы укрепления общественного здоровья.
2) Новые технологии сбережения здоровья (4 федеральных проекта):
1.1. Медицинская наука – новые технологии для человека;
1.2. Медицинские технологии будущего;
1.3. Новые медицинские технологи для укрепления здоровья;
1.4. Развитие производства наиболее вытребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий,
3) Семья (1 федеральный проект):
3.1. Модернизация перинатальных центров и детских поликлиник, региональной сети женских консультаций и охрана репродуктивного здоровья.
Марков Дмитрий Сергеевич, заместитель председателя Правительства Тульской области. О едином ситуационном центре региона.
В Тульской области создан единый ситуационный центр по мониторингу всех региональных показателей в режиме онлайн, включая показатели системы здравоохранения. Платформа для мониторинга предусматривает несколько уровней контроля – от губернатора до ответственных лиц в организациях. В панель «Здравоохранение» стекаются данные из разных ведомств, например, по смертности из ЗАГС. Ответственные за исполнение показателей ежедневно видят, как меняется их динамика и если значения показателей отстают от целевых, принимают корректирующие меры. Всего в панели «Здравоохранение» 24 дашборда, демонстрирующих динамику показателей, и 234 вкладки. В том числе происходит постоянный мониторинг показателей, связанных с болезнями системы кровообращения. Он включает анализ вызовов скорой медицинской помощи, дистанционного наблюдения показателей АД у пациентов, их маршрутизации в стационар и др. Данные, поступающие в систему, обрабатываются с помощью инструментов ИИ. Ответственность за эту работу возложена на организационно-методические подразделения медицинских организаций. Создание такой системы 6 позволило значительно улучшить выполнение целевых показателей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».
Кузнецов Владимир Вячеславович, министр здравоохранения Сахалинской области. О путях приведения медицинских кадров в регион.
Главным инструментом закрепления медицинских кадров в регионе, кроме финансовых стимулов, являются: создание условий для профессиональной реализации (обеспечение современным оборудованием); благоприятная социальная среда проживания (возможность посещения музеев, концертов, условия для воспитания и досуга детей); активное вовлечение медицинских работников в жизнь региона. Во многом успехи на этом пути обеспечиваются личной вовлеченностью губернатора региона.
Для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью очень важно осуществлять постоянный мониторинг сервисных показателей – отношение медицинского персонала, качество питания в медицинской организации и др. В Сахалинской области эти и другие показатели, постоянно мониторируются, каждый пациент имеет свой QR-код.
Новиков Сергей Владимирович, директор департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа. О цифровизации здравоохранения в регионе.
ЯНАО по цифровой трансформации здравоохранения занимает одно из первых мест в рейтинге Минздрава. В регионе действует единая МИС, которая позволяет беспрепятственно передавать и объединять данные (электронные документы) в Единой цифровой платформе (ЕПЦ). Это, в свою очередь, позволяет получать полную информацию о пациенте, в какую бы медицинскую организацию он не обратился, а также оптимизировать расходы медицинских организаций на ИТ-специалистов и обслуживание сервисов. В ближайшее время для эффективной обработки показаний ЭКГ планируется установка одинаковых аппаратов ЭКГ во всех учреждениях. Результаты визуальных диагностических исследований передаются в Центр диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы, где обрабатываются с помощью ИИ и затем возвращаются в регион. Одновременно в ЯНАО тестируются другие сервисы ИИ. Актуальным, требующим решения, остается вопрос записи пациентов через ЕПГУ или локальные сервисы.
Багненко Сергей Федорович, ректор ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, академик РАН, председатель правления Российского общества скорой медицинской помощи. О развитии экстренной медицинской помощи.
Стационарные отделения скорой медицинской помощи («умные приемные отделения») первыми появились в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге. Они важны в городских условиях для увеличения объемов медицинской помощи в экстренной и неотложной форме. Как правило, в городах все пациенты, нуждающиеся в оказании экстренной хирургической, травматологической и гинекологической помощи, будут доставлены в такие специализированные отделения в сроки до 1 суток. Однако в сельских условиях, чтобы в течение суток обеспечить доставку аналогичных пациентов в специализированное отделения (где им может быть оказана квалифицированная помощь) необходимо создавать крупные межмуниципальные центры. Эти центры должны обслуживать территорию с населением около 200 тыс. человек (5-6 районов) и быть оснащены современным оборудованием (в том числе иметь отделение переливания крови). Одновременно потребуется создать единые региональные диспетчерские центры скорой медпомощи и систему эвакуации пациентов. Эти задачи будут решаться в рамках федерального проекта «Экстренная медицинская помощь».
Смотреть запись сессии: https://congress.orgzdrav.com/orgzdrav/2024/06-10-S03