Казалось бы, нужно для этого всего ничего – иметь талант. Но жизнь доказывает, что одного таланта мало, иногда тебя просто не замечают. То ли от того, что звезды сошлись как-то неправильно, то ли потому, что и правда таланта-то никакого и нет, ты серая мышь и звать тебя никак. Флоренс Дэрроу – мышь, или талант? И кто такая Эта Мод Диксон?
Дебютный роман на то и дебютный, чтобы найти себя, свой стиль. У Александры Эндрюс получилось что-то вне жанров. Это и не драма, и не триллер, и не детектив, потому что маловато составляющих по каждой позиции. Это нечто среднее, вдобавок сдобренное «классической американской мечтой» о славе и успехе, чуть присыпанное феминизмом и нотками «Талантливого мистера Рипли».
В общем-то, блюдо для первой пробы пера вышло вполне съедобным. В шедевры не метит, но я провела два чудесных вечера в компании этой книги на море. Читалось с удовольствием, хотя вопросики и остались.
«Вначале может показаться, что Флоренс хочет быть писательницей, но на самом деле она желает стать значимой».
Из интервью Александры Эндрюс
📚АЛЕКСАНДРА ЭНДРЮС «КТО ТАКАЯ МОД ДИКСОН?»
«На самом деле Флоренс больше всего на свете хотела стать писательницей. Как, впрочем, и все они. Наверное, у каждого в каком-нибудь дальнем ящике стола была спрятана половина романа. Но пока она лежит там, нельзя утверждать, что ты писатель».
А. Эндрюс «Кто такая Мод Диксон?»
Роман условно можно поделить на три части – Нью-Йорк, сельский пригород и Марокко. Главных героинь две.
1. Флоренс Дэрроу, двадцатишестилетняя помощница редактора в захудалом издательстве, лелеющая мечту стать богатой, знаменитой, успешной (читай – понравиться-таки матери) и благоговеющая перед талантом таинственной Мод Диксон, писательницы, чей недавний дебютный роман произвел фурор и стал бестселлером. Флоренс тоже что-то там пописывает, в стол и тумбочку. Хотя, например, ее идея рассказа про женщину, съедающую мужа по кусочку – меня впечатлила. Но все издательства отказываются это печатать.
В начале Флоренс – та самая мышь. Ничем не примечательна, спит с женатым коллегой, зачем-то пытается его шантажировать при помощи фото жены и детей (логику я не уяснила – в чем тут фишка? В чем тут смысл?). Манхэттенскую, скорее психологическую часть книги Флоренс рефлексирует на тему «ах, вот бы мне быть, как Мод Диксон, ведь я могу и лучше», далее приступает к действию.
Чтобы понять, как из Флоренс вросло то, что выросло, стоит обратить внимание и на линию матери, упомянутую как бы вскользь, но дурно пахнущую комплексами. Мать только и делала, что внушала дочери, какое великое будущее её ждёт.
«Они стали заложниками бесконечного маскарада: мать подбадривала еë, все больше в ней разочаровываясь, а Флоренс отвечала любовью и раскаянием, которых не чувствовала».
А. Эндрюс «Кто такая Мод Диксон?»
2. Мод Диксон, чье настоящее имя известно только двум людям – её агенту Грете и теперь Флоренс, которую Мод неожиданно наняла в помощницы, ассистентки. Диксон чуть старше Флоренс, живет уединенно, не дает интервью, не раздает автографов поклонникам и пишет новый роман.
При появлении Мод в жизни Флоренс меняется и нить повествования, появляется легкая детективная линия, личность Мод становится еще более загадочной, сама Флоренс старается сделать все, чтобы стать ближе к мечте – и копирует своего кумира (учится готовить и разбираться в вине, пытается полюбить оперу и прочее). Флоренс допущена в святая святых – банковские счета и, самое главное – к рукописи свежей книги.
«Люди думают, что хотят знать правду, но всегда разочаровываются. Правда заведомо менее интересна, чем тайна».
А. Эндрюс «Кто такая Мод Диксон?»
Только к финалу случается триллер, в Марокко, куда Мод направляется за вдохновением и сбором материала для романа, а Флоренс, разумеется, летит вместе с ней, как правая рука. Не хочется спойлерить, но прочитав аннотацию к роману, вы сами все увидите – в результате аварии выжившая Флоренс выдает себя за Мод. А вот к чему все это приводит? Наблюдать за тем, как амбициозность смешивается с расчетливостью, превращаясь в циничный и убийственный коктейль - самое интересное. Игра началась.
«Флоренс знала, что за пределами ее мира существует другой мир, совершенно ей чужой. Время от времени кто-то брал его в свои руки и тряс, выбивая маленький кусочек, который со звоном падал к ее ногам. Она собирала эти кусочки, как энтомолог собирает редких насекомых, чтобы засушить и положить под стекло. Это были символы, которые однажды объединятся в нечто большее; она еще не знала, во что именно. В ее прикрытие, ответ на вызов, в новую жизнь».
А. Эндрюс «Кто такая Мод Диксон?»