Найти в Дзене
Комсомольская Правда - Уфа

Оборвались жизни 52 детей и 19 взрослых: история Боденской трагедии – катастрофы, которая не должна была случиться

Каждый год родные и близкие погибших детей посещают их могилы на Южном кладбище в Уфе
Каждый год родные и близкие погибших детей посещают их могилы на Южном кладбище в Уфе

2 июля 2002 года стало роковой датой для многих семей – тогда ночью в небе над Боденским озером в Германии на высоте 12 тысяч метров столкнулись грузовой «Боинг» и пассажирский ТУ-154 «Башкирских авиалиний». Мгновенно оборвались жизни 71 человека – 19 взрослых и 52 детей, которые летели на отдых в Испанию. С момента авиакатастрофы прошло 22 года, но боль от этой трагедии не утихает до сих пор. Каждый год семьи, потерявшие своих близких, прилетают в немецкий городок Юберлинген, неподалеку от которого и нашли обломки самолета и искалеченные тела погибших, собираются возле мемориала «Разорванная жемчужная нить», чтобы участвовать в памятной панихиде. Те, кто не смог прилететь – отправляются на Южное кладбище в Уфе, где похоронены большинство погибших детей и экипаж. В этот скорбный для всех день «Комсомолка» вспоминает одну из крупнейших авиакатастроф в истории современной России. Авиакатастрофу, которая не должна была случиться.

ПРЕДЫСТОРИЯ

На борту ТУ-154 «Башкирских» авиалиний, выполнявшем чартерный рейс из Москвы в Барселону, находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров – пять взрослых и 52 ребенка - отличники и победители олимпиад из Башкирии, награжденные Комитетом по делам ЮНЕСКО путевкой в Испанию. Сопровождала ребят Екатерина Поспелова – молодая преподавательница из педагогического университета (сейчас ее именем назван Центр подготовки вожатых – Ред.).

На фото: слева - Екатерина Поспелова, справа - ее коллега Елена Басырова, погибшие в небе над Германией в 2002 году. Этот снимок они сделали в Москве перед посадкой на роковой рейс. Это их последняя совместная фотография при жизни...
На фото: слева - Екатерина Поспелова, справа - ее коллега Елена Басырова, погибшие в небе над Германией в 2002 году. Этот снимок они сделали в Москве перед посадкой на роковой рейс. Это их последняя совместная фотография при жизни...

Также на борту случайно оказалась и семья из Владикавказа – Светлана Калоева вместе с 10-летним сыном Костей и 4-летней дочерью Дианой – они летели в Испанию к главе семейства Виталию Калоеву, который работал в Барселоне архитектором по контракту.

Трагическое совпадение случилось в московском аэропорту. Группа, перепутав аэропорты, опоздала на свой рейс и почти сутки ждала, когда им выделят новый борт. Пока власти Башкирии договаривались о выделении авиакомпанией «БАЛ» другого воздушного судна, пока решались технические вопросы, время шло. В итоге, борт RA-85816 вылетел из Домодедово в 18:48 и направился по пути в аэропорт Эль-Прат, что в Барселоне.

Когда борт авиакомпании «БАЛ» пролетал в небе над южной Германией, его вели диспетчеры швейцарской компании «Скайгайд». Как позднее выяснилось, в ту ночь на посту должны были находиться двое дежурных, но именно в тот момент за пультом находился только молодой Питер Нильсен. Его напарник попросту ушел спать. Это и еще целый ряд нарушений техники безопасности при обеспечении авиаперелетов и послужили причиной трагедии.

-3

ЦЕНА ОШИБКИ

Той ночью в небе над Боденским озером находились два самолета: российский ТУ-154М из Москвы и летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия) грузовой Boeing 757, на борту которого были двое пилотов. Как показали результаты расследования, допущенная диспетчером ошибка привела к тому, что самолеты пересеклись в небе.

За минуту до столкновения Нильсен заметил, что маршруты двух бортов совпадают и дал команду российскому ТУ-154М снижаться, а автоматическая система предупреждения опасных сближений (ТКАС|TCAS) напротив, указывала пилотам, что нужно набрать высоту. По всем правилам, они должны были в первую очередь выполнять инструкцию ТКАС, но командир воздушного судна принял решение подчиниться приказу диспетчера.

В то же самое время пилоты Боинга получили команду от ТКАС снижаться и следовали ей. Они поняли, что что-то не так и увидели, как другой борт стал сближаться с ними. Опытные пилоты немецкой авиакомпании DHL пытались предупредить Нильсена, но он переключился на другую частоту.

Записи бортовых самописцев

21:34:47. Диспетчер: «BTC 2937 [cамолет «БАЛ»]… Снижайтесь, эшелон полета… 350, ускорьте, у меня пересекающийся борт».

21:34:52. Пилот «БАЛ»: «Снижаемся».

Тем временем на борту DHL система дает команду снижаться.

На самолете «БАЛ» TCAS призывает набирать высоту.

21:34:58. Пилот «БАЛ»: «Клайм [набор высоты], говорит [TCAS]! Он [диспетчер] снижает нас».

21:35:02. Диспетчер: «BTC 2937, снижайтесь, эшелон полета 350, ускорьте снижение».

21:35:07. Пилот «БАЛ»: «Ускоряю снижение до эшелона 350».

21:35:12. Диспетчер: «Да, у нас борт, вам по два часа, сейчас на 360».

21:35:21-21:35:27. Пилот «БАЛ»: «*****, где он? Клайм [набор высоты], он [TCAS] говорит».

21:35:29,8. Пилот DHL: (ругань). Пилоты потянули штурвалы вниз.

21:35:31,8. Пилот «БАЛ»: (ругань). Пилоты потянули штурвалы вверх.

В 21:35:32 прозвучал удар. На весь диалог ушло меньше минуты.

Оба самолета столкнулись практически под прямым углом. Грузовой борт в воздухе разрубил самолет «БАЛ», который разлетелся на четыре части и рухнул на берег Боденского озера. Лайнерам не хватило всего 1,6 секунды для того, чтобы разминуться в небе

-4

ПОСЛЕДСТВИЯ

Окончательные результаты расследования авиакатастрофы были опубликованы 1 мая 2004 года. Фактически, вину возложили не только на диспетчера, но и на командира воздушного судна ТУ-154М, выполнявшего инструкции Питера Нильсена вопреки предупреждениям от автоматической системы ТКАС.

После многочисленных разбирательств и судов, виновными в авиакатастрофе над Боденским озером признали четверых сотрудников швейцарской диспетчерской компании «Скайгайд». Их имена не раскрывались, но известно, что трое получили условные сроки, а один отделался штрафом. Еще четверо были полностью оправданы.

Сам же дежуривший в ту ночь Питер Нильсен так и не дождался результатов расследования катастрофы. В феврале 2004 года он был убит на пороге собственного дома 46-летним Виталием Калоевым, потерявшим в той трагедии жену и двоих детей. Вскоре Калоев был арестован, а в октябре 2005 года его признали виновным в убийстве.

Виталий Калоев просит не спрашивать его о катастрофе
Виталий Калоев просит не спрашивать его о катастрофе

Дело Виталия Калоева несколько раз пересматривалось и в итоге, вместо восьми лет заключения по первоначальному приговору, он отсидел в швейцарской тюрьме чуть больше двух лет. В ноябре 2007 года он вернулся в Россию свободным человеком. В 2018 году по его истории вышел фильм отечественного производства «Непрощенный».

Но ни извинения, ни наказание виновных, ни денежные компенсации, ни смерть диспетчера – ничто не могло утешить родителей, потерявших своих детей. Каждый год кто-то едет в Юберлинген, чтобы закрыть глаза и помолиться за погибших у памятника в виде разорванных жемчужных бус (именно это порванное украшение своей 4-летней дочки увидел Калоев, когда на месте трагедии искал свою семью). Кто-то отправляется на Южное кладбище Уфы, где под стройными рядами могильных памятников лежат тела пассажиров злополучного рейса. Там же установлена и стела с парящими вокруг нее самолетиками – ровно столько же, сколько и погибших, а сам погост так же выполнен в форме самолета.

ВСПОМИНАЯ ДРУЗЕЙ И РОДНЫХ

Бывший глава Зилаирского района Башкирии Юнир Валеев, потерявший в трагедии своего 15-летнего сына, на деньги, полученные от авиакомпании в качестве компенсации, построил в Зилаире мечеть и назвал ее в честь погибшего сына – «Венер»

– На куполе изображен их четырехчасовой перелет. В одной стороне светло, в другой – темные тучи – это горе идет в нашу сторону, злые ветры идут. Люстру делали под заказ, на ней – 15 зеленых лампочек – это жизнь сына на этом свете. А вокруг много других светлых лампочек – это Венер в раю, – рассказывал еще в 2017 году в беседе с «Комсомолкой» Юнир Валеев. В том году его погибшему сыну должно было исполниться 30 лет.
15-летний Венер Валеев на борту злополучного самолета. После катастрофы родители нашли среди обломков фотоаппарат, на который и был сделан этот последний в жизни ребенка снимок
15-летний Венер Валеев на борту злополучного самолета. После катастрофы родители нашли среди обломков фотоаппарат, на который и был сделан этот последний в жизни ребенка снимок

В тот злополучный день, 1 июля 2002 года, в один миг оборвались 52 детские жизни. Всех их ждали дома родные и близкие, у всех в Уфе остались друзья, братья и сестры. Мы попросили вспомнить те шокирующие и полные слез дни однокашника и друга двоих погибших ребят. В беседе с «КП-Уфа» историей Вероники и Владика Савчука, поделился Ильдар Ахмадеев.

– Я с ними не только вместе учился, мы были друзья, гуляли вместе во дворе. С Вероникой я вместе ходил в детский сад, хотя в школе я с ними пересекался поменьше, мы учились в параллельных классах. На рейс они попали благодаря маме, Ирине Савчук. В свое время она многое сделала для системы образования в Уфе – была заслуженным работником этой сферы. «Блатной» она не была, путевки на всю семью ей выдали за хорошую работу, – вспоминает Ильдар.

В назначенный день практически вся семья собралась лететь в Барселону – дома остался только отец семейства Владимир Савчук. Он не смог уйти в отпуск для поездки. Когда стало известно о том, что произошла авиакатастрофа, люди, которые знали семью Савчук, соседи, друзья и школа, где учились Вероника и Влад, были шокированы.

– Многие ученики нашей школы и просто люди с нашего двора отправились на похоронную процессию на Советской площади. А тот день, когда нам сообщили о катастрофе, я тоже очень хорошо помню. Утром ко мне в гости пришел мой друг Вова и в какой-то момент мы услышали по телевизору, что произошла трагедия, – вспоминает Ильдар.
Погибший Владислав Савчук (слева) отправился в Испанию вместе с мамой и сестренкой. Фото: Ильдар Ахмадеев
Погибший Владислав Савчук (слева) отправился в Испанию вместе с мамой и сестренкой. Фото: Ильдар Ахмадеев

По его словам, будучи детьми, они даже не подумали о том, что их друзья действительно могли оказаться в эпицентре этих жутких событий. И только когда в комнату к мальчикам зашла побелевшая мама Ильдара и сказала, что в списках погибших, который озвучили на 1 канале, она увидела фамилию Савчук, наступил шок.

– Сначала мы не поверили в это, если честно. Последующие несколько лет мы видели Владимира Савчука, он еще некоторое время пожил в нашем дворе, а потом переехал. После того, как он потерял всю семью, стал молчуном. По каким-то рабочим делам он с людьми еще общался, но на бытовые темы уже не говорил, от любых разговоров уходил. Трагедия очень сильно изменила его, – рассказывает Ильдар Ахмадеев.

Наш собеседник также вспомнил и как взрослые шептались о том, что Владимира Савчука вызывали якобы на допрос следователи. Как известно, после убийства авиадиспетчера Питера Нильсена под подозрение попали несколько человек, которые приходились родственниками погибших в той страшной авиакатастрофе.

– Во дворе шептались, что Владимира подозревают в этом и даже как будто видели, как к нему машины следственного комитета приезжали. Но потом стало известно, что преступление совершил Виталий Калоев и все эти разговоры прекратились. В любом случае, эти слухи были так или иначе связаны с той катастрофой, поэтому они мне запомнились, – поделился воспоминаниями с «КП-Уфа» Ильдар.

Вдова погибшего стюарда тоже начала летать – так она чувствовала себя ближе к мужу

– Я помню, мы вылетели в Германию в день катастрофы. Ни с чем не сравнить эту боль. Никому не пожелаешь, одни обломки, - вспоминает Гульнара, вдова погибшего бортпроводника «Башкирских авиалиний» Айсуака Якшидавлетова. – Сейчас на этом месте бусинки - как огромные шары, нам примерно до пояса. Говорят, что в самолете у одной девочки рассыпались жемчужные бусы… Это и стало символом памяти.

В 1994 году молодой Айсуак устроился работать стюардом, выучил в совершенстве пушту, английский, турецкий и арабский языки и постоянно работал. Летал часто, но о родных никогда не забывал. У Гульнары сохранилась целая стопка писем, в которых Айсуак писал о странах, где приходилось останавливаться.

Айсуак Якшидавлетов с женой Гульнарой и дочкой Айсылу
Айсуак Якшидавлетов с женой Гульнарой и дочкой Айсылу
– Мы никогда его не забудем. Я очень скучаю по нему, – вспоминает отца теперь уже повзрослевшая дочь Айсылу. – Я была маленькая, всего-то 5 лет, но я помню его внимание. Привозил все, что я просила: и самокат у меня был, и туфли… Мне все завидовали, что у меня такой папа.

Тем рейсом Айсуак вообще не должен был лететь, но его срочно вызвали.

– Он позвонил и попросил привезти в аэропорт его вещи. Он мог и без них полететь… Сейчас понимаю, что он хотел просто увидеть нас…– рассказывает с грустью Гульнара.

Примерно через полгода после того, как не стало мужа, она тоже подалась в бортпроводницы.

– Мне тогда казалось, что так я буду ближе к нему. Я летала, и мне чудилось, будто он рядом где-то. И так пять лет…– говорит она.

Маленькая Айсылу очень боялась, что вслед за отцом уйдет и мама, а потому плакала и умоляла ее больше не улетать. И Гульнара прислушалась.

«Я УПАЛА С МЕСЯЦА, С ЕГО ОСТРОГО КРАЯ…»

Удивительно, но некоторые словно предчувствовали надвигающуюся трагедию. Сохранились воспоминания и супруги погибшего командира российского экипажа Александра Гросса. За сутки до трагедии он работал у себя на даче, когда неожиданно его вызвали в аэропорт. Всегда спокойный, рассудительный, в тот день 52-летний Гросс сильно нервничал и даже долго не мог завязать галстук – от волнения тряслись руки.

А 15-летняя уфимская школьница Лена Нелюбина, которая с самого детства увлекалась стихами, незадолго до своей гибели в авиакатастрофе написала странные строки, ставшие впоследствии пророческими:

Вернуть невозможно, забыть нельзя,
Железом высечены на карте слова.
И, кажется, слышно, как рыдает безутешно мать,
Оплакивая сына, которого уже не обнять…

Не менее пророческими оказались строки стихотворения, которое написала в своем дневнике 14-летняя школьница из Уфы Зоя Федотова:

Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая.

Родные детей, погибших над Боденским озером, объединились в общественную организацию - «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002». Зульфат Хамматов, ее председатель, потеряла 11-летнего сына Артура. Все, что осталось в память о нем, – чудом уцелевшие после падения с 12 тысяч метров кассетный плеер и загранпаспорт.

Артуру Хамматову было 11 лет. Фото: личный архив
Артуру Хамматову было 11 лет. Фото: личный архив

Зульфат ездит на место трагедии в германский город Юберлинген каждый год. Сейчас там растет еловая аллея из Башкирии.

– Привозили десятисантиметровые саженцы, а вымахали огромные деревья, – говорит Зульфат. – Даже не верится, что столько лет прошло. Сейчас бы и Артурка наш уже вырос настоящим мужчиной…