Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Президент МГТУ имени Баумана против отмены ЕГЭ

Заместитель председателя Комитета по просвещению Государственной думы Яна Ландратова объявила, что дума в октябре рассмотрит проект закона об отмене ЕГЭ. Документ был внесен в палату депутаты от фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП в июне. В случае принятия закон может вступить в силу с 1 января 2025 года. Удаляется само понятие ЕГЭ, баллы, необходимые для приёма в вузы, вводится понятие «государственные экзамены». Такой экзамен будет проводиться «по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов, осуществляющими госуправление в сфере образования».

Заместитель председателя Комитета по просвещению Государственной думы Яна Ландратова
Заместитель председателя Комитета по просвещению Государственной думы Яна Ландратова

Рособрнадзор готов обсуждать отмену Единого госэкзамена, если будет предложена понятная альтернативная система экзаменов. Нельзя просто отменить ЕГЭ и ждать, что «всё само наладится». Глава ведомства отметил, что в настоящее время во всех странах знания школьников оценивают исключительно в форме экзамена — другого подхода нигде в мире нет, — подчеркнув, что в России постоянно совершенствуют модель ЕГЭ, и она остается рабочей.

«Не надо менять шило на мыло», – сказал президент МГТУ имени Баумана Анатолий Александров о словах депутата Яны Лантратовой, заявившей, что законопроект об отмене ЕГЭ Госдума рассмотрит в октябре:

– Для того чтобы что-то отменит, нужно предложить взамен. Ни одна система контроля знаний не бывает идеальной. Какие бы они только ни были, все имеют определенные преимущества или недостатки.

Президент МГТУ имени Баумана Анатолий Александров
Президент МГТУ имени Баумана Анатолий Александров

ЕГЭ очень трудно приживался на нашей земле. Все это помнят. С большим трудом эта система выкристаллизовалась в то, что есть сегодня. Сейчас это неплохой инструмент. В нем главная издержка – ребята немножко плоско начинают готовиться, забрасывают остальные предметы и учат лишь те, по которым они будут сдавать ЕГЭ. Это очень плохо. Кругозор ребят сужается, они менее подготовлены.

Кроме того, многие вспоминают огромные баллы, которые привозили абитуриенты (из южных республик РФ), при этом делая в заявлении о приёме ошибки в каждом втором слове. От этого удалось избавиться, больше нет утечек экзаменационных материалов, уничтожены (или беспощадно отслеживаются) попытки списывания. Люди, далёкие от проведения ЕГЭ, представляют школьных учителей, которые демонстративно отворачиваются, когда выпускники достают из под стола (юбки, рубашки) шпаргалку – это просто исключено, потому что весь экзамен идёт под видеокамерами.

Президент МГТУ имени Баумана отметил, что есть огромный плюс ЕГЭ: любой выпускник в школе (будь то Камчатка или глухая деревня) подает документы и со своими результатами имеет возможность участвовать в конкурсе университета. Это тоже преимущество. А экзаменационный материал для ЕГЭ готовит не вуз, а специальная комиссия, и эти экзаменационные материалы лягут на экзамене и перед выпускником спецшколы в Москве, и перед тремя (и больше нет!) выпускниками Ухрюпинской школы Закурдаевского района – а там уж пусть победит сильнейший!

Поэтому для отмены ЕГЭ нужно вначале предложить другую систему. И тщательно ее отработать со всех точек зрения. Тогда это будет серьезный подход.

Нельзя отбрасывать ЕГЭ только потому, что очень многие современные выпускники плохо знают историю своей страны, мало читают, не интересуются событиями в мире – что, в СССР все ученики были умны и талантливы? Тогда объясните, как эти образованные взрослые, окончив советскую, лучшую в мире школу, массово садились у экранов телевизоров и «заряжали» воду, кремы и даже водку от «энергетики» экстрасенсов? А где были прочные математические знания советских школьников, которые, повзрослев, толпами несли свои деньги в МММ?

Говорят, что вместо ЕГЭ должны быть какие-то экзамены. Чем они отличаются от ЕГЭ и сколько их вообще должно быть?! То, что мы говорим сейчас, – меняем шило на мыло. Мы не видим конкретных проработанных предложений. Пока они не будут приняты вузовской общественностью, нельзя просто взять и отменить ЕГЭ! Так не бывает. Хотя недостатки у ЕГЭ есть. И сказать, что мы счастливы от него, нельзя. Но повторюсь: идеальных систем не бывает.