Каждый из нас, несомненно, встречал в своей жизни инвалидов. Мы видели людей на креслах-колясках, замечали слепых с белой тростью, наблюдали за активно жестикулирующими глухими. Возможно, некоторые из них вели себя странно, но вряд ли есть основания предполагать, что инвалиды – это существа с другой планеты, у которых базовые потребности, образ жизни и способ мышления кардинально отличаются от наших.
Однако когда я вижу некоторые «приспособленные для инвалидов» объекты, бывает трудно представить, чем руководствовались люди, когда принимали те или иные решения. Хотя объяснение найдётся всему.
Среди частных организаций нередко обнаруживается формальное отношение к доступной среде. Прикрутили к лестнице два металлических рельса – вот и пандус готов. Такой подход очень опасен. Лучше уж не обеспечивать доступ вообще, чем создавать опасность использования «доступной среды». Если инвалид-колясочник опрокинется в попытке преодоления ненормативного пандуса, последствия будут серьёзнее, чем если он просто не сможет посетить недоступное здание. Поэтому отсутствие пандуса может быть безопаснее, чем неправильно оборудованный пандус.
Другая проблема особенно заметна в бюджетной сфере. Вышестоящее руководство спускает подведомственным организациям директиву: приспособить свои помещения для инвалидов. Выделяет некий бюджет. А потом приезжает смотреть, что выполнено. Начальству показывают вход в здание, оклеенный жёлтыми полосками и кружочками, обвешанный звуковыми и световыми маяками. Заходят в вестибюль – а там и сенсорные информационные терминалы, и «бегущая строка», и тактильная мнемосхема помещений – любо-дорого смотреть. Начальство радостно хлопает в ладоши, фотографирует всю эту «красоту» и выпускает пресс-релиз о том, как хорошо они заботятся об инвалидах. И никто не догадывается о том, что инвалиды в реальности не смогут воспользоваться услугами этой красиво украшенной организации, потому что никто не подумал о расширении узких дверных проемов, о понижении дверных порогов, об увеличении свободного места в кабинетах для обслуживания населения.
Всегда проще показать красивую картинку, чем заниматься кропотливой и не очень заметной для окружающих работой. Но инвалидам не нужна красивая картинка. Поверьте, инвалиды ничем не отличаются от других людей, кроме тех естественных ограничений, которые они имеют. И если у человека нет ноги, это совершенно не значит, что он нуждается в ярком колокольчике и жёлтых полосках на каждой ступеньке. Инвалиды – не инопланетяне, они такие же люди, как и все остальные. Очень важно заниматься созданием безбарьерной среды не для отчётности, а для тех людей, который в ней нуждаются.
Доступная среда не должна быть кричащей, её не нужно выпячивать. Наоборот, грамотный подход к доступности предполагает, что элементы доступной среды органично вписаны в архитектуру здания и незаметны для тех, кто в них не нуждается, но легко опознаваемы для людей с ограничениями жизнедеятельности.
Практически все нормативные документы по созданию безбарьерной среды для инвалидов базируются на следующем принципе:
«Проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении)».
В этом и заключается принцип «универсального дизайна»: здания, помещения и их элементы (входы, лестницы, двери и т. д.) должны быть одинаково удобными и безопасными для всех людей. Вообще для всех. В том числе для инвалидов, но не только для них. Это очень важно учитывать при разработке проектной документации. Хотя, безусловно, есть мероприятия, которые нужно выполнять специально для инвалидов и маломобильных граждан.
Часто используют выражение «приспособленные для инвалидов объекты». Но концептуально предпочтительнее, когда объект не «приспособлен», а «доступен». То есть доступен сам по себе, а не в связи с тем, что его приспособили. Доступность – это собственное свойство объекта, а приспособленность – следствие выполненных с объектом действий. Например, вход в здание без перепадов высот с уровня земли удобнее, чем вход с пандусом. Причём удобнее как для инвалидов-колясочников, так и для остальных людей. Статистически количество пандусов не определяет степень доступности организаций. Неверно полагать, что чем больше пандусов – тем лучше для инвалидов. Пандусы нужны только в тех случаях, когда имеются лестницы и перепады высот. А если перепадов нет, то пандусы не требуются. Поэтому можно сказать, что чем меньше пандусов – тем лучше для инвалидов (но только при условии, что количество лестниц равно количеству пандусов).
В нормативных документах есть понятие «разумное приспособление». Оно предполагает, что для доступа инвалидов приспосабливается не весь объект (здание, организация), а только его часть. При этом рядом со входом выделяются специальные зоны, где инвалиды могут получить все услуги, предоставляемые на объекте. Важно учитывать, что принцип «разумного приспособления» можно применять только на существующих объектах (при их ремонте или реконструкции). Объекты нового строительства должны проектироваться по умолчанию полностью доступными.
Как и в любой другой сфере, в обеспечении среды для инвалидов важен разумный подход. Сложность в том, что в этой сфере очень много тонких моментов, в которых легко ошибиться и ещё легче не заметить ошибку. И можно никогда не узнать, что ошибка стала критической для некоторых категорий людей. Поэтому перед принятием решений лучше проконсультироваться у тех, кто имеет опыт в контроле за соблюдением требований доступности инфраструктуры для инвалидов.
Благодарю за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы мотивировать меня на написание новых полезных статей!