Независимо от эмоциональных, умственных или физических аспектов вашей лошади и независимо от того, какие черты характера она проявляет, выработка условного рефлекса является основным инструментом тренера лошадей.
Условный рефлекс — это ассоциация естественного поведения (например, остановки) с искусственным сигналом (например, давлением на повод). Естественное поведение — это то, что лошадь делает естественным образом в ответ на сигнал. Например, собака шуршит кустом рядом, пугая нашу лошадь. Лошадь шарахается и отходит в сторону. Шуршание — это сигнал; шарахание — естественная реакция лошади на этот сигнал — никто не учил лошадь реагировать таким образом. Это природа лошади. И это безусловный рефлекс, т.е. тот, что заложен в лошади природой, он не требует обучения, но мы можем рассматривать сигнал как стимул для желаемого ответа. Со временем программа базового обучения устанавливает комплекс сигналов для каждого из желаемых поведений. Некоторые тренеры называют их кнопками. У нас есть сигнал для остановки, сигнал для движения вперед, сигнал для отступления, сигнал для бокового прохода и так далее. Мы будем использовать условный рефлекс для создания наборов исполнительных поведений в ответ на определенные сигналы.
Что происходит, когда мы надеваем недоуздок на лошадь, которая не приучена к нему, и оказываем давление на чомбур? Мы, вероятно, получим встряхивание головой или попытку убежать от давления. Это естественная реакция лошади на давление недоуздка. Однако нам нужно, чтобы лошадь перестала закидывать голову при ощущении давления от чомбура. Поэтому мы должны научить лошадь ассоциировать сигнал, который мы подаем (давление на чомбур), с выполнением определенного естественного поведения (опускание головы).
Как лошадь ассоциирует наш сигнал с ее поведением? Награда. Награда является ключом к этой системе. Когда лошадь выполняет желаемое поведение, мы должны сказать ей, что она правильно ассоциировала сигнал и поведение, вознаграждая ее. Как мы вознаграждаем лошадь? Мы прекращаем подачу сигнала. Мы оставляем лошадь в покое. С точки зрения лошади, лучшее, что вы можете сделать, — это оставить ее в покое. Снятие давления — очень мощная награда для лошади. Это наш способ сказать: «Да, это правильно!» После нескольких повторений лошадь начинает ассоциировать сигнал с поведением, которое заставляет нас прекратить сигнал. Когда мы снова подаем сигнал, лошадь выполнит поведение, которое заставляет нас прекратить сигнал.
Чтобы научить лошадь значению сигнала, мы начинаем с сигнала и поведения, которые она может легко ассоциировать. Мы используем естественные поведения движения вперед и остановки. Допустим, мы хотим научить лошадь двигаться вперед по сигналу причмокивания. Мы причмокиваем, побуждая лошадь двигаться вперед волной руки или шляпы, броском лассо к задней части лошади или ударом хлыста по бедру. Одно причмокивание обычно не мотивирует лошадь двигаться, но другие действия обычно помогут натолкнуть лошадь на правильное действия, побуждая в ней безусловный рефлекс (например, страх от взмаха хлыста). Когда лошадь реагирует даже одним шагом, мы награждаем, прекращая сигнал. После нескольких повторений причмокивания, сопровождаемого наградой за движение вперед, лошадь начинает ассоциировать наше физическое движение (сигнал) с движением вперед. По мере продолжения урока лошадь в конечном итоге ассоциирует только причмокивание с движением вперед. Когда лошадь может делать это в 100% случаев, не задумываясь, она развила условный рефлекс на причмокивание.
Процесс выработки условного рефлекса у лошади требует тщательной и последовательной работы. Вот несколько ключевых аспектов этого процесса:
1. Точность и своевременность награды: очень важно точно и своевременно награждать лошадь, когда она выполняет желаемое поведение. Это позволяет лошади ясно понимать, что именно она сделала правильно.
2. Последовательность сигналов: последовательное использование одних и тех же сигналов для определенных действий помогает лошади быстрее ассоциировать сигнал с желаемым поведением.
3. Повторения и практика: повторение является ключом к обучению. Лошади нужно сотни повторений, чтобы выучить сигнал. Это помогает закрепить поведение и делает его автоматическим.
4. Постепенное усложнение: начинайте с простых упражнений и постепенно переходите к более сложным, чтобы лошадь не чувствовала перегрузки и могла успешно выполнять задачи.
5. Положительное подкрепление: использование положительного подкрепления, такого как похвала или лакомство, в сочетании со снятием давления, усиливает обучение и мотивирует лошадь продолжать учиться.
6. Фокусировка и концентрация: обучение требует концентрации как от тренера, так и от лошади. Тренер должен точно знать, чего он хочет добиться, и уверенно вести лошадь через процесс обучения.
Успех системы сигнал-награда (также называемой давлением-освобождением) зависит от точности и последовательности тренера в предоставлении награды, особенно при обучении новым сигналам. Поведение, которое вознаграждается, будет повторяться. Мы должны предоставить награду сразу после того, как лошадь попытается выполнить желаемое поведение. Снятие давления до того, как лошадь двинется, говорит ей, что что бы она ни делала в момент прекращения сигнала, было тем, что мы хотели. Лошадь повторит неправильное поведение, когда мы снова подадим сигнал. Наоборот, если лошадь двигается, а мы не прекращаем сигнал, она не может ассоциировать сигнал с желаемым поведением. Лошадь не знает, что она сделала то, что мы хотели. Мы упустили возможность вознаградить желаемое поведение.
Повторения важны, но также должна быть последовательность в тренировке. Каковы бы ни были ваши стандарты, они должны быть последовательными. При тренировке давлением-освобождением не снимайте давление, пока лошадь не выполнит ваши стандарты каждый раз. Лошади нужно от двух до сотни повторений, чтобы выучить сигнал.
Мы достигли условного рефлекса, когда наша лошадь каждый раз дает желаемое поведение в ответ на наш сигнал. Количество повторений, необходимых для достижения условного рефлекса, зависит от личности лошади, вашей последовательности в подаче сигнала и награды, а также от возможного "багажа", который лошадь может иметь из предыдущего обучения. Это может быть пятьдесят повторений; это может быть тысяча. Но лошадь является отражением нас в этих упражнениях, так что если мы это поймем, вероятно, лошадь тоже. И для того чтобы лошадь была сосредоточена, мы должны быть сосредоточены.
Для более подробного изучения данной темы, рекомендую ознакомиться с данным видео:
А также со сборником статей:
Записаться на онлайн-консультацию по вопросам поведения лошади можно, написав мне на почту i.zorina@psyhorse.ru