Режиссер - Семен Серзин
Это моя вторая встреча с Серзиным. В этот раз постановка показалась интереснее, чем «Отцы и дети», но название спектакля «Воскресение» лишь отчасти связано с романом Л.Н.Толстого. Воскресение Нехлюдова происходит, но не он и не Катя Маслова главные герои действия.
Спектакль Серзина про сидящую бесправную Россию. Символично и то, что в спектакле в центре три заключенные женщины, а символ России - Богоматерь и Троица. Одна из сиделец мне даже напомнила образ Матери с картины Петрова-Водкина, но общий фон спектакля черно-белый, будто снятый на пленку. Сразу вспомнились слова Алексея Германа о том, что Италия - кино цветное, а Россия - черно-белое.
История Катерины Масловой показана как одна из тысяч трагедий бесправия и несправедливого суда в России. Подтверждением этой мысли являются фольклорные песни, которые не умолкают, а льются и льются одна за одной, создавая впечатление огромного горя, разлитого по России. Это живое исполнение заполняет душу тоской и состраданием.
Лишь однажды в спектакле всколыхнется сцена от разудалой, но тоже трагической по сути песни про Владимирский централ. Тогда даже стены с крестами закружат в танце, но закончится этот горький пляс безысходностью сомкнувшихся тюремных стен.
Главная идея спектакля: меняются времена, власть, а народ все так же бесправен. Надежды для женщины никакой, только вот если такая, как везучая Катя, зацепит одного из сильных мира сего, а тот наймет дорогого адвоката.
Образ стряпчего в спектакле отвратителен. У него холеные руки с наклеенными ногтями белого цвета. Стол ломится от яств. И ест он, не смущаясь, при просителе Нехлюдове. Обязательно яичко с ложечкой. Подтекст понятен: в руках стряпчих жизни людей. А простые, что ж, они тут же у стеночки сидят ждут. Ничего, посидят.
Роль Кораблевой, одной из сиделец, прекрасно исполняет Роза Хайруллина. Есть в ее лице и в ее молчании такой трагизм, что каждая фраза, произнесенная ей, звучит по-особенному. Актриса несколько раз в спектакле повторяет одну и ту же фразу: «Спасибо, ваше сиятельство», и каждый раз это звучит не смиренно, но и не иронично и не с вызовом. Она за весь народ благодарит. Не могу даже выразить, какой многозначный подтекст в этой благодарности: это «спасибо» без подобострастия, горькое спасибо тем, кто посадил, а не убил. А будет история и про убийство.
Понравился и растерянный Нехлюдов, и Катя, сначала словно замороженная, потом оттаявшая. Прекрасный монолог крестьянина Тараса.
Спектаклю как будто не хватает катарсиса в конце, последней точки. Он случился в первом отделении. Это танец заключенных.
А во втором отделении поезд с осужденными покатит в Сибирь под мерный стук колес. И, конечно, возникает ощущение сопричастности этому горю.
Но все же высказывание о глубинном народе, созданное Семеном Серзиным, вдохновляет зрителя если не надеждой на будущее, то восхищением силой духа простых людей, способных пережить все. Об этом прекрасно говорит героиня романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», мама Штрума: «Чем больше печали в человеке, чем меньше он надеется выжить, тем он шире, добрее, лучше».
Не могу сказать про этот спектакль строкой Б. Л. Пастернака: «И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба», но спектакль западает в душу тем, что настраивает на любовь и сострадание.
Я рекомендую этот спектакль тем, кто хочет увидеть прекрасный актерский ансамбль и Розу Хайруллину.
P.S. Обращаю ваше внимание на то, что зал театра раньше, видимо, был кинотеатром. Сидеть тесно. Спектакль идет 1 час 20 минут с антрактом.
Художник по костюмам — Семён Серзин, Елена Сорочайкина
Видеохудожник - Александра Магелатова
Композитор - Евгений Серзин
Художник по свету — Семён Серзин
Ассистент художника по свету — Наталья Тузова
Нехлюдов — Евгений Санников
Маслова — Татьяна Ишматова
Кораблёва — засл. арт. РФ Роза Хайруллина
Судья, Фанарин — Арсений Семёнов
Тарас, Крыльцов — Михаил Касапов
Федосья — Антонина Сергеева / Елизавета Симулик