В 1770-х годах архитектором, создавшим Зелёную гостиную был Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. В 1830-х годах гостиную реконструировал архитектор А. А. Михайлов, а в 1858-1860-х годах — архитектор И. А. Монигетти.
Для меня эта гостиная — самая уютная и гармоничная зала во дворце. Нежно-фисташковый цвет стен и камин, облицованный зелёным камнем, создают особое впечатление. Хотя эта гостиная и скромнее по сравнению с синей и красной комнатами, в ней царит атмосфера теплоты и душевности. Здесь нет помпезности и ярких цветов, зато есть утончённость и элегантность.
В этой гостиной можно отдохнуть и насладиться спокойствием, слушая треск огня в камине и наблюдая за игрой пламени на дровах. Можно устроиться в уютном кресле с книгой в руках и просто насладиться моментом. Эта гостиная оставила глубокий след в моей душе. Сюда хочется приходить, чтобы расслабиться и насладиться уютом. Сочетание зелёного и орехового дерева в интерьере гостиной выглядит непринуждённо, но в то же время изысканно.
Зелёная гостиная — воплощение простоты и сдержанности, характерных для зрелого русского классицизма. В годы блокады Ленинграда эта комната сильно пострадала, и её пришлось восстанавливать. Юсуповский дворец пережил тяжёлые времена блокады вместе с городом. В 1941–1942 годах во дворце и на территории усадьбы разорвалось четыре снаряда и пять фугасных бомб. Условия военного времени привели к серьёзным повреждениям дворца, некоторые из которых оказались невосполнимыми.
Среди деталей интерьера особое внимание привлекает зелёный камин, выполненный из уральского натурального малахита в технике «русская мозаика». Это настоящее произведение искусства и предмет интерьера. Малахитовый минерал не только красив, но и уникален. Он символизирует процветание, богатство и гармонию. Малахит имеет мягкую и среднюю твёрдость, поэтому обрабатывается в холодном состоянии. Из-за этого минерал не считается драгоценным камнем. Облицовка камина создана из малахитовой мозаики, которая собрана из пластин толщиной в несколько миллиметров. «Русская мозаика» — это особый вид декора, который позволяет воссоздать неповторимую красоту природного узора камня. Камин был установлен архитектором И. Монигетти.
На столешнице малахитового камина расположены фарфоровые парадные вазы «Тритон». Это произведение искусства было создано в середине XIX века в Западной Европе и украшено росписью и позолотой.
В Зелёной гостиной также можно увидеть мебельный гарнитур из карельской берёзы, старинные часы, арфу, столы и кресла. Мебель из этого материала была изготовлена отечественными мастерами в начале XX века.
Люстра в форме чаши с изображением богини Дианы. Изготовлена из золочёной бронзы в первой трети XIX века в мастерской П. Геде в Санкт-Петербурге.
Фарфоровая ваза производства Императорского фарфорового завода, первая половина XIX века, Россия.
После реконструкции залы Зинаида Ивановна Юсупова взяла с собой мебель Зелёной гостиной и предметы интерьера, когда переезжала в свой особняк на Литейном проспекте. Решение о том, какую мебель оставить во дворце, а какую убрать, принимает его владелец. Если оставить старинный диван или кресло, которые не подходят к дворцовому стилю, это может нарушить общую концепцию интерьера, и все усилия и труды архитектора окажутся напрасными. У З. И. Юсуповой были веские причины забрать с собой мебель из Зелёной гостиной, потому что она не соответствовала модным тенденциям того времени и стилю помещения. Хотя мебель и отделка отражали дворцовый стиль.
После национализации дворец был передан в ведение Народного комиссариата просвещения. В рамках этого ведомства было создано Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями.
В парадных гостиных дворца начали работать советские государственные учреждения. Просторные залы картинной галереи были приспособлены для утилитарного использования. В банкетном зале и домашнем театре выступали творческие коллективы с новой революционной хореографией. Личные апартаменты княгини стали хранилищем вещей, которые больше не были нужны в новой жизни. Личные комнаты членов семьи и прислуги стали использовать как вспомогательные административные помещения и квартиры.
В 1925 году Ленинградское отделение Главнауки передало дворец Центру работников просвещения, Дому печати и Клубу научных работников. Несмотря на трудные времена после революции, судьба Юсуповского дворца оказалась счастливее, чем у многих других дворянских особняков.
Главнауки передало Юсуповский дворец в ведение Ленинградского губотдела Союза работников просвещения. В течение многих лет дворец был центром профессионального общения и творческого досуга.
В наши дни Юсуповская усадьба воссоздаётся в полном объёме. Она вдохновляет и удивляет посетителей и гостей дворца. Современная, живая и яркая жизнь возвращается в «дворянское гнездо», которое десятилетиями было в забвении. Это даёт надежду на возрождение истории, культуры и гармонии.
Исторические интерьеры Юсуповского дворца, сохранившие отделку и убранство прежних владельцев, привлекают мастеров киноискусства. Парадные гостиные, личные покои прежних хозяев, Домашний театр, Парадный двор становятся уникальными декорациями для таких отечественных фильмов, как «Анна Каренина», «Жизнь без любви», «Матильда», «Григорий Р.» и других. В интерьерах дворца работали и зарубежные режиссёры, включая Жозе Дайана, снявшего фильм «Распутин». Здесь также проходили съёмки картины британского телевиденья BBC One «Война и мир».
Юсуповский дворец служит декорацией для множества документальных и научно-популярных фильмов, посвящённых жизни и быту просвещённого русского дворянства в XIX веке.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский высоко оценил деятельность Юсуповского дворца. Он отметил, что дворец является современным культурным центром, который умело сочетает просветительную, туристическую и концертную деятельность, при этом сохраняя правила хорошего вкуса и продуманно тратя доходы на реставрацию.
Юсуповский дворец выполняет важную миссию просвещения и образования на благо миру. Он сохраняет историко-культурное наследие прошлых эпох и, подобно предыдущим владельцам дворца, способствует развитию всех видов творчества в своих стенах.
Источником информации для этой статьи послужила книга «Юсуповский дворец», которую я приобрела во время своего визита во дворец. Авторами книги являются Н. В. Кукурузова и О. В. Уточкина.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует...
С вами была Виктория. 😍
Если вам понравилось статья, поставьте палец вверх! 👍
Подписывайтесь на канал, читайте предыдущие статьи и новые публикации, смотрите видео и оставляйте комментарии. 😉
Возможно, вам будут интересны другие мои материалы, подборка «Санкт-Петербург»: 👇