23,5K подписчиков

Энциклопедии для повседневного использования в годы Мин и Цин, или простыми словами о важном явлении культуры Поднебесной

221 прочитал

Сегодня мы затронем тему совсем малоизвестную в мире современных поклонников ушу, хотя в имперский период это было очень распространено в самых широких слоях населения. И для понимания среды, где в том числе практиковалось ушу, про это будет совсем нелишне знать!

Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Запись человеческих достижений (в основном  исторические анналы, успехи на экзаменах и т.д.).
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Запись человеческих достижений (в основном исторические анналы, успехи на экзаменах и т.д.).

Энциклопедии для повседневного использования в периоды Мин и Цин отражают глубокие социально-экономические изменения, особенно в сфере межличностных коммуникаций, торговли и т.п.. Мы видим это развитие не только в энциклопедиях, но и в производстве более специализированных работ с такими названиями, как "Руководство для купцов и торговцев" (商賈指南 Shanggu zhinan) или "Справочник для купцов и торговцев" (商賈便覽 Shanggu painlan). Мы также можем обнаружить существенное размывание социальных границ между учеными и торговцами в таких названиях, как "Категории, представляющие существенную важность для литераторов и торговцев" (士商類要 Shishang leiyao). Но есть Энциклопедии для повседневного использования, что предназначались для всех четырех классов (ученых, крестьян, ремесленников и купцов). Вот он них и поговорим сегодня.

Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Обучение детей.
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Обучение детей.

Такие энциклопедии для повседневного использования отражают важные и устойчивые категории культурной проблематики, а также изменения с течением времени. Китайские популярные энциклопедии во времена империй Мин и Цин затрагивали семь наиболее популярных в народе тем:

1. Традиционная космология, космогония и гадания;

2. Представления о "другом" (например, о соседних племенах);

3. Проблемы статуса;

4. Культурная деятельность элиты;

5. Облики сельской жизни;

6. Право, гражданское и уголовное (法律 Fǎlǜ), про законы периода империи Цин постараемся сделать отдельную статью;

7. Эротика и романтические приключения (風月 - дословно "луна и ветер").

Так выглядит перечень категорий и что в них входит. Для каждой категории была поясняющая иллюстрация.
Так выглядит перечень категорий и что в них входит. Для каждой категории была поясняющая иллюстрация.

Но разберем содержание этих тем более подробно.

Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Уход за детьми.
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Уход за детьми.

Наиболее распространенные категории в работах XVII-XIX веков (с некоторыми незначительными вариациями) были такие:

  • небесные тела и явления, в целом, астрономия (天文 tiānwén);
  • география (地理 dìlǐ);
  • человеческие нравственные установления; принципы и нормы нравственности (人紀 rénjì);
  • иноземцы и варвары, то есть сведения о некитайских народах (外夷 wàiyí);
В период Мин, когда система сбора дани с окрестных племен достигла своего расцвета, в популярных энциклопедиях были изображены жители 145 "варварских" стран, но уже в поздних цинских версиях обычно насчитывалось лишь около 50.
В период Мин, когда система сбора дани с окрестных племен достигла своего расцвета, в популярных энциклопедиях были изображены жители 145 "варварских" стран, но уже в поздних цинских версиях обычно насчитывалось лишь около 50.
Корейцы всегда изображались первыми в "Ванбао цюаньшу" (это издание 1758 года) с акцентом на типа преклонение корейцев перед Китаем - обратите внимание указания в начале текста о том, что корейцы переняли китайский ритуал и культуру после того, как  У-ван из династии Чжоу, как сообщается, направил героя Цзизи (箕子) в качестве правителя Кореи.
Корейцы всегда изображались первыми в "Ванбао цюаньшу" (это издание 1758 года) с акцентом на типа преклонение корейцев перед Китаем - обратите внимание указания в начале текста о том, что корейцы переняли китайский ритуал и культуру после того, как У-ван из династии Чжоу, как сообщается, направил героя Цзизи (箕子) в качестве правителя Кореи.
Японцы изображались в основном нецивилизованными в период поздней Мин и до середины Цин ("Ванбао цюаньшу" издания 1612 года). Изображать одетыми их стали после XIX века.
Японцы изображались в основном нецивилизованными в период поздней Мин и до середины Цин ("Ванбао цюаньшу" издания 1612 года). Изображать одетыми их стали после XIX века.
Из 145 "варваров", представленных в позднеминских изданиях "Ваньбао цюаньшу", около двух десятков - это мифические народы, взятые с иллюстраций древней "Классики гор и морей" ("Шанхай цзин"). В более поздних изданиях "Ваньбао цюаньшу" также есть несколько таких иллюстраций. Это говорит об отсутствии четких границ между "реальным" и "воображаемым", когда речь идет об иноземцах. Кстати, сравните средневековые китайские карты окружающих стран с современными.
Из 145 "варваров", представленных в позднеминских изданиях "Ваньбао цюаньшу", около двух десятков - это мифические народы, взятые с иллюстраций древней "Классики гор и морей" ("Шанхай цзин"). В более поздних изданиях "Ваньбао цюаньшу" также есть несколько таких иллюстраций. Это говорит об отсутствии четких границ между "реальным" и "воображаемым", когда речь идет об иноземцах. Кстати, сравните средневековые китайские карты окружающих стран с современными.

Но продолжим перечень категорий:

  • классы и ранги чиновников (官品 guānpǐn);
  • титул и жалованье (爵祿 juélù);
  • назидание 勸論 (quànlùn);
  • каллиграфия (字法 zìfǎ);
Иллюстрации написания некоторых иероглифов и "радикалов" в скорописи (из позднеминского издания "Ваньбао цюаньшу").
Иллюстрации написания некоторых иероглифов и "радикалов" в скорописи (из позднеминского издания "Ваньбао цюаньшу").
Правильное положение пальцев при игре на цине.
Правильное положение пальцев при игре на цине.
Рисунки из позднего цинского "Ваньбао цюаньшу" о диагностике болезней у животных.
Рисунки из позднего цинского "Ваньбао цюаньшу" о диагностике болезней у животных.
  • живопись (畫譜 huàpǔ);
  • геомантия (堪輿 kānyú);
  • толкование снов (解夢 jiěmèng);
  • вычисление судьбы (數命 shùmìng);
  • физиогномика (相法 xiàngfǎ), эта тема была популярна в Мире Цзянху, так как считалось, что можно таким образом выявит слабые места или болезни противника;
Слева по часовой стрелке из энциклопедии 1612 года: Знатный человек, богач, бедняк, разбойник, злой человек и женщина, что интересно - единственная женщина, изображенная в этой группе персонажей... Ну, теперь вы знаете! :)
Слева по часовой стрелке из энциклопедии 1612 года: Знатный человек, богач, бедняк, разбойник, злой человек и женщина, что интересно - единственная женщина, изображенная в этой группе персонажей... Ну, теперь вы знаете! :)

Разделы о гаданиях в энциклопедиях для повседневного использования отражают центральное место этого суеверия практически во всех сферах народной культуры, особенно позднеимперского времени. Множество разделов о гаданиях в цинских энциклопедиях позволяли читателям самостоятельно заниматься гаданиями, подвергая сомнению методы и выводы профессиональных гадателей, во множестве зарабатывавших себе на жизнь подобным образом. Кроме того, изучение особенностей лица в разделе о физиогномике должны были оказывать значительное влияние на "первое впечатление".

Иллюстрации значения родинок и родимых пятен (痣 zhi) в разделе "Физиогномика". Обратите внимание, что на лице женщины есть часть, где отметины указывают на развратность и похотливость (好色 hǎosè), для которой, считалось, что нет мужского аналога.
Иллюстрации значения родинок и родимых пятен (痣 zhi) в разделе "Физиогномика". Обратите внимание, что на лице женщины есть часть, где отметины указывают на развратность и похотливость (好色 hǎosè), для которой, считалось, что нет мужского аналога.

Но продолжим наш перечень:

  • методы вычислений (算法 suànfǎ);
  • рассеивание болезней (祛病 qūbìng);
  • времена года и погоды сезонов (時令 shílìng);
  • земледелие и шелководство, т.е. сельское хозяйство (農桑 nóngsāng);
  • военная подготовка (武備 wǔbèi) - вот это затронем сегодня чуть более подробно;
  • пестование жизни (養生 yǎngshēng), а об этом - потом, уж больно интересная и обширная тема;
  • медицина (醫學 yīxué), причем отдельно были категории которые посвящены защитным и лечебным чарам и заклинаниям (祛病 qubing или 法病 fabing), это разные темы с медициной;
  • беременность (種子 zhǒngzi - дословно "семена", "источник или начало чего-либо");
Этапы развития зародыша (помним, что раньше в Китае читали справа налево),
Этапы развития зародыша (помним, что раньше в Китае читали справа налево),

Было место и развлечениям:

  • поэтические куплеты (詩對 shīduì);
  • чай и чаепитие (茶經 chájīng);
  • шутки (談笑 tánxiào);
  • застольные игры, например, цзюлин - «штраф вином» (酒令 jiǔlìng), где проигравший штрафуется внеочередной рюмкой вина;

Вообще, в Китае было много разных игр, но никогда не интересовался этой темой особо, поэтому этот раздел цинично пропустим!

Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Даосские практики.
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Даосские практики.

Как и в случае с различными играми и развлечениями, существовало множество категорий для письменности, которые которые хорошо показывают сильное влияние на жизнь и культуру. Некоторые из наиболее распространенных обозначений были следующими:

  • литературное произведение (文翰 wénhàn);
  • официальные документы (啟劄 qǐzhā);
  • образцы и стили (體式 tǐshì);
  • деловые письма (書柬 shūjiǎn);
  • письменные заявления письменные заявления (狀法 zhuàngfǎ).
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Шутки и юмор.
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Шутки и юмор.

Если думаете, что это весь перечень, то глубоко заблуждаетесь! Вот категории, относящиеся преимущественно к XVII веку:

  • сверхспособности и божественные умения (僊術 xiānshù), сюда входили и даосское "снадобье бессмертия" (金丹 jīndān), "истинное совершенствование" (眞修 Zhēnxiū), "взращивание совершенного" (修眞 xiūzhēn);
Заклинания для защиты от плохих снов.
Заклинания для защиты от плохих снов.
  • буддийские и даосские монашеские службы и ритуалы (僧道 sēngdào);
  • похоронные обряды (喪祭 sāngjì);
  • уход за младенцами (全嬰 quányīng), там тоже есть место мистике и эзотерике;
  • обучение детей (訓童 xùn tóng);
  • торговля вразнос бродячим торговцем (商旅 shānglǚ);
  • "свежий ветер и светлая луна" (風月 fēngyuè), что образно означала прекрасный вечер и красивый пейзаж, то есть обстановка, располагающая к лирической беседе, к мечтательности и любви, а на самом деле - эротика и сексуальные приключения. Это, увы, местная цензура - не пропустит, а так то там много интересного! На десяток статей хватило бы...
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Военная подготовка.
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Военная подготовка.

Были категории, относящиеся преимущественно к восемнадцатому или девятнадцатому векам:

  • маньчжурская и китайская письменность (滿漢合書 Mǎn hàn hé shū);
  • строительство (營造 yíngzào);
  • сельскохозяйственные животные (牛馬 Niúmǎ, дословно - "быки и лошади").
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Оккультные учения.
Некоторые примеры иллюстраций, которые "вводят" категории энциклопедии (門 men): Оккультные учения.

Были, естественно, и исключительно поздне-цинские категории (конец XIX - начало XX века):

  • международные договоры, пакты, соглашения, конвенции (條約 tiáoyuē);
  • внешняя торговля (貿易 màoyì);
  • флора и фауна (花草鳥獸 Huā cǎo niǎo shòu, дословно - цветы и растения, птицы и животные);
 Военная подготовка. Бросковый прием "Опрокинуть золотого фазана" (金雞跌勢 Jīnjī diē shì).
Военная подготовка. Бросковый прием "Опрокинуть золотого фазана" (金雞跌勢 Jīnjī diē shì).

Основным источником для этой статьи является чрезвычайно популярное издание, известное как "Полное собрание сокровищ земли" (萬寶全書 Wàn bǎo quánshū), которое регулярно публиковалось и широко распространялось в периоды империй Мин и Цин. Энциклопедия состоит из 38 томов и снабжена огромным количеством иллюстраций. Однако из-за дороговизны резьбы по дереву качество изображений иногда значительно различается. В любом случае, такой объем сопоставим с современными энциклопедиями.

 Эта реклама издания "Ваньбао цюаньшу"  (萬寶全書) 1758 года указывает: "эта книга предназначена для всех четырех классов людей" -  служилые, крестьяне, ремесленники, купцы (此書為四民共賞 ).
Эта реклама издания "Ваньбао цюаньшу" (萬寶全書) 1758 года указывает: "эта книга предназначена для всех четырех классов людей" - служилые, крестьяне, ремесленники, купцы (此書為四民共賞 ).

При изучении различных изданий "Ваньбао цюаньшу" и других подобных сочинений складывается впечатление: они были призваны обеспечить грамотных простолюдинов, особенно купцов, учебными материалами для продвижения вверх, поощряя в процессе самостоятельность (不求人 bùqiúrén). Это распространенный термин, означающий, с одной стороны, чесалку для спины, но с другой - человека, что не любит просить, и никого не просит об одолжениях.

Еще физиогномика ( 相法 xiangfa).
Еще физиогномика ( 相法 xiangfa).

Энциклопедия учит:

  1. Как производить впечатление на людей (например, с помощью знаний о мире, социальных навыков и знакомства с искусством) и как понять его сложность.
  2. Как вести переговоры (во всех смыслах этого слова) в традиционном обществе, пронизанном ритуалом, вежливостью и т.д.
  3. Как улучшить себя и свой социальный статус.

А это страницы из раздела по военной подготовке. Дальше будет больше!
А это страницы из раздела по военной подготовке. Дальше будет больше!

Вот только большая часть содержания Энциклопедии для повседневного использования - весьма шаблонна, используется большое количество рифмованных отрывков (訣 jué, 詩 shī, 賦 fù и т. д.) и поэтому она легко узнаваема после прочтения или прослушивания. Однако популярность и переиздание таких энциклопедий на протяжении сотен лет говорит о том, что они имели реальную ценность для своей целевой аудитории. Интересно, что эти Энциклопедии производили впечатление и на людей более высокого статуса и более глубокой образованности.

Возможно потому, что Энциклопедии давали инструменты для:

  • понимания юридических и других официальных документов, чтобы знать, как получить рычаги влияния в обществе;
  • понимания принципов работы политического и социального строя;
  • понимания своего местоположения в космическом миропорядке (в том числе и с помощью гадания).

Энциклопедии повседневного пользования подчеркивали общие культурные особенности в пространстве и времени. Таким образом, они сыграли важную роль в унификации китайской культуры. Хотя энциклопедии выпускались преимущественно в юго-восточном Китае (в частности, в провинции Фуцзянь), они продавались во многих регионах и практически ничего не рассказывали о региональной культуре. Конечно, они также отражали изменения, происходившие со временем...

Что делать, если тебя держат трое?
Что делать, если тебя держат трое?

Очевидно, что предстоит еще много работы по изучению китайских Энциклопедий повседневного пользования как важных источников имперской китайской культуры, особенно народной культуры. Это требует внимательного прочтения не только письменных текстов, но и детальное исследование многочисленных иллюстраций. Кроме того, было бы интересно посмотреть на систематические сравнения между этими Энциклопедиями повседневного пользования и другими справочными изданиями (альманахами, специализированными работами по ритуалам и т.д.)...

Сегодня мы затронем тему совсем малоизвестную в мире современных поклонников ушу, хотя в имперский период это было очень распространено в самых широких слоях населения.-25

Но, перейдем к теме ушу! Мы много раз говорили про военные энциклопедии времен империи Мин, например, генерала Ци Цзигуана (紀孝新書 Jìxiào xīnshū) и Мао Юаньи (武備誌 Wǔbèi zhì). Интересно отметить, что в этой народной энциклопедии содержится больше информации о рукопашном бое, включая приемы удары руками и ногами, а также техники захвата и приемы борьбы. Есть даже тактика свободного боя.

Сегодня мы затронем тему совсем малоизвестную в мире современных поклонников ушу, хотя в имперский период это было очень распространено в самых широких слоях населения.-26

При этом, большая часть содержания Энциклопедии скопирована из других книг. Стиль написания и терминология сильно различаются в зависимости от темы. Для экономии места каждая страница разделена на две половины, причем первая и вторая половины представляют собой отдельные главы. Кроме того, качество подаваемого сильно варьируется от хорошего к плохому, а некоторые из них нелегко читать, потому что шрифт размыт из-за возраста книги.

Сегодня мы затронем тему совсем малоизвестную в мире современных поклонников ушу, хотя в имперский период это было очень распространено в самых широких слоях населения.-27

Тем не менее, Энциклопедия по-прежнему является очень полезным справочником для изучения техник древних боевых искусств, эволюции техник боевых искусств, и их по-прежнему очень интересно изучать. Там есть даже некоторые техники, которые сейчас довольно редки. Возможно, если внимательно исследовать их, то можно восстановить некоторые приемы, которые были утеряны.

Дм. Моисеев, СПб