1. историческая справка
2. спортивная одежда и одежда для спорта - do you feel difference?
3. Когда индустрия и мода добрались до спорта
4. ключевые бренды спортивной одежды
1. Историческая справка
Зарождение спортивной одежды можно с уверенностью отнести к временам Древней Греции и первых Олимпийских игр 776 года до нашей эры. Долгое время спортсмены соревнавалсь голышом (девочек на соревнования не пускали🔞), чтобы не стеснять движений, а затем, стали использовать ленты и пелерины из льна для защиты от солнца и ветра. А в Древнем Риме гладиаторы носили практичные туники и памперсы для защиты и комфорта во время боевых поединков.
Средние века считаются упадком в области спорта, а вот с эпохой Ренессанса связан возврат Олимпийских игр уже в более современном спортивном формате - где не мерились силой порой до смерти, как в классическую эпоху.
Одежду использовали повседневную.
Ещё одной вехой в развитии спортивного стиля одежды можно считать костюм "амазонки", появившийся в XVII столетии. Сущность его заключалась в возможности женщины с удобством ездить на лошади в дамском седле. Он представлял из себя длинную юбку, приталенный жилет, рубашку и шляпу мужского кроя. Затем добавился цилиндр с вуалью. В качестве аксессуаров шли перчатки и шейный платок, а на ногах были ботинки. Это можно считать первым спортивным костюмом для женщины. А вдохнула жизнь в этот образ французская королева Екатерина Медичи, которая любила ездить верхом.
XIX век можно назвать переломным для спортивной одежды всех сортов. Капиталистическое общество активно монетизировало досуг. Модным стали купание, пляжный отдых, хождение на яхтах. Широкое распростронение получили такие виды спорта как теннис, конное поло, крикет и крокет, гольф, бадминтон, волейбол, стрельба из лука, лыжи, коньки, велосипедная езда и многое другое. Под это всё стала подстраиваться лёгкая промышленность - изобретая новую удобную одежду.
20-е годы XX века - женская эмансипация (которая началась ,кстати, в Советской России) модерн в умах и экзистенционализм в сознании, движение рабочих и профсоюзов, вместо старых сюзеренов окончательно заняли свое место "белые воротнички". Все это отразилось на развитии спортивной культуры mass market'a. Женщины стали плавать в купальных костюмах, а не юбках. У теннисистов появились удобные шорты и мини. Для игры в гольф начали шить брюки-гольф с напуском на голени. Кепи дополняет спортивный костюм. Для тех кто бьет по мячу ракеткой и клюшкой в 30-е годы начинают выпускать рубашки поло.
2. Спортивная одежда и одежда для спорта - do you feel difference?
Так или иначе с течением времени спорт все больше из блажи богатых становился частью массовой культуры и спорта великих достижений. Все это как нельзя кстати подходит под термин - массовой культуры.
Под массовой культурой понимается совокупность культурных потребительских ценностей, предоставляемых в распоряжение широкой публики при помощи средств массовой коммуникации. Термин «массовая культура» появился в американской печати в конце 1930-х гг.
(Забавное пересечение таймингов - верно? Под средствами массовой коммуникации я бы еще отнес стадионы и ставки, которыми кишели те же Штаты.)
Ей присущи определённые черты: Общедоступность – доступность и узнаваемость для широкой прослойки общества, иногда заменяется термином «примитивность». Эта черта позволяет массовой культуре обеспечивать быстрое психическое восстановление равновесия людей после трудового дня за счёт своей простоты содержания.
Более того люди хотели быть похожими на героев спорта (которые стали получать огромные рекламные контракты и еще больше популярности в глазах людей) и выглядеть как они. Это во многом обусловило развитие спортивной одежды для всех. Плюс 👇👇👇
В это же время (чуть раньше конец XIX - начало XX века) производители одежды стали задумываться о создании удобных, не сковывающих движение вещей, предназначенных для активного времяпровождения. Первоначально все спортивные новинки были адресованы мужчинам, но эмансипированных женщин, увлекающихся спортом и желающих проводить время за активным отдыхом, становилось все больше. Им также требовалась комфортная одежда, за которой было бы просто ухаживать, легко стирать, обходиться во время сборов без помощи горничной.
В конце XIX века физкультура, известная человечеству еще с древних времён, становится не только частью досуга, но и частью образования. Во многих странах детей, начинают приобщать к спорту в учебных заведениях. Уже в начале XX века общество захлёстывает новое увлечение, которое в современном мире, назвали бы фитнесом.
С 1920-х по 1940-е годы спортивно-досуговый стиль находил все больше и больше поклонников во всем мире. Этому способствовало развитие мирового спортивного движения - олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, всевозможные чемпионаты, проводимые внутри стран, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, развитие спортивной журналистики, расширение производства разнообразной неформальной одежды, пробуждали у людей интерес к здоровому образу жизни. Распространению досуговой и спортивной одежды способствовали универмаги, которых становилось все больше и больше. Про одежду для спорта и отдыха писали журналы мод, спортивный стиль маячил на киноэкранах.
3. Когда индустрия и мода добрались до спорта
Изменения в обществе привели к тому, что стали появляться первые производители, специализировавшиеся на производстве спортивной и досуговой одежды, одним из них был основатель британской фирмы Redfern & Sons (позже Redfern Ltd) Джон Редферн, начавший разрабатывать «специальные модели» ещё в 1870-х годах. Наряду с традиционными моделями своего времени, преобладающими в модном доме Джона Редферна, в компании Redfern & Sons начали производить как спортивную одежду, так и вещи, предназначенные для неформального времяпровождения. Его мужская и женская одежда для яхтинга привлекла внимание аристократов. Модели одежды, предназначенные для досуга и активного отдыха, созданные во второй половине 19 века, конечно, были бесконечно далеки от таких понятий, как «удобство» и «комфорт». Критерии моды были абсолютно иными, но, тем не менее, первые попытки создавать «особую одежду» для неформального времяпровождения и занятий спортом, выделить её из общего потока, маленькими шажками вели к большим переменам.
В начале XX века модельеры, имена которых связаны с понятием «высокая мода» стали создавать одежду для спорта и отдыха. Одним из яростных пропагандистов комфортной одежды для женщин была Коко Шанель, начавшая создавать дамские костюмы из трикотажа, утверждающая, что женщина может носить брюки, удобную обувь, заимствовать модели мужского гардероба, купаться на пляже в открытом купальном костюме, загорать, активно отдыхать и заниматься спортом, что должно быть такое понятие, как курортная мода, с легкой и практичной одеждой. Такого же мнения придерживались и многие другие дизайнеры, начавшие создавать модели для любительских спортивных занятий, отдыха, путешествий, яхтинга. Появлялись компании, создающие вещи из трикотажа и легких тканей, предназначенные для прогулок, для спортивных игр на воздухе, для зрителей, посещающих спортивные соревнования.
Внесли свою лепту в историю моды и некоторые бывшие спортсмены, начавшие создавать удобную повседневную одежду, после завершения своей спортивной карьеры. Одним из таких спортсменов был Рене Лакост чемпион Франции по теннису, создавший в 1933 году бренд Lacoste. Все началось с рубашки-поло, разработанной для теннисистов и гольфистов, а переросло в огромную компанию, создающую одежду и обувь для досуга.
Говоря современным языком, стиль, который создавали бывшие спортсмены, ставшие дизайнерами спортивной моды, можно охарактеризовать как спорт-шик. Как такового, понятия спорт–шик тогда не было, но идеи витали в воздухе и реализовывались новаторами своего времени.
Продолжала активно развиваться индустрия удобной спортивной повседневной одежды.
В 1919 году, Саймон Фейнблум и двое его сыновей, Билл и Эйб, основали фабрику Knickerbocker Knitting Mills в Рочестере, штат Нью-Йорк ныне известную как бренд Champion. Предприятие занималось производством и оптовой продажей свитеров, но вскоре братья Фейнблум заметили новую и крайне перспективную нишу спортивных товаров. Тогда тренировочные вещи почти не отличались от повседневных — мужчины носили те же пиджаки, разве что посвободней, а женщины надевали платья. С широким распространением хлопка, американские мануфактуры начали выпуск специализированной одежды.
4. Ключевые бренды спортивной одежды
Настоящий бум спортивной моды разразился в 1980-е годы. Одежда, предназначенная для спорта и активного досуга, стала именно модной, оттеснив на второй план утилитарное отношение людей к вещам в спортивном стиле. В 1982 году американская актриса Джейн Фонда выпустила свою первую видеопрограмму с упражнениями по ритмической гимнастике – аэробике, которой вскоре заболел весь мир. Спортивный образ жизни транслировался с киноэкранов и страниц модных журналов. Супермодными стали лосины, кроссовки, футболки, эластичные повязки для волос, бейсболки, спортивные сумки, словом все то, что долгие годы являлось вещами профессионального назначения и не воспринималось в качестве модного сегмента.
Вспомним главных новоделов на поприще моды спорта в формате вещи из прошлого и вещи из настоящего.
В 1906 год году британский иммигрант Уильям Райли основал компанию New Balance Arch Support Company в Бостоне, которая занималась производством супинаторов и других приспособлений, делающих обувь более комфортной.
В 1911 году Братьями Фила в итальянском городе Биела была основана компания Fila. Спустя 80 лет после основания было основано корейское подразделение компании, которое чуть позже выкупило все права на торговую марку. Так что на сегодняшний день Fila — южнокорейский бренд.
16 марта 1966 года на свет появилась компания Van Doren Rubber Company, известная нам как Vans. Ее основали Пол Ван Дорен, Серж Д’Элиа и Горди Ли.
Nike — американская компания, всемирно известный производитель спортивной одежды и обуви. Штаб-квартира — в городе Бивертон (штат Орегон).
Компания была основана в 1964 году студентом Филом Найтом, бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, и его тренером Биллом Бауэрманом. Сначала она носила название Blue Ribbon Sports и специализировалась на заказе кроссовок в азиатских странах и последующей продаже их на американском рынке. Вложив в дело по 500 долларов, Найт и Бауэрман заказали 300 пар кроссовок у японской компании Onitsuka Tiger (в настоящее время ASICS).
Первый самостоятельно разработанный продукт компании — выпущенные в 1971 году кроссовки Nike с вафлеобразным дизайном подошвы, идею которого Бауэрман почерпнул у жены, точнее у её вафельницы. В 1978 году Blue Ribbon Sports была официально переименована в Nike.
Adidas — немецкий промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря, в настоящее время имеет аффилированные бренды: Reebok, Y-3, RBK & CCM Hockey, а также Taylor-Made Golf.
История немецкого бренда Adidas – начинается в 1948-м году, в городе Герцогенаурах, когда два брата Адольф и Рудольф Дасслеры, не найдя общего языка, решили разделить семейное предприятие, широко известную в то время фирму-производителя спортивной обуви Dassler. Причины разрыва так до конца и не стали известны публике, но шаг этот послужил толчком для создания двух известных на сегодня брендов, вечных конкурентов Adidas и Puma. В 1949-м году Ади Дасслер официально регистрирует три полоски – символ фирмы Adidas. Благодаря опыту Адольфа Дасслера, который и раньше занимался разработкой новых моделей, Adidas прославилась как компания, выпускающая революционные продукты. Среди самых ярких изобретений — обувь со съемными шипами, а также футбольные бутсы специально для игры зимой.
Немецкая компания Puma, выпускающая спортивные товары, весьма популярна среди покупателей. Она была основана в 1948 году Рудольфом Дасслером в немецком городе Херцогенаурах.
Произошло это после того, как он поссорился со своим родным братом Адольфом. До этого момента они оба являлись собственниками фирмы Dassler. Вражда между братьями подхлестывала конкуренцию между их компаниями, и вскоре обе они стали известны на мировом уровне.
Миссия Puma - быть самым желанным брендом спортивного стиля в мире. 4 ключевых элемента успеха на пути к этой цели – честность, подлинность, позитивность и креативность. Спорт – это не только пот и кровь, это еще и моменты радости – вот что хочет дать Puma своим потребителям в характеристиках продукции, маркетинге и способах реализации. Неважно бежите ли Вы по беговой дорожке или играете в настольный теннис с друзьями, это должно приносить наслаждение. Радость заключается в том, чтобы быть лучшим, делая что-то и получая от этого удовольствие.
Reebok, названная так в честь африканской быстроногой газели, была создана в 1979 году братьями Фостер. По ходу истории и на сегодняшний день успех Reebok основан на готовности к различным вызовам - разрабатываются инновационные продукты, осваиваются новые рынки и спортивные направления.
В бизнесе Reebok делает ставку на фитнес и таких ключевых направлениях как тренинг, бег, спортивная ходьба.
В 1949 году Кихахиро открыл компанию Onitsuka Co. Ltd. Он был обеспокоен последствиями Второй Мировой Войны и в первую очередь занятостью молодежи. Так была образована компания Onitsuka Tiger, которая впоследствии вошла в объединение подобных компаний. Эта компания была переименована в ASICS в 1977 г. Компания ASICS давно является одним из крупнейших лидеров в области спортивной одежды. Ее сеть распространена по всему миру и занимает 5-е место среди мировых компаний, производящих спортивные товары.
Подводя итоги.
Все большее количество модельеров в 1980-е и 1990-е годы стали обращаться к теме спорта, заимствуя элементы у спортивной одежды, трансформируя её, экспериментируя, соединяя сугубо спортивное, с другими стилевыми направлениями. Спортивный стиль всерьёз и надолго обосновался в мире моды. Границы между одеждой для активного отдыха и спортивной одеждой становились все более размытыми, многие люди предпочитали носить спортивные костюмы, толстовки, кроссовки и другие предметы одежды, относящиеся к спортивной экипировке, в качестве повседневной одежды. Все последующие десятилетия и именитые дизайнеры, и производители демократичной одежды постоянно обращались к спортивной тематике.
XXI показал что эклектическое разнообразия модных дропов ещё далеко не исчерпано, но можно ли считать рестайлинг, тоску и ностальгию под красивым хромом в виде "свежего" взгляда на старые модели - новым стилем? = покажет время.
... stop wait a minute... а что же там было про рэперов в очках. О эти ребята знают толк в моде и зачастую гоняют на спорте➡️➡️➡️