Найти тему
Параллели истории

Что не так с Рюриком?

А что так, позвольте спросить? И какую еще реакцию на предыдущее вопросительное высказывание вы думали услышать? Было бы все нормально, не было бы столько сломанных копий и носов в среде историков и увлекающихся.

Попробуем посмотреть, что знали о персонаже историки и не очень, того времени. Не совсем правильно написал, всё-таки не времени Рюрика, а несколько позже, но тем не менее к Рюрику гораздо ближе по этому самому времени проживающие. О прославляюще-историческом произведении «Слово о законе и благодати» митрополита Лариона Русина я уже упоминал. Этот товарищ проживал во времена Ярослава Мудрого, был в курсе, и папы Ярослава, и деда, и даже прадеда Игоря. Но протянуть линию дальше почему-то не решился. Хотя, Рюрик-то вот, прямо за Игорем, как бы.

Ладно Ларион, он не Рюрикович, ему можно про Рюрика не знать, хотя как это? Но вот, например, князь Владимир в «Уставе князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных» Конечно вряд ли сам пишет, но тем не менее.

Се яз, князь великий Василей, нарицаемый Володимер, сын Святославль, внук Игорев и блаженыя Ольгы

Из зала слышны голоса, это поздняя вставка и вообще к Владимиру никаким боком. Может быть, но почему бы про Рюрика не вписать?

Едем дальше. «Память и похвала князю русскому Владимиру» писана Иаковом Мнихом или Черноризцем в XI веке.

како просвѣти благодать Божия сердце князю рускому Володимеру, сыну Святославлю, внуку Игореву

Как видим, и этот про Рюрика не упоминает.

Читаем «Устав Всеволода (папы Владимира Мономаха*) о церковных судах»

О Се аз, князь великий Всеволод, нареченный в святом крещении Гавриил, правнук Игорев и блаженной прабабы Ольги, нареченной в святом крещении Еленой и матери Володимеровой, нареченного в святом крещении Василий

Никакого пращура по имени Рюрик здесь тоже нет.

*-так-то, исходя из текста устава (правнук), это сын Владимира Святославича, Всеволод. Но он Великим князем никогда не был. Или мы чего-то не знаем? Есть ещё одна «ашыпка», княгиня Ольга никак не мать Владимира, она его бабка. Так что, кем бы ни был этот Великий князь, родословную свою он знает плохо.

-2

Вернёмся к Иакову Мниху, а может и к Нестору, есть разногласия. «Съказание и страсть и похвала святюю мученику Бориса и Глеба» Читаем.

Сущю самодрьжьцю вьсей Русьскей земли Володимиру, сыну Святославлю, вънуку же Игореву, иже и святыимь крьщениемь вьсю просвети сию землю Русьску.

Ну, что ты будешь делать. И тут дальше Игоря дело не идёт.

А вообще, сколько этих Рюриков в нашей истории, кроме того, самого главного?

Самый известный, а, возможно, и единственный, Рюрик Ростиславич, проживающий в XII веке и заставший начало XIII-го. Современник Андрея Боголюбского и частый, но не долгий, гость на Киевском столе. Да ещё некий Константин Ольгович, заодно и Рюрик, современник предыдущего. То ли сидевший, то ли нет в Чернигове. (Если кто знает ещё кого, не поленитесь, напишите в комментариях) Про Костика не знаю, а вот Василия, именно так его звали в крещении, назвали Рюриком имея в виду его будущие притязания на самую высокую должность(?) Или...

Попробуем пойти от Рюрика Ростиславича назад, к предкам. Про маму его ничего неизвестно. А вот папа был наполовину швед, потому как бабушкой нашего Рюрика была Христина Шведская Ингесдоттер. Муж этой самой бабушки и дедушка, соответственно, Мстислав, на половину был гм... в общем, его мамой была Гита Уэссекская, чей дядя, Свен II Эстридсен, был королем Дании. А папа Мстислава, Владимир Мономах, имел в бабушках дочь Шведского короля Олофа Шётконунга, Ингигерду. По-моему, многие сейчас догадались куда я веду. Папа нашего реального Рюрика, в связи с вышенаписанным, имел многие основания назвать одного из своих сыновей этим именем. Которое, как многие полагают, было вписано при дедушке Мономахе в Повесть Временных Лет.

Получается примерно такая картина, чисто на мой вкус.

Некий Рюрик, отдадим предпочтение Рёрику Ютландскому, действительно приезжал порулить Ладогой и, возможно, Новгородом. Будучи приглашён, как уравновешиватель шведским варягам. Его ближние, Аскольд с Диром, отправились, с его позволения, на юга и осели в Киеве. Далее у Рёрика закончился контракт, или его "попросили" местные, вспоминаем некоего Вадима, и Язва Христианства укатила в родные пенаты.

-3

Один из его наперсников, а возможно и родичей, Олег, уехал из Новгорода не видя перспектив и не желая возвращаться в Данию. И приехал на тёплое местечко, где Аскольд с Диром обдирали смирных полян. Тут он предъявляет своего сына, тоже Олега, выдавая его за сына Рёрика и, убив незадачливых предшественников, становится князем. Проходит время и на дочери Олега, Ольге, женится сын его сподвижника и карбонария Свенельда, Игорь. Затем старшего Олега уклюнула змеюка, а младший отправляется в вик, где складывает свою голову. На трон садится муж Ольги, Игорь, становясь основателем династии, про которого все и пишут, благоразумно не упоминая его происхождение. Через определённое время, а именно во время нахождения в силе Владимира Мономаха, оному понадобилось подтверждение своего "хорошего" происхождения. Со стороны матери всё было неплохо, она была родственницей императора, а вот со стороны папы пришлось придумать происхождение от Рёрика Язвы Христианства, "сделав" далёкого уже пращура Игоря его сыном.

А ещё через время, внук Мономаха называет своего сына Рюриком, почитав версию дедушки. Но, похоже, никто из окружающих родственников, разной степени дальности, его в этом начинании не поддерживает. В отличии от всяческих Игорей, Владимиров, множества ...славов, и т.д. Рюриков среди династических имен не наблюдается.

На сегодня всё.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С