Найти тему
КиноВояж и не только

Как к Толстому в Ясную Поляну приезжал швед Абрам Фон Бунде и учил его вегетарианству и сыроедению. Воспоминания дочери писателя Татьяны

Граф Толстой в Ясной Поляне. Фото Яндекс.Картинки.
Граф Толстой в Ясной Поляне. Фото Яндекс.Картинки.

Ничто так не переносит нас в атмосферу прошлого, не позволяет увидеть, пусть и чужими глазами, любимого поэта или писателя, как воспоминания его современников, и особенно воспоминания близкого человека.

В книге Татьяны Сухотиной-Толстой, старшей дочери Льва Николаевича Толстого, перед нами оживает жизнь большой семьи в Ясной Поляне. Книга так и называется -«Воспоминания».

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Фото Яндекс.Картинки.
Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Фото Яндекс.Картинки.

Татьяна унаследовала от отца литературный дар, и ее мемуары точны и интересны. Почти половину своей жизни она вела дневник, благодаря чему ей удалось сохранить мельчайшие детали своего детства и юности.

Отцовское влияние в доме было сильнее материнского. Это сознавали все.
Мы видели отца реже матери, но встречи с ним или его приход в детскую всегда было для нас событием.
Я помню его еще молодым. Борода у него была каряя, почти рыжая, волосы черные, немного кудрявые, глаза светло-голубые.
В те времена он не был еще сед, и на его лице не было еще следов тех страданий и жгучих слёз, которые позднее избородили его черты, когда он одиноко и напряженно искал смысл жизни.

В Ясную Поляну часто приезжали гости, в том числе известные люди, например, поэт Афанасий Фет. С Фетом Толстого связывала не только дружба, но и переписка – на протяжении почти 30 лет они писали друг другу письма, в которых рассуждали о поэзии, назначении поэта, философии, литературе. Толстой полагал, что «сила поэзии лежит в любви – направление этой силы зависит от характера» поэта, а «без силы любви нет поэзии». В ответ Фет указывал на зависимость поэта от высших сил и иррациональный характер поэтического творчества: «поэту надо ждать бога, когда хоть тресни, а надо сказаться душой, воздерживаясь от... бессмысленных рифм».

Поэт Афанасий Фет у себя в имении Воробьёвка Курской губернии. Фото Яндекс.Картинки.
Поэт Афанасий Фет у себя в имении Воробьёвка Курской губернии. Фото Яндекс.Картинки.

Переписка между ними иногда шла даже в стихах.

Да, Лев Толстой писал стихи Афанасию Фету:

Как стыдно луку перед розой,
Хотя стыда причины нет,
Так стыдно нам ответить прозой
На вызов ваш, любезный Фет.
Итак, пишу впервой стихами,
Но не без робости, ответ. –
Когда? Куда? решайте сами,
Но заезжайте к нам, о Фет!

Фет и Толстой дружили много лет, но в 1890-е годы отдалились друг от друга и Толстой даже не стал принимать участия в юбилее Фета, который шумно отмечался в 1890 году.

А вот как русского поэта вспоминает Татьяна, конечно, глазами ребенка:

Фета мы не особенно любили. Нам не нравилась его наружность: маленькие резкие черные глаза без ресниц, с красными веками, большой крючковатый сизый нос, крошечные точно игрушечные, выхоленные белые ручки с длинными ногтями, такие же крошечные ножки, обутые в маленькие, точно женские прюнелевые ботинки, большой живот, лысая голова – все это было непривлекательно.

Оцените наблюдательность Татьяны Толстой. Вот портрет Фета:

Тот самый "большой сизый нос". Фото Яндекс.Картинки.
Тот самый "большой сизый нос". Фото Яндекс.Картинки.

В усадьбу приезжали и очень странные люди, которых приводила вера в учение Толстого. И вот однажды, в 1892 году, в Ясную Поляну приехал швед по имени Абрам Фон Бунде. Вот что писал об этом событии сам Толстой своей жене Софье Андреевне:

«…Явился к нам старик, 70 лет, швед, живший 30 лет в Америке, побывавший в Китае, в Индии, в Японии. Длинные волосы желто-седые, такая же борода, маленький ростом, огромная шляпа, оборванный, немного на меня похож, проповедник жизни по закону природы. Прекрасно говорит по-английски, очень умен, оригинален и интересен… Он вегетарианец, без молока и яиц, предпочитает все сырое. Ходит босой, спит на полу…»

В Ясной Поляне шведа приняли холодно – он сразу не понравился Софье Андреевне, потому что пытался приобщить Льва Николаевича к своему образу жизни. От сырой еды Толстому стало плохо. Софья Андреевна хоть и не протестовала открыто против его пребывания, но делала всё, чтобы он чувствовал себя неуютно.

А вот Татьяна с Фон Бунде подружилась. И вот какую историю о себе он ей рассказал.

Он был богатым домовладельцем в Нью-Йорке и узнал, что бедная женщина, снимавшая у него подвальный этаж, горько жалуется на судьбу и проклинает его, кровопийцу, за то что, сдавая ей сырое подземелье, отбирает последнее.

«Я почувствовал правду ее слов и мое душевное равновесие нарушилось. Я перестал быть счастливым. Так как наше назначение на земле – счастье, то я и спросил себя: зачем мне богатства, если они приносят мне страдания? И я подумал, как сделать, чтобы опять быть счастливым? – рассказывал он.

В итоге он решил отдать все квартиры своим квартирантам даром. Но тогда женщина, упрекавшая его, стала упрекать еще сильнее: «А кто заплатит мне за все годы горя и лишений, которые мы терпели, когда угрожая выселением из сырого подвала на улицу, этот кровопийца отбирал у нас эти потом и кровью добытые деньги?»

Не выдержав, швед бежал в Индию, где стал жить своим трудом. И там кто-то рассказал ему про учение Толстого.

Увы, и у Толстого ему не удалось найти пристанище – он пришелся явно не ко двору и через некоторое время уехал…

В 1899 году Татьяна вышла замуж за уездного предводителя дворянства Михаила Сергеевича Сухотина. Муж был гораздо старше её. После его смерти в 1914 году она вместе с дочкой Татьяной вернулась в Ясную Поляну. После смерти Льва Николаевича Татьяна стала хранительницей музея-усадьбы, основанного в поместье.

В 1923 году Татьяну назначили директором Государственного музея имени Льва Толстого в Москве.

А в 1925 она вместе с дочерью выехала за границу по заданию Наркомпроса и не вернулась в СССР. Жила в Париже, читала лекции об отце в лучших европейских университетах. Но жизнь проходила в нищете – денег катастрофически не хватало.

Её дочь Татьяна играла в любительском театре и однажды, во время гастролей в Италии, познакомилась с сыном местного газетного магната, богатейшего человека страны. Он влюбился в Татьяну и сделал ей предложение.

После замужества дочери жизнь Татьяны переменилась. Она переехала в Италию, где продолжила собирать материалы об отце, выступала с лекциями, писала статьи и книги.

Большая часть этих материалов позже была передана в Музей Льва Толстого в Москве, а книги Татьяны Сухониной-Толстой сегодня можно купить и в России.

Ольга Михайлова, ведущая телеграмм-канала Литературомания https://t.me/literaturomania Если вы любите читать, вам интересны поэты и писатели, вы думаете, как сделать, чтобы ребенок полюбил книги - подписывайтесь на мой канал!