Найти в Дзене
СЛОВО БОГ

Паразит, или О том, что жизнь за чужой счет есть искусство. Хлебогрыз

Параси́т, парази́т (от др.-греч. παράσιτος — «нахлебник, сотрапезник») — в Древней Греции помощники при исполнении религиозных культов, имевшие право участвовать в общих застольях в пританее; впоследствии нахлебники, прихлебатели, обедневшие граждане, которые зарабатывали бесплатное угощение, развлекая хозяев. В Риме во времена империи парасит был непременным гостем за столом богатого римлянина, развлекая хозяев лестью и остротами. От этого слова происходит современное «паразит», то есть «нахлебник».

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.
(Мф.22:2)
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
(Мф.5:6)

В литературе
Образ парасита впервые появляется в творчестве Эпихарма, однако на передний план выходит только в новой аттической комедии. Парасит обычно связан с другими традиционно комическими типами — хвастливым воином или влюблённым юношей. В древнеримской комедии (Плавт, Теренций и др.) парасит обычно наделялись яркими «говорящими» именами: «Артотрог» («Хлебогрыз»), «Пеникул» («Столовая щетка») и т. п.

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Мф.4:3-4)

Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
(Мф.7:7-9)

Здесь высмеиваются главные черты парасита — назойливость, льстивость, жадность, стремление угоститься на чужой счёт, стремление войти в милость господина ценой каких угодно услуг. Лукиану Самосатскому принадлежит диалог-сатира «Паразит, или О том, что жизнь за чужой счёт есть искусство» (др.-греч. Περὶ τοῦ Παρασίτου ὅτι Τέχνη ἡ Παρασιτική), герой которой под маской философской серьёзности доказывает, что жить прихлебателем — настоящее искусство.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный подавай нам на каждый день.
(Лк.11:2-3)

Пс.35:6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

«Паразит, или О том, что жизнь за чужой счет есть искусство»
(др.-греч. Περὶ τοῦ Παρασίτου ὅτι Τέχνη ἡ Παρασιτική) — сатирический диалог Лукиана Самосатского, в котором нахлебник, паразитирующий в богатом доме, «в смехотворно преувеличенной форме восхваляет свое положение».

Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
(Лк.6:3-4)
Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
(Лк.14:15)

О диалоге
Произведение представляет собой сатиру на философский диалог, сам диалогический метод и риторический трактат. Из диалогических сочинений Лукиана обстоятельный и педантичный «Паразит», наряду с «Анахарсисом» и «Гермотимом», в наибольшей степени демонстрирует платоновское влияние, хотя и смешанное с таковым Средней и Новой комедии и, возможно, развивает идею «Лемниянок» Антифана.

Странность языка и необычность манеры выражения могли бы заставить усомниться в авторстве Лукиана, если не знать о его блестящих способностях к стилизации. Terminus post quem для написания диалога — возвращение Секста Херонейского на родину от двора императора Марка Аврелия (§ 52).

И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что́ это такое?
(Деян.17:19-20)

Содержание
Участники далога Тихиад и Симон-парасит. Тихиад удивляется, каким образом Симону, не владеющиму никакими умениями, удалось довольно неплохо устроить свою жизнь. Собеседник возражает, заявляя, что овладел наилучшим из возможных искусств (τέχνη) — прихлебательством (в оргинале «паразитизмом», Παρασιτικη, § 1).

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим.
Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
(Пс.22:1-2,6)

Он не меньше гордится искусством нахлебника, чем Фидий гордился своим Зевсом и нисколько не стыдится так именоваться (§ 2). В §§ 3—8 паразит доказывает, что прихлебательство есть искусство, поскольку оно соответствует философскому определению этого понятия как «совокупность навыков, приобретенных упражнением для некоей полезной в делах житейских цели» (§ 4).

Что пользы людям – в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания?
Посему все трудящиеся без пользы трудятся.
(3Ездр.7:47;16:46)

Паразиту надо уметь разбираться в людях, чтобы не ошибиться в выборе того, за чей счет он намерен кормиться (§ 4), умение располагать к себе хлебосольного хозяина словами и поступками, а также знать толк в кулинарии (§ 5).

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
(Мф.10:16)
В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат.
(Лк.10:5-8)

По предложению Тихиада Симон дает определение своему искусству: «Прихлебательство есть искусство пить и есть и потребные для сего слова говорить, а целью своей оно имеет наслаждение» (§ 9). В подтверждение своей идеи он цитирует гомеровского Одиссея, воспевающего чинно пирующих гостей, нагло утверждая, что в цитате речь идет именно о паразитах (§ 10).

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним,
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
(Лк.22:14,19)

Я есмь хлеб жизни.
Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(Ин.6:48,50-51)

Любителю легкой жизни Симону в диалоге противопоставляется Эпикур, как образец философии, весьма почитавшийся Лукианом, но бессовестный паразит нападает и на Эпикура, объявившего целью своей философии достижение блаженства (наслаждения).

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
(Лк.6:22)
Мф.5:11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Сир.25:12 Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих.

Симон утверждает, что этот тезис украден Эпикуром у паразитов и к тому же сам этот философ своей цели достичь не может, поскольку отвлекается на рассуждения и споры о природе вещей (Тит.3:9). Паразит же «не тревожимый никакими подобными вопросами, он кушает и спокойно укладывается спать, раскинув руки и ноги, как некогда Одиссей, отплывая с острова Схерии домой» (§ 11).

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
(Гал.3:1)
А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.
(1Кор.1:23)

Кроме того, каким бы великим ни был Эпикур, для поддержания жизни ему нужно питаться, а еду он может раздобыть двумя способами: либо за чужой счет, и тогда он сам паразит, либо за собственный, и тогда блаженство для него недостижимо, даже если он состоятельный человек, ибо в любом случае не избавлен от хлопот по организации застолья, в отличие от нахлебника, приходящего на все готовое (§ 12).

Мк.10:25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Затем Симон берется доказать, что его искусство превосходит все прочие, так как, в отличие от них, не связано никакими ограничениями, приносит удовольствие уже в процессе освоения и в дальнейшем паразит, в отличие от всех остальных, вынужденных так или иначе трудиться, блаженствует каждый божий день (§ 13—20).

Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
(2Пет.3:18)
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
(Иак.1:25)

На упрек в том, что нехорошо брать чужое, паразит отвечает, что за стол люди приглашают только тех, кого считают друзьями (§ 21—25).

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
(Ин.15:14-15)

После этого паразит начинает доказывать, что прихлебательство превосходит все прочие искусства по-отдельности, в том числе высшие из них: философию и риторику, ссылаясь на то, что риторы и философы сами не могут договориться о сущности своей доктрины, а значит таковой вовсе не существует, поскольку не выработано общее понятие, искусство же питаться за чужой счет повсюду одинаково, и у греков, и у варваров (§ 26—30).

Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
(Кол.3:11)

Далее он перечисляет философов, которые по его мнению были нахлебниками у тиранов или пытались стать таковыми: в этом перечне приведены Эсхин (§ 32), Аристипп (§ 33), сам великий Платон, который дважды пытался подвизаться при дворе сицилийских тиранов, но оба раза «пал по врожденной своей неспособности удержать место за чужим столом» (§ 34), что делает его похожим на его незадачливого соотечественника Никия. Нахлебниками, по его мнению, были Аристоксен, Еврипид, Анаксарх и Аристотель (§ 35—36). Итак, были философы, желавшие стать паразитами, но не бывало паразита, желавшего бы заняться философией (§ 37—38).

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых.
(2Кор.11:13)
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
(Мф.7:15)
И испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.
(Откр.2:2)
(Ин.10:8)

В случае призыва на войну откормленные и пышущие здоровьем паразиты безусловно превосходят статью тощих философов и риторов (§ 39—41), к тому же знаменитые риторы Исократ, Демад, Эсхин, Филократ, Гиперид, Демосфен, Ликург либо вообще не воевали, либо показали себя трусами (§ 42), а среди философов только Сократ отважился на участие в битве при Делии и в результате позорно бежал, укрывшись в палестре (§ 43). (Мф.5:9)

Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце.
(Пс.72:7)
Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые.
(Иуд.1:12)
Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
(2Пет.2:13)

Наконец, Симон пускает в ход самый сильный аргумент — непререкаемый в античности авторитет Гомера, и утверждает, что самые великие герои эпоса паразиты, а именно Нестор и Идоменей, ежедневно пирующие за столом у Агамемнона, в то время как Аякса туда приглашают лишь однажды, после доблестного поединка с Гектором (§ 44—45). Патрокл по его мнению также был не другом, а именно паразитом, воспитанным в доме Ахилла, что, якобы, доказывается приведенными по этому поводу гомеровскими цитатами (§ 46—47), представляющими собой настоящее издевательство над классиком. То же касается служителя Идоменея Мериона (§ 47).

(Ин.13:18)
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
(Ин.13:21,23,25-27)

Национальный афинский герой Аристогитон, был не только любовником Гармодия, но и паразитом при нем, ибо «вполне естественно, чтобы разделяющие трапезу делили и ложе тех, кто их кормит» (§ 48) и своим тираноборческим подвигом прославил всех, практикующих искусство паразитизма (§ 48).

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
(Мф.9:10)
Лк.5:34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

В сражении здоровый и плотно пообедавший паразит, несомненно, встанет в первых рядах сражающихся, а хозяин, дорожащий своим нахлебником, будет прикрывать его щитом, как Аякс Тевкра (§ 49).

А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф.6:16-17)
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
(Откр.1:16)
(Евр.4:12)

И если даже случится паразиту пасть в битве, то, уж конечно, ни начальнику, ни рядовому воину не придется стыдиться за его труп: кажется, что, дородный и рослый, он возлежит прекрасно средь прекрасного пира. И очень стоит взглянуть на растянувшееся рядом с ним тело философа: сухой, грязный, с длинной и тощей бородою, тщедушный человек, который умер раньше, чем началась битва. Кто не почувствует презрения к такому городу, видя, сколь злосчастны его щитоносцы? Кто не подумает, видя распростертыми этих людишек, желтых и волосатых, что город, имея недостаток в защитниках, освободил для войны заключенных в тюрьмах негодяев? (Откр.19:17-18,21; Еф.6:12) Так вот каковы оказываются на войне прихлебатели по сравнению с риторами и философами.
— Паразит. 50

Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
(Мф.24:28)
А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
(Откр.19:21)

В мирное время паразит всегда возьмет верх над философом в палестре, на охоте и на пиру, так как превосходит философа телесными кондициями, привык расправляться с животными за столом, а значит, не испугается их и в лесу, на пиршестве же прихлебатель чувствует себя как рыба в воде, тогда как философ будет там подобен собаке в бане (§ 51).

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
(2Пет.2:22)
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
(Рим.14:1-2,17,20)

Безмятежная и сытая жизнь паразита не идет ни в какое сравнение с жизнью философов, снедаемых самомнением, жаждой славы и денег (§ 52—56) и даже смерть паразита, находящего «блаженнейший конец среди яств и питья» (§ 57), превосходит таковую у многих философов, окончивших свои дни в нужде и изгнании (§ 57).

Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
(Ин.19:29-30)

Последним вопросом остается польза, которую нахлебник приносит своему хозяину, и Симон разъясняет сомнения Тихиада следующим образом: вкушая пищу в одиночестве, даже самый богатый человек выглядит бедняком, потому паразит придает блеск жизни хозяина, подобно тому как воина красят доспехи, а одеяние знати пурпурная полоса. «И, конечно, паразит украшает богача, богач же никогда не украшает паразита» (§ 58). Кроме того, злоумышленнику сложнее поднять руку на богача, окруженного паразитами, и пытаться извести богача при помощи яда не получится, так как паразит первым попробует все кушания, и не позволит богатому вкушать пищу одному, но предпочтет погибнуть, кушая с ним вместе (§ 59).

Ин.19:5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
(Ин.6:53)

Обезоруженный всей этой аргументацией соперник решает изменить свою жизнь и пойти учиться искусству паразитирования (§ 60).

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
(Мф.7:28-29)