9,7K подписчиков

В Томске наконец-то появились новые трамваи 71-628, но город оказался к этому не готов

Здравствуйте, уважаемые читатели!

На страницах моего блога я пишу не только про автомобили, но и про общественный транспорт. Причём пишу не с позиции отстранённого наблюдателя, а с позиции горожанина, который этим самым общественным транспортом пользуется.

Моя давняя любовь – трамваи. Искренне обожаю томский, московский, пражский трамвай. С ним связано множество воспоминаний, временами крайне ностальгических. И, казалось бы, можно порадоваться за Томск – до нас наконец-то добрались новые трамваи. Но, к сожалению, в этой заметке мы поговорим о том, почему город (я имею в виду инфраструктуру) оказался не готов к этим новым трамваям.

О каких новых трамваях говорит автор?

В апреле 2024 года пресс-служба Ространснадзора сообщила, что новые трамваи (модель 71-628) в количестве двух экземпляров будут поставлены уже в конце этого месяца [1]. Ещё в конце 2023 года город приобрёл в лизинг пять новых низкопольных трамваев, которые производятся Усть-Катавским вагоностроительным заводом. А на линию они вышли в июне 2024 года. Вот один из них едет по маршруту по улице Розы Люксембург:

Трамвай 71-628 вышел на линию в июне 2024 года. Автор фотографии kua1102
Трамвай 71-628 вышел на линию в июне 2024 года. Автор фотографии kua1102

Эта поставка была сделана в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», ну а на борту трамвая Вы можете видеть число 420 – именно столько лет исполняется городу в этом году.

Данная модель выпускается с 2021 года, да, она односекционная (четыре оси), но для нашего небольшого города двух или даже трёх секционные трамваи не нужны. Всего в лизинг было куплено 5 трамваев, так что в скором времени должны прийти ещё три единицы техники.

Почему обновляется трамвайный парк?

Беда трамваев Томска – их возраст. На начало 2024 года на линиях работало 44 трамвая, но вот средний возраст подвижного состава составлял более 20 лет и это усреднённая характеристика. Например, до сих пор можно встретить трамвай с бортовым номером 278 (модель 71-605), который был произведён аж в 1986 году:

На фотографии Вы можете видеть трамвай 71-605 в классической окраске корпуса. Автор фотографии kua1102
На фотографии Вы можете видеть трамвай 71-605 в классической окраске корпуса. Автор фотографии kua1102

По этой окраске, белый верх и красный низ, можно визуально определить все старые трамваи.

И последний раз, когда город получал новые трамваи, был аж в 2009 году. Я думаю, что Вы легко можете догадаться, что износ подвижного состава был существенный. И, вроде, нужно радоваться, но мне хотелось бы рассказать читателям про инфраструктурные проблемы, которые копились годами и которые могут стать камнем преткновения при эксплуатации новых трамваев.

Немного про историю томского трамвайного движения

Датой открытия трамвайного движения называют 1 мая 1949 года. Хотя первые попытки запустить трамвай начались ещё в ноябре 1948 года. И первая трамвайная линия действовала от площади Батенькова до здания вокзала (сейчас он известен как Томск-1).

А в 1951 году трамвай начал ходить и по улице Розы Люксембург и в последующие годы протяжённость трамвайной сети увеличивалась. Но уже в 2010-х начался обратный процесс – демонтировали трамвайную линию от Томска-2, шедшую по улице Пушкина. Это произошло во время строительства развязки и трамвайные пути были «поглощены» разукрупнением автомобильной дороги.

И на текущий момент протяжённость трамвайных линий составляет около 40 километров. И, я думаю, все уже догадались про первую инфраструктурную проблему.

Состояние трамвайных путей

Неправильно будет сказать, что ремонт трамвайных путей не осуществлялся с 1949 года, но их состояние Вы можете оценить вот на этой фотографии, она сделана на улице Розы Люксембург, исторический центр города, между прочим:

Состояние трамвайных путей на улице Розы Люксембург в Томске. Автор фотографии kua1102
Состояние трамвайных путей на улице Розы Люксембург в Томске. Автор фотографии kua1102

Ремонт трамвайных путей ведётся, но очень точечно. Например, в 2024 году было выделено из муниципального бюджета 12,5 миллионов рублей на ремонт трамвайного кольца в микрорайоне Черемошники, об этом сообщил в своём телеграм-канале мэр города [2].

В общем, уже на тестовой обкатке новый трамвай сошёл с рельс. А потом, уже когда вышел на линию, снова сошёл с рельс. Причины? Износ трамвайных путей. А, между тем, стоимость одного такого трамвая составляет около 97 миллионов рублей (суммарная стоимость контракта на поставку новых трамваев составила 486 миллионов рублей).

И, конечно же, износ техники при эксплуатации на старых трамвайных рельсах происходит гораздо более интенсивно.

Про томские трамвайные остановки

Если Вы не живёте в Томске, то я уверен почти со 100% вероятностью, что на улице Розы Люксембург Вы трамвайную остановку не найдёте, хотя она там есть. Всё дело в том, что трамвайные пути пролегают в центре автомобильной дороги и, соответственно, выход / заход пассажиров осуществляется, по факту, на проезжей части.

Защиты у пешеходов нет никакой. Вопреки всем наставлениям о безопасной организации дорожного движения осуществляется смешение автомобильного и людского потоков. Я, правда, не слышал, чтобы случались аварии, но, гипотетически, они вполне могут случиться. Да и в целом, как таковых остановочных павильонов в месте остановок трамвая нет.

Т.е., с одной стороны, появился действительно крутой трамвай, особенно если его сравнивать с «динозавром» 71-605, но инфраструктура для него осталась «родом из 50-х». И от этого безумно грустно.

Я не очень люблю приём, когда приводят какой-то опыт и говорят: «Вот если бы сделали так, то всё было бы прекрасно». Нужно учитывать детали. Но если пофантазировать и предположить, что Томск получил бы неограниченный бюджет и его можно было бы потратить на реформу трамвайной сети, то я бы предпочёл, чтобы у нас был «чешский путь». Который, надо сказать, вполне успешно реализуется в Санкт-Петербурге, Краснодаре. Достаточно давненько я уже выкладывал ролик, снятый мной в чешском трамвае. Можете сами посмотреть на трамвайную инфраструктуру.

Другие мои статьи

Поездка на пражском трамвае №22 от остановки Brusnice до остановки Drinopol

Трамваи Томска: как выглядит подвижной состав и каков его возраст?

С уважением, Юрий (kua1102)