Найти тему

Родителям будущих первоклассников: подготовка к школе, медицинские аспекты – 1 часть

Скоро начнется учебный год, остается совсем мало времени, необходимо собрать будущего первоклашку в школу, купить ему все необходимое по объемному списку, красиво и нарядно одеть. Но мамы с тоской и тревогой смотрят на вчерашних дошколят – как ему будет в школе, понравится ли, легко ли ребенок адаптируется в школе, ведь сегодняшние нагрузки не шуточные.

На момент поступления в школу он должен уметь писать и читать, считать и даже пересказывать тексты. В наши времена таких нагрузок не было. Но сегодняшние дети другие – они на «ты» с компьютерами, интернетом и сотовыми телефонами, они развиваются быстро. Но не вредно ли такое развитие и нагрузки ребенку? Какие вопросы здоровья необходимо учитывать маме с папой при поступлении ребенка в школу, как помочь с наименьшими потерями здоровья пройти путь учебы от начала до конца? Об этом будем вести речь далее.

Подготовить к школе – что это?

Многие родители думают, что подготовка к школе заключается в приобретении всего необходимого, сбором документов и прохождением комиссии в садик, и этим она ограничена, этого достаточно. Однако, поступление в школу – это глобальные перемены в жизни ребенка, сравнимые с полетом в космос для вас. Неужели вы полетели бы только собрав вещи? Так и ребенку необходимо перестроить все в своей жизни – начиная от режима дня и питания, до физиологических особенностей организма – физической и умственной активности.

Конечно, ребенок сам должен настроиться на поступление в школу, ждать его с нетерпением, но и роль родителей немаловажна. Особенно мало внимания родители традиционно уделяют медицинской основе подготовки – отдавая пальму первенства психологической и педагогической подготовке – посещению курсов по подготовке к школе, дополнительным занятиям и работе с психологом. Но, если малыш будет постоянно пропускать уроки из-за острых инфекций или обострения хронической патологии, если у него выявятся проблемы в зрении или слухе, осанке, неврологической сфере, он не сможет полноценно обучаться в школе, его успехи будут более чем скромными, не смотря на все его таланты.

-2

Важно, чтобы на первых порах обучения в школе вы помогли ребенку поддержать и укрепить здоровье, с легкостью преодолеть стресс от поступления в школу и нового коллектива, привыкнуть к новой роли и новому режиму дня.

Режим дня ребенка-школьника

Очень важно уделить большое внимание режиму дня ребенка. Он будет сильно отличаться от режима дня дошкольника, особенно посещавшего садик, хотя домашний режим тоже может быть более свободным. На ближайшие годы у школьника режим дня будет подчинен ранним вставаниям, распределению времени на учебу, домашние задания, прогулки и отдых. Важно заранее с летних каникул учить ребенка вставать пораньше, распределять его нагрузки примерно так, как они будут в школе и формировать у него понимание того, что учеба и занятия уроками дома это очень ответственное и серьезное дело, что прогулки будут разрешены, когда все уроки выполнены.

Прямо сейчас начните перевод ребенка на новый график, если ребенок посещал садик, он привык вставать рано, обычно в садик отводят к восьми-девяти утра. Если же ребенок был домашним, отдыхал длительно на каникулах и разленился рано вставать, необходимо планомерно будить его к семь утра – заранее это необходимо, чтоб в первые пару недель в школе он не сидел первые пару уроков как вареная сосиска.

-3

На первую половину дня займите ребенка чем-либо полезным, но не мультиками или компьютером, можно с ним готовиться к школе по специальным методикам, можно рисовать или лепить, читать книги – словом, необходима деятельность, приближенная к школьным будням. Такие занятия помогут вам формировать в ребенке чувство ответственности за свою работу и свое обучение. Когда придет время посещения уроков, ему будет проще усидеть на месте и концентрироваться, хотя все равно – проблема усидчивости и концентрации будет актуальна.

Во второй половине дня необходимо планировать отдых ребенка и его развлечения, это даст ребенку силы восстановиться. Однако, выделите время для пары ответственных заданий – этим вы подготовите ребенку будущие приготовления уроков. Однако, необходимо помнить о выходных днях – в это время ребенку необходимо будет полноценно отдыхать, желательно активно – гулять на воздухе, ездить в лес на прогулки, посещать бассейн. Кроме того, следите чтобы ребенок вовремя ложился спать – иначе после поздних засыпаний утренние просыпания станут испытанием для вас и ребенка.

Вопросы здоровья ребенка

Для того, чтобы начать оздоровление вашего новоиспеченного ученика, необходимо предварительно показать его врачам – участковому педиатру и врачам-специалистам по его указанию, чтоб определить исходный уровень его здоровья. К сожалению, к поступлению в школу многие дети подходят с букетом патологий в виде нарушения пищеварения, проблем с сердцем и сосудами, почками или скелетом.

-4

Многие из детей имеют и неврологическую патологию той или иной степени выраженности. Очень часто в период поступления в школу выявляется повышенная нервная возбудимость, неврозы, стрессы, психопатические формы поведения и другие проблемы. При обследовании логопедом могут отмечаться проблемы в речи и логоневроз, о котором мы уже говорили. Очень важно исправлять дефекты еще до школы, иначе это может обернуться серьезными проблемами общения и обучения ребенка, замкнутостью и неконтактностью.

Кроме того, важно выявить особенности функционирования органов и систем ребенка, а для этого необходимо прохождение медицинской комиссии. По ее результатам будет определено наблюдение за малышом, место его в классе, парта и особенности наблюдения за ним среди педагогов и медработников школы.

Проходим медкомиссию.

Наряду с набором документов и заявлением для поступления в любую школу требуется прохождение медицинского осмотра – медкомиссии с заполнением особой формы карты №112. Этой картой вы подтверждаете состояние здоровья вашего ребенка, наличие у него социально опасных и инфекционных болезней (кишечных инфекций, туберкулеза, чесотки, педикулеза, других болезней). Данная карта объективно отражает состояние здоровья ребенка, фиксирует все лечебные и профилактические мероприятия, проводимые за жизнь малыша – прививки, занятия физкультурой, оздоровление в санаториях, операции, травмы, болезни.

-5

Карту заводят у врача, хотя возможно, что бланк вам придется покупать самим. Однако, многие думают, что прохождение осмотров в садике и осмотр к школе – это одно и тоже, и что не нужно после садика дополнительно ходить по врачам. Это неверно – регулярные осмотры саду и прохождение комиссии – это разный вещи. Комиссия в школу – это детальное и углубленное обследование ребенка, делается оно для того, чтоб не пропустить начало серьезных болезней, которые из-за стресса в связи с поступлением в школу могут усугубиться.

Карту будет заполнять ваш участковый (или семейный) врач, по мере обследования и прохождения специалистов. Прежде всего заполняется паспортная часть, анамнез жизни и болезней ребенка, затем малыш с родителями проходят ряд специалистов, которые вписывают свои заключения с подписью и печатью в соответствующие графы карты.

-6

Каких врачей требуется пройти?

В осмотр включаются следующие доктора:

– ЛОР, определяющий, нет ли проблем носовым дыханием, глоткой и ушами, нормальный ли слух.

- офтальмолог – проверяющий остроту зрения и здоровье глаз,

- невролог, который оценит неврологическое здоровье и нервно-психическое развитие.

- хирург-ортопед, оценит развитие костной и мышечной систем, исключит наличие хирургических болезней.

После чего с данными обследований у специалистов ребенок возвращается к педиатру для общего заключения по состоянию здоровья. Однако, прохождения одних докторов недостаточно для объективной оценки состояния здоровья ребенка, поэтому необходимо направить ребенка на некоторые исследования – лабораторные (или проще говоря – анализы) и инструментальные, процедуры.

Необходимо будет сделать:

- кровь на общий анализ, которая покажет наличие инфекций, анемии, нарушений обмена веществ, воспаления.

- мочу на общий анализ, что позволит оценить работу почек и мочевой системы,

- кал на наличие яиц глистов, соскоб на них же.

- мазок с зева и горла на наличие носительства патогенных микробов, опасных для окружающих.

-7

В данные медицинской комиссии вписывают все прививки, которые сделаны ребенку – в шесть лет ему необходимы ревакцинации от некоторых инфекций (корь, краснуха, паротит) и в регионах возможны и дополнительные прививки. Проследите за тем, чтобы они все были выполнены заранее, и потом аккуратно вписаны в карту ребенка.

Внимание – обращаем внимание родителей, что по Федеральному Закону и иммунопрофилактике вы не обязаны делать ребенку прививки, если вы этого не хотите. Это не может являться поводом в отказе вам от поступления в выбранную вами школу, лицей или гимназию – это ваше законное право. Временно могут не разрешить посещать ребенку школу, если в ней карантин по тем инфекциям, от которых ребенок не привит, но это только на время карантина.

Трудности комиссии.

Зачастую о прохождении медицинской комиссии к школе все вспоминают в последние дни, что создает очереди и ажиотаж в поликлиниках и больницах. Поэтому, помните – прохождение комиссии может занять не один день, так как врачи работают по разному расписанию, и сделайте большую часть заранее, не оставляя на последний день. Прохождение медосмотров в авральном режиме утомит вас и ребенка, а это лишние ненужные нервы.

-8

Многие интересуются - можно ли пройти комиссию у платных врачей коммерческих клиник? Конечно, если они аттестованы на это дело и имеют лицензию – конечно можно, главное, получить заключения врачей с личными подписями и печатями. Однако, не стоит покупать готовую медкомиссию, не проходя врачей – некоторые дельцы предлагают подобные услуги за деньги. Это опасно для ребенка. Вовремя не выявленные аномалии и проблемы в здоровье могут существенно усугубиться в первые месяцы учебы. Например, если ест проблемы зрения, а ребенка посадили на дальнюю парту потому, что в комиссии ему этого не отметили.

Иногда ребенку перед школой потребуется укрепляющее или профилактическое лечение, которое необходимо будет провести по результатам комиссии. Тогда врач сделает заключение и распишет виды и график проведения профилактических мероприятий и будет осуществлять контроль за ними.

Помимо здоровья, врачу важно будет знать и уровень психологической готовности ребенка к посещению школы, ведь нарушения эмоциональной и психологической сферы напрямую будут связаны с развитием болезней многих органов и систем.

-9

Как определить психологическую готовность к школе?

Важно, чтобы ребенок при поступлении в школу влился в коллектив без особых трудностей, так как если отношения с детьми не сложатся, это будет приводить к постоянному напряжению, нарушению в работе нервной системы, неврозам, активации вегетативной нервной системы и неприятным, вытекающим из этого последствиям – повышению давления, нарушению аппетита, болезням внутренних органов.

Именно поэтому ребенку проводят тестирование на определение готовности к школе по особым тестам Керна-Иерасека, в данном тесте три задания, которые ребенок должен выполнить самостоятельно. Это срисовывание группы из десяти точек, переписывание заданной фразы (обычно дают «Он ел суп» или «Ей дан чай»), и рисование человека. Каждый из тестов оценивают по степени правильности и точности выполнения. И если ребенок не справляется с ними, например, в шесть лет, то рекомендуется подождать еще год, даже если родители хотели, чтоб в школу пошел шестилетка. Такого ребенка настоятельно порекомендуют поводить на развивающие и подготовительные занятия, либо отдать в садик на один год до школы, если это домашний ребенок, ранее не посещавший детского садика.

Психологи говорят, что домашним детям сложнее в школе, так как длительное время они в основном общались взрослыми, а их общение с детьми своего возраста было ограничено рамками прогулок и детской площадки. Из этого тихого и уютного мирка он попадет в разношерстный коллектив, перестанет быть всеобщим любимцем и центром вселенной, а значит, правила его игры изменятся не в его пользу. Ему необходимо будет подчиняться другим правилам, делать так, как говорят другие. Не все дети легко переносят подобные изменения в жизни.

-10

Именно поэтому врач уделит внимание именно на психологической подготовке, вам необходимо будет потратить время на занятия с ребенком, разговоры с ним о школе, организацию его общения с другими детьми. Но это будет вознаграждено. Вы заранее настроите ребенка на то, что его будет ожидать в школе, а значит, будет меньше слез и негатива, ребенок будет увереннее в себе и спокойнее.

При психологической неготовности ребенка к школе может формироваться психическая расторможенность вплоть до синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Ребенок просто не захочет сидеть на уроках, будет мешать остальным детям и получать наказания. Это будет усугублять нежелание посещать школу – как результат – постоянные болезни (причем иногда с симуляцией) как психосоматическое отражение негатива от школы.

Важность подготовки по всем фронтам подчеркивают все специалисты, и если о психологии и подготовке к школе в плане психологическом написано много, то вот о подготовке телесной материалов очень немного. Во второй части нашей беседы мы поговорим об укреплении здоровья, иммунитета и необходимых оздоровительных и лечебных мероприятиях для будущего первоклассника и для детей, только начавших учебу.