Найти тему

Почему все проблемы реально из детства? | Как формируются наши убеждения и жизненные стратегии.

Уже избитая всеми психологами и не только фраза "все проблемы из детства". Но почему так и как это реально работает, никто не разбирает, а поэтому иногда и само уже это утверждение кажется глупостью.

Но если изучить вопрос, то ты, мой дорогой читатель, сможешь понять, как в детстве тебе заложили фундамент мышления, и почему ты сейчас такой каким ты стал, и как тебе заложить новые убеждения, используя тот детский опыт, чтобы уже сейчас стать счастливее, настроить свое мышление на достижение той жизни, о которой ты мечтаешь.

Это статья тебе расскажет:
- что такое убеждения и как они физически существуют в мозгу;
- как и почему они закладываются в детстве;
- механизм грамотного формирования новых убеждений;
- и как реально работать со своим мышлением;

Поехали.
Убеждения - это наши неосознанные стратегии поведения, которые закладываются в детстве в результате родительского воспитания, наставлений. Закладываются они потому, что нашему маленькому мозгу нужно выработать стратегию выживания, и он жадно впитывает те уроки, которые дают ему окружающие, прежде всего родители.

А наши родители воспитывают нас не по принципу "как лучше нам, и как того требует наш мозг с его текущим уровнем развития", а по принципу "я так считаю", "мне так удобно", "меня так воспитывали, вырос же человеком, и ты вырастешь". Ну то есть по принципу не так как тебе надо, а так как удобно тем, кто воспитывает.

И вырастая, мы эти стратегии несем дальше и со временем пониманием, что следование им нифига не делает нас счастливыми, как мы того хотели. В детстве то нас хвалили, когда мы делали то, что требовали родители, и тогда этого хватало. А сейчас вроде делаем, но что-то никто не хвалит, а если и хвалит, то уже как-то не то удовольствие, нет радости, да и "не про меня это вообще". И так мы разочаровываемся в жизни, понимаем, что жили ее "не правильно", не для себя. Это, кстати, и есть возрастной кризис, часто его называют кризисом среднего возраста. Это состояние, когда человек понимает, что жить так, как ему заложили, он уже не может, а жить так, как он хочет, он еще не знает. Не сформировал новых стратегий (убеждений).

Хорошая новость в том, что это не навсегда, это просто переходный период у психики, и нам надо просто путем проб и ошибок понять, чего мы хотим и сформировать новые стратегии.

Но об этом чуть позже, пока вернемся в детство. Сейчас очень интересный, на мой взгляд, факт. Когда мы рождаемся, нас мозг практически гладкий без четких извилин и уже тем более нейронных связей, смотри сам.

И далее задача мозга развиваться, формировать извилины, нейронные связи. И по мере роста и развития, структура мозга усложняется, извилины формируются все четче, улучшается мышечная координация. И мозг жадно ищет информацию, анализирует, получает опыт, чтобы сформировать в единую сеть свои нейроны. И вот как раз нейронные связи - это физически существую в голове структуры, которые сформировал наш мозг в ответ на полученный опыт извне. Для чего? Чтобы знать, как действовать в следующий раз, когда ситуация повторится.

Поэтому наши мысли, наши убеждения, наши установки - это не что иное как физически существующая и сформированная в голове нейронная связь. И чем старше мы становимся, тем больше опыта получаем, тем сильнее наши нейронные связи усложняются, укрепляются.

Поэтому, кстати, можно часто услышать мнение, что наши основные поведенческие стратегии и, как следствие то, кем мы будем в будущем, закладываются в детстве в возрасте примерно с 3 до 6 лет, и потом еще с 6 до 12.

Еще один познавательный рисунок
Еще один познавательный рисунок

Интересно, что же там такое происходит с 3 до 12 лет? ))

В 3 года мозг ребенка становится достаточно зрелым, чтобы осознать, что есть я и люди вокруг меня - это еще называют кризисом 3 лет. Ребенок понимает, что есть мир вокруг, а не я есть весь мир, и тогда у него возникает потребность учиться быть в этом мире. Ребенок активно будет бегать, прыгать, все изучать, ломать, играть (так он учится), и вот здесь уже много зависит от того, как родители будут относиться к таким его проявлениям. Нередко малыш в этом возрасте очень буйный и протестующий, ведь ему надо себя сформировать и показать миру. Если подавить это - то и дальше ребенок может расти тихоней.

Дальше, кризис 6 лет - мозг ребенка развился достаточно сильно для того, что понимать, что есть не только я и мир вокруг меня, но есть еще и люди вокруг меня, которые тоже испытывают чувства, как и я, а их чувства и другие бывают. И тогда у ребенка возникает потребность научиться взаимодействовать в социальной среде, идентифицировать, кто я сам в ней, и каким могу быть. И здесь если опять ребенка приучают быть удобным, уступать другим и пр, то и себя он идентифицирует примерно как "ну, другим нужнее", "ну, я должен помогать остальным, а мои потребности могут быть и на втором плане" и пр.

Не обязательно все происходит именно так, я всего лишь привел пример, как и почему у нас формируется мышление в период с 3 до 12. Теперь, я думаю, ты понимаешь, дорогой читатель, как именно формируется мировоззрение и почему так в этих возрастах.

Ну а дальше кризис 12 лет (хотя цифры могут немного варьироваться, потому что развиваемся мы все-таки не в одном темпе). Тут уже включается гормональная система, начинается половое развитие и созревание, и здесь уже возникает потребность стать именно самостоятельным и независимым взрослым мужчиной или женщиной. Но базово стратегии уже заложены, и подросток будет действовать с их учетом, хотя в этом возрасте очень часто задача подростка - это сепарация, отделиться от родителей, сломать их стратегии и сформировать свои. Поэтому это и называется переходный период (переход от состояния "я ребенок" к состоянию "я взрослый").

-3

Поэтому подростки часто максималистичны, агрессивны, негативно воспринимают старших, протестуют против родителей - у них есть потребность сломать старое и построить новое, свои. Если подавить снова, а не поддерживать стремления, то и вырастет ребенок снова подавленным взрослым и столкнется с тем самым кризисом среднего возраста.

Когда его жизненный опыт и мозг созрели настолько, чтобы понять, что не моя эта жизнь, не радует она меня. В 25 лет, кстати, мозг окончательно созревает (кора больших полушарий), потом нужно несколько лет опыта наламывания дров, чтобы понять, что не все стратегии, которые мне заложили, мне подходят.

Хорошая новость в том, что хоть эти стратегии и существуют в голове в виде нейронных связей, их можно изменить и сформировать новые, "свои".

Как, собственно, это сделать?

Во-первых, осознать "негативные" стартегии, которые были заложены в детстве, которые не подходят. В сознании они могут проявляться в виде конкретных оценивающих негативных мыслей о том, какой я "плохой", "не такой" и пр. Эти мысли и ситуации надо отследить. И отметить ситуации, в которых я так плохо о себе думаю.

Затем, исходя их своих желаний и целей (как я хочу, чтобы было в этих ситуациях), сформировать новое положительное убеждение о себе, которое позволит тебе сделать, как ты хочешь и сделать, чтобы новое убеждение закрепилось действием. Получить результат, которого ты хотел, увидеть, что мир не рухнул, а тебе хорошо и идти дальше счастливо.

Давайте на примере:
Мысль и ситуация: "Я не могу просто поехать в отпуск, потому что мои родители много работают, а отпуск себе позволить не могут, а у меня есть деньги только на поездку на одного"
Значит, я не могу себе позволить отпуск, хотя хочу.

Это внешние осознаваемые мысли, а неосознанное убеждение может выглядеть примерно так: "я могу позволить себе наслаждаться жизнью и дать себе то, чего нет у моих родителей."

Если я так сделаю, то буду испытывать глубочайшее чувство вины, а поэтому если я и поеду в отпуск, то все удовольствие от поездки сожрет это чувство вины.
Поэтому человек не делает. Хочет, но не делает. В этом и есть заложенная "не наша" стратегия поведения, установка, если хотите.

И поэтому мы, люди, зависаем в ситуации: мы учимся, зарабатываем, визуализируем, планируем поездку и даже когда все готово, мы не можем ее себе разрешить.

Это частный пример того, как такие стратегии мешают нам жить счастливо и развиваться. И если их убрать, сформировать "свои", то мы просто начнем делать, начнем реализовывать свои мечты, начнем путь к ним и дойдем.

А не будем зависать, как в примере выше. Это состояние зависания, к слову, называется фрустрацией. Но об это как-нибудь потом.

А вот если поменять убеждения, то человек спокойно полетит в отпуск, зарядиться, поймет, что классно, жизнь налаживается, начнет больше делать, больше развиваться (с удовольствием), больше зарабатывать и даже своих родителей в отпуск отвезет, потому что ему это скорее всего тоже важно. Но начинать нужно с себя.

Дорогой мой читатель, я в одной статье постарался охватить очень много из психологии и реальной работы с мышлением.
На самом же деле все намного глубже, и если ты хочешь разобраться предметно, как работать со своими убеждениями, чтобы, в итоге, стать счастливым, ты можешь обратиться ко мне за помощью, а я буду рад подсказать. Поскольку в рамках статьи научить полностью работе мозга и работе с мышлением , к сожалению, невозможно.

Надеюсь, статья была полезна и навела тебя на ряд мыслей и инсайтов.

Как тебе статья? Поделись своими мыслями в комментариях.