Что же такое продакт-менеджер?
Продакт (Product manager) в ИТ – это человек, который отвечает за создание и успешное продвижение продуктов и услуг в области информационных технологий. Он планирует, разрабатывает и управляет продуктом с момента идеи до его появления на рынке.
Бен Горовиц, генеральный директор Opsware, назвал Продакта “генеральным директором продукта”. И это наиболее точное и емкое определение, на мой взгляд.
Основные задачи product manager включают в себя определение целей продукта, разработку плана его развития, изучение рынка и конкурентов, управление всем процессом разработки и сотрудничество с разными отделами компании.
Product manager должен уметь анализировать информацию, понимать потребности пользователей, принимать взвешенные решения и хорошо общаться с коллегами. Ему также важно понимать технические аспекты создания продукта, ибо фантазия может завести нас очень далеко...
Роль Продакт в ИТ относительно устаканилась, в отличии от многих других отраслей, для нас это вполне конкретный набор задач и обязанностей, и пусть восприятие продактов из других сфер вас не смущают, с бизнес-аналитиками в свое время тоже самое было.
В небольших стартапах, где все крутиться вокруг одного проекта данная роль не особо нужна, но если у вас их становится уже несколько, и начинается борьба за ресурсы, начинаются споры в отношении стратегии развития компании. Нужны люди, которые будут отстаивать интересы своего детища. Продакт балансирует между интересами бизнеса, интересами клиентов и технической реализуемостью всего этого добра.
Обязанности менеджера по продукту
Обязанности product-manager всегда примерно одинаковы, но вот права могут отличаться в зависимости от процессов компании, доступных ресурсов и приоритетности продукта.
Например, в больших компаниях есть возможность нанять отдельно ресечеров, целых штат маркетологов, которые помогают проводить конкурентный анализ, создание бизнес-гипотез, пресейл-команду для коммуникаций с клиентами, и так далее. В таких компаниях product-manager имеет возможность делегировать практически все задачи, но вынужден тратить больше времени на бюрократию и войну за ресурсы, даже в самой богатой компании будет существовать дефицит. (Если у вас нет дефицита – то у вас кризис идей, а это очень страшно). В небольших компаниях лучше работают горизонтальные связи и хуже процессы, поэтому там стоит осваивать «челночную дипломатию».
- Концепция продукта
- Конкурентный анализ
- Определение приоритетов в роадмапе
- Стоимость создания и в целом маржинальность
- Позиционирование продукта
- Стратегия продвижения продукта на рынке
- Кроссфункциональное взаимодействие
- Фиксация и митигация рисков продукта
Это не конечный список, но от него точно можно отталкиваться.
Самое главное в работа Продакта – это научиться брать на себя ответственность!
Если ты не знаешь фио конкретного ответственного исполнителя и его дедлайн по задаче, то совершенно точно ответственный – ты. Но если ты знаешь фио и срок, это еще не означает что оно будет реализовано. Продакт может делегировать задачи, но не ответственность за их реализацию.