Мэри Кассат (родилась 22 мая 1844 года, Аллегейни—Сити (ныне часть Питтсбурга), Пенсильвания, США - умерла 14 июня 1926 года, Шато-де-Бофрен, недалеко от Парижа, Франция) - американская художница и гравер, входившая в группу французских импрессионистов. В качестве сюжетов своих картин она использовала личную жизнь современных женщин, особенно в роли мам-воспитательниц своих детей.
Кассат обучалась искусству в частном порядке в Филадельфии и посещала Пенсильванскую академию изящных искусств в 1861-1865 годах, но предпочла менее академический подход и в 1866 году отправилась в Европу, чтобы учиться у таких европейских художников, как Жан-Леон Жером и Томас Кутюр.
Ее картина "Две женщины, бросающие цветы во время карнавала" была хорошо принята в Парижском Салоне 1872 года. Художница привлекла к себе большое внимание и была поддержана художественным сообществом.
В 1874 году Кассат выбрала Париж в качестве своего постоянного места жительства и основала там свою студию. Она разделяла с импрессионистами интерес к экспериментам и использованию ярких красок, вдохновленных натурой. Эдгар Дега стал ее другом; его стиль и стиль Гюстава Курбе вдохновили ее на создание собственного стиля. Кассат восхищалась Дега, его картины произвели на нее неизгладимое впечатление, когда она увидела их в витрине арт-дилера в 1875 году.
"Я часто подходила и прижималась носом к витрине, впитывая все, что могла, из его творчества", - вспоминала она позже. "Это изменило мою жизнь. Тогда я видела искусство таким, каким хотела его видеть".
Она чувствовала себя комфортно с импрессионистами. Известно, что Дега восхищался ее рисунком, и по его просьбе она выставлялась вместе с импрессионистами в 1879 1880, 1881 и 1886 годах. Как и Дега, Кассат демонстрировала большое мастерство в рисовании, и оба художника предпочитали асимметричные композиции.
Тремя ее наиболее совершенными работами 1878 года были "Портрет художника" (автопортрет), "Маленькая девочка в голубом кресле" и "Читающая "Фигаро" (портрет ее матери).
Многие художники, в том числе Дега и Ренуар, изображали женщин в театре. В картине "Ложа" за спинами двух молодых женщин отражаются ряды театральных кресел и массивная люстра; скорее всего они сидят в роскошных ложах с зеркальными стенами. Как и сама Кассат, они принадлежат к богатым, респектабельным семьям. Их осанки сдержанны, почти чопорны в соблюдении приличий.
Мы не знаем, кто эти две маленькие девочки, которые так тесно прижались друг к другу. Их трогательные выражения лиц наводит на мысль, что они были написаны с натуры. Фон и одежда девочек, похоже, были нарисованы быстро, и мы видим линии на одежде, которые указывают на незавершенность картины. В нижней части холста виден чистый участок. Кассат, однако, считала картину законченной: об этом говорит ее заметная подпись в правом нижнем углу. Картина создает впечатление скорости и движения, как будто художница стремилась как можно быстрее запечатлеть этих двух маленьких девочек, пока они могли сидеть и позировать. .
Кассат была единственной американкой, официально связанной с импрессионистами и участвовала в четырех из восьми выставок. Она была одной из четырех женщин-художниц, связанных с импрессионистами.
Первоначально Кассат рисовала в основном фигуры друзей или родственников и их детей в стиле импрессионизма. Она оставалась активным членом кружка импрессионистов до 1886 года. Затем стиль Кассат изменился, и она перестала отождествлять себя с каким-либо художественным направлением и экспериментировала с различными техниками.
После грандиозной выставки японской гравюры, состоявшейся в Париже в 1890 году, она представила свою серию из 10 цветных гравюр, в которых заметно влияние японских мастеров Утамаро и Тойокуни. В этих офортах, сочетающих акватинту, сухую точку, она довела свою технику гравюры до совершенства. Ее акцент сместился с формы на линию и рисунок.
Главным мотивом ее зрелого и, возможно, наиболее значимого периода являются матери, ухаживающие за маленькими детьми — например, "Купание ребенка" (1893) и "Мать и дитя" (Младенец встает после дневного сна, около 1899).
В 1894 году она приобрела замок в Ле-Мениль-Терибюсе и с тех пор жила то в загородном доме, то в Париже. Вскоре после 1900 года у нее стало ухудшаться зрение, и к 1914 году она перестала работать.
Кассат убеждала своих богатых американских друзей и родственников покупать картины импрессионистов, и таким образом, в большей степени, чем своими собственными работами, она оказала неизгладимое влияние на вкус американцев. Она в значительной степени отвечала за отбор работ, составляющих коллекцию Х.О. Хавмейера в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.
🎨 Кто-то из экспертов живописи сказал:
"Мой вкус в искусстве прост – мне должно нравиться то, что я вижу"
Вы разделяете это высказывание?