Самая известная женщина-архитектор Заха Хадид посвятила жизнь трансформации пространства. Её называли королевой кривых линий и деструктивизма.
Первая женщина лауреат Притцкеровской премии. Первая женщина, которая получила золотую медаль Королевского института британских архитекторов. Заха Хадид не просто любила экспериментировать — она делала это лучше многих. В своих работах она сочетала архитектуру, дизайн и урбанизм. Так она формировала свой стиль и архитектуру нового времени.
17 лет ожидания
Конечно, её путь был непростым. Заха Хадид родилась в Багдаде, изучала математику в Бейруте, затем архитектуру в Лондоне. Первым проектом, который она довела до конца, стала пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра» (Вайль-на-Рейне, Германия). Это случилось в 1994 году. Захе Хадид исполнилось 44. К тому времени она уже успела основать свою фирму в Лондоне — Zaha Hadid Architects (1979 г.) и выиграть несколько престижных профессиональных конкурсов. Прежде чем войти в когорту самых талантливых архитекторов мира, Хадид получила множество отказов. На бумаге все проекты выглядели завораживающе, о них писали, их отмечали премиями. Но воплощать никто не решался. За Хадид закрепилось определение фантастического архитектора. По сути это означало, что её красивые и дерзкие здания никогда не будут построены. Почти 17 лет ушло на то, чтобы заказчики начали верить в жизнеспособность амбициозных проектов Захи Хадид.
Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Германия. (Wikimedia Commons)
Особое отношение к пространству
В современной архитектуре, как её себе представляла Заха Хадид, не может быть ничего плоского и однообразного. Всё, что напоминает конвейер, высасывает жизнь. Людям это не приносит счастья. Поэтому в работах Хадид много воздуха, движения, асимметрии, которая играет с пространством. Благодаря сочетанию плавно изогнутых линий и резких углов Хадид на небольшом периметре выстраивала масштабные здания. Они парили над землёй, стремились в небо.
Phæno, Научный центр и интерактивный музей в Вольфсбурге. (Wikimedia Commons)
Хадид, как и всех деконструктивистов, упрекали в чрезмерной визуальной усложнённости. А её лично ещё и в том, что в какой-то момент она сделала приоритетом самовыражение и её здания соревнуются между собой в гротескности. Безусловно, её стиль менялся. Она постепенно уходила от острых чётких линий к плавным переходам, к сглаженности углов. Но и в ранний период, и в поздние годы Хадид не интересовала архитектура без жизни. Она была новатором, любила футуризм и авангардизм, но старалась не уходить от реальности. За каждым архитектурным проектом Хадид стоит огромная работа с материалами и пространством. Она напоминала своим коллегам, что в современной архитектуре важна функциональность: что кроме красоты и свободы может дать людям. Так, морской терминал в Салерно (2000−2016 гг.), построенный в форме устрицы, являет собой плавный переход между сушей и морем, между твёрдым и жидким. При этом за счёт своей внутренней организации терминал позволил увеличить поток пассажиров на полмиллиона в год. Или лондонский Центр водных видов спорта (2005−2011/ 2014 гг.) с волнообразной крышей, которая поднимается с земли и объединяет 3 бассейна. Такая форма является метафорой движения воды. В то же время выверенная герметичность оболочки позволяет использовать энергию максимально эффективно.
Центр водных видов спорта, Лондон. (Cmglee, Wikimedia Commons)
Когда BMW объявил международный конкурс на проект здания центрального офиса в Лейпциге, пришло более 200 заявок. В финал вышли 24 архитектора. Жюри единогласно присудило победу Захе Хадид. Проект её команды впоследствии получил премию RIBA — престижную награду королевского института британских архитекторов.
Здание центрального офиса BMW в Лейпциге. (BMW Werk Leipzig, Wikimedia Commons)
Работы Захи Хадид представлены по всему миру: Европа, Азия, Америка, Китай. Несколько раз Хадид была в России. В 2004 году она получила в Петербурге Притцкеровскую премию. Читала публичные лекции. В Москве Хадид построила бизнес-центр Dominion Tower (2008−2015 гг.).
Бизнес-центр Dominion Tower в Москве. (А. Савин, Wikimedia Commons)
По её проекту сделан Capital Hill. Это резиденция бизнесмена Владислава Доронина на Рублёво-Успенском шоссе (2006−2016 гг.) — одно из самых футуристичных зданий в архитектурной вселенной Хадид. Дом вышел похожим на космический корабль с перископом. Спальня находилась на высоте 35 м от земли, и это полностью соответствовало просьбе заказчика: «Хочу просыпаться утром и сразу видеть голубое небо». Завершали проект уже после смерти Захи Хадид.
Пресса отмечала, что проекты Хадид увеличивались в масштабах и стоимости. Так, построенный в Баку Центр Гейдара Алиева (2007−2012 гг.) обошёлся в 250 млн долларов. За него Хадид получила премию «2014 Design of the Year». А сам центр признан лучшим в 2014 году зданием мира.
Центр Гейдара Алиева в Баку. (Wikimedia Commons)
«Экспериментировать можно бесконечно»
Архитектор всегда хотела уйти от громоздкости. Сама Хадид говорила, что за текучестью формы стоит идея «жидкого пространства». Оно не давит, не выглядит тяжеловесным, а игра света придаёт им ещё большую воздушность. Примечательно, что Хадид не стремилась к красоте как абсолюту. Она говорила, что больше ценит жизненность и простоту.
Международный аэропорт Пекин Дасин. 2019 г. (Wikimedia Commons)
Интересы Хадид простирались за пределы мира архитектуры. Её интересовала мода и интерьер. Она делала кольца (сотрудничество с Bvlgari), работала над дизайном сумок и обуви, столовых приборов. Хадид создавала декорации, выставочные пространства, декорации для спектаклей и концертов (мировой тур Pet Shop Boys).
Захи Хадид не стало 31 марта 2016 года. Сейчас её дело продолжает Zaha Hadid Architects — архитектурная компания, в которой уже более 400 сотрудников. Здания незабываемой формы по-прежнему появляются в разных точках земного шара.