Статья социолога, руководителя культурного пространства «Солнце Севера» Николая Владимировича Арутюнова из сборника философского собора «Великое русское исправление имён».
Три идеологии эпохи модерна - либерализм, национализм (фашизм), коммунизм (социализм) - создали в XX веке пространство для политического самовыражения государств. При этом каждая из этих идеологий может быть разложена на составные элементы, идеологемы. Идеология соотносится с идеологемами как проект здания и его конструктивные элементы. Идеологемы - это и несущие конструкции, и детали фасада здания, служащие для украшения. Каждая идеология имеет как общий, так и свой собственный набор идеологем. Общие идеологемы — это свобода, справедливость и др., которые в своих рамках любая идеология будет трактовать положительно, исходя из своих установок. Так, свобода для либерализма — это свобода от коллективных идентичностей (концепт Дж. Милля), но для национализма это понимание свободы упирается в не снимаемую ценность государства-нации, а для коммунизма - в классовую теорию. В результате для либерализма субъектом истории является индивид (греч. «неделимый»), очищенный от «шелухи» всех возможных наслоений общегрупповых ценностей, для национализма — нация, для коммунизма — класс.
Однако сегодня мы находимся в ситуации, когда старые идеологические модели давно деформированы, но, как по накатанной, сохраняют влияние на умы большинства интеллектуалов в мире и России. Классическая для первой половины XX века схема правых идеологий выглядела следующим образом: капитализм (свободный рынок) + национальная культура, основанная на религии; и для левых идеологий: социально ориентированная экономика (план) + низложение традиционных ориентиров в культуре (эмансипация от буржуазных устоев).
В XXI веке в России данное противостояние левых и правых существует преимущественно на эстетическом уровне. Монархисты героизируют Колчака и Александра Третьего, коммунисты — Дзержинского и Сталина. Сейчас можно даже говорить об определенном сближении позиций: российские коммунисты признают за православием, как минимум культурологически, стержневую функцию в цивилизационном строительстве, выступают за сохранение традиционной русской культуры. Российские правые признают необходимость контроля крупных производств государством, выступают за социальные гарантии гражданам. Общим местом для патриотически настроенных интеллектуалов и пассионариев является защита традиционной семьи и российской государственности.
Настоящий же враг кроется для вышеобозначенных сил под маской либерализма. Именно под маской, так как это либерализм не классический, а такой, каким он стал в последние 30 лет, перейдя от позиции свободного рынка к рынку, на котором есть место только крупным игрокам, транснациональным компаниям, поглощающим средних и малых предпринимателей в любой стране мира; от модели доминации европоцентристской культуры «бремени белого человека» к идеологеме дивидуума, то есть человека как «делимой» до бесконечности сущности. Сущности с вариативным гендером в рамках все расширяющейся повестки ЛГБТ+, что на деле означает уничтожение традиционного антропологического типа как такого, расчеловечивание человека.
Россия как страна-цивилизация вбирает в себя живые соки сотен культур этносов, населяющих ее просторы. Россия будет всегда превышать любые идеологии и формулы, однако для совместной деятельности здоровых патриотических сил нужны новые смыслы и концепты, ведь новое вино нельзя вливать в старые меха. Необходимым шагом в этом направлении я считаю введение концепта «встреча в новом месте».
Встреча в новом месте — концепт, нацеленный на создание интеллектуального пространства, в котором представители различных политических взглядов могут сойтись для возвращения сути существующих понятий и категорий и выработки новых, основываясь на представлении о цельности российской истории, необходимости сохранения и развития российской государственности, а также традиционной многодетной семье как фундамента общества.
Важно, что СВО может рассматриваться как «встреча в новом месте» для российских левых и правых. Либералов — ни классических, ни нео — практически нет на фронте. Однако и монархисты, и сталинисты, верующие в Бога или в справедливость, бок о бок стоят на рубежах защиты Родины. Слава бойцам! Перед ними сейчас стоят задачи военные, от которых напрямую зависит наше будущее. Задача интеллектуалов в тылу — перейти от склок и ругани к осмыслению происходящих процессов как процессов обновительных, из которых должны выковаться новые смыслы и слова. Новый философский и концептуальный язык должен создать условия для наступления русского будущего. Убийства Д. Дугиной и М. Фомина (В. Татарского) указывают нам на то, что понятие тыла стало относительным. Требуется не только духовная мобилизация каждого интеллектуала, но и деятельная помощь фронту, выезды в земли, где идёт война, для поиска и артикуляции новых слов в целях выстраивания архитектуры новой непротиворечивой идеологии.
Разъясним подробнее концепт «встреча в новом месте»:
- В свете данного концепта употребление понятия «экономика Сталина» насторожит правого интеллектуала, но нейтральным и понятным именем будет «государственный контроль крупных предприятий и развитие сектора малого предпринимательства». То есть следует расшивать, детализировать устоявшиеся идеологемы для снятия противоречий между правыми и левыми.
- Под цельностью российской истории следует понимать однозначную трактовку отечественной истории как непрерывного целого в различных государственных формах, с выделением положительных и отрицательных сторон, но без отрицания какого-то из периодов как ошибочного.
- Сохранение и развитие российской государственности есть минимум, который служит водоразделом между здоровыми и разрушительными общественно-политическими силами в России. Представители любого политического фланга должны понимать, что уничтожение государственности и ее институтов повлечёт смерть для России как страны-цивилизации и катастрофу для этнокультурных идентичностей ее составляющих. 3.2. Не стоит забывать о двух этажах трактовки понятия «русский». Первая указывает на этнический уровень, здесь русский - это великоросс. Великороссы исторически составляют ядро русского народа. Второй этаж служит цивилизационной задаче, в рамках которой русский есть тот, кто говорит по-русски, интегрирован в русскую культуру и ощущает себя частью русского народа (суперэтноса в понятии Л.Н. Гумилева). При этом условием развития российской государственности всегда являлась возможность для человека сохранять идентичность и своего этноса. Возможно быть русским грузином, русским бурятом и т.д., то есть быть частью русской цивилизации, но не забывать о своих этнических корнях .
- Защита традиционной семьи сегодня является настоящей позиционной войной с глобалистским миропорядком, а точнее с идеологемой «дивидуума». Постчеловек-дивидуум даже если и создаст семью, то в ней не будет душевно здоровых детей. Традиционная многодетная семья — это уже контрнаступление российского общества на неолиберальное мироустройство. Дети из таких семей будут воспроизводить в будущем модель своей семьи, в которой они росли среди сестёр и братьев. Общество дивидуумов недолгосрочно, так как не может самовоспроизводится, кроме как привлекая новых членов в свою секту. Транслирование модели многодетности на примерах крепких семей через образование и СМИ, через фильмы и компьютерные игры позволит сделать многодетность привлекательной и даже революционной идеей. Ведь сегодня мейнстрим большого города, всегда выступающего ориентиром поведения для провинции, это быть чайлдфри и/ или сомневаться в собственном гендере. Вкупе с мерами господдержки семей и многодетности такой подход можно назвать консервативно-революционным. Он позволит преодолеть демографический кризис в обществе.
В связи с этим, считаю важным указать на проект «международный союз традиционных семей» как на простую, но действенную мягкую силу для России на международной арене. Конечно, данный концепт сначала должен быть на практике реализован в России: законодательно в федеральном масштабе для регионов с отрицательной рождаемостью следует ввести и реализовать широкие меры финансирования и социальной поддержки семей (по примеру Белгородской области), запретить аборты не по медицинским показаниям (сначала требуется убрать аборт из ОМС) и пр. После этого Россия будет иметь нравственное право создать проект «международный союз традиционных семей» с представительством в виде НКО в каждой стране для общественно-политической поддержки семей, состоящих из отца-мужчины и матери-женщины.
Люди, имеющие детей, в Европе сегодня зачастую не имеют защиты перед ЛГБТ+ повесткой, интегрированной в систему образования, науки, медицины. Так, в Париже 500-тысячный митинг против легализации однополых браков прошёл в 2014 году, но не привёл к блокированию закона. Классические родители смогут объединиться под юридической и культурной защитой России и будут являться нашими союзниками в дальнейшем. При этом люди, имеющие детей, с социологической точки зрения всегда будут общественно-активными, особенно в случае, когда требуется защита прав их семей. Нужно только протянуть им руку помощи, выступив на стороне правды.
Итак, Россия должна показать всему миру пример, наведя порядки во внутренней политике, соответствующие традиционному мировоззрению ее народа. Также как и преодоление мнимого раскола между левыми и правыми российскими интеллектуалами (через осознание общего врага, расшивку старых и создание новых понятий и категорий) позволит нам выступить с положительной концептуальной и проектной повесткой в международном формате.
Николай Владимирович Арутюнов