Найти тему
Солнце Севера

Встреча в новом месте

Статья социолога, руководителя культурного пространства «Солнце Севера» Николая Владимировича Арутюнова из сборника философского собора «Великое русское исправление имён».

Три идеологии эпохи модерна - либерализм, национа­лизм (фашизм), коммунизм (социализм) - создали в XX веке пространство для политического самовыражения государств. При этом каждая из этих идеологий может быть разложена на составные элементы, идеологемы. Идеология соотносится с идеологемами как проект здания и его конструктивные элементы. Идеологемы - это и несущие конструкции, и детали фасада здания, служащие для украшения. Каждая идеология имеет как общий, так и свой собственный набор идеологем. Общие идеологемы — это свобода, справедли­вость и др., которые в своих рамках любая идеология будет трактовать положительно, исходя из своих установок. Так, свобода для либерализма — это свобода от коллективных идентичностей (концепт Дж. Милля), но для национализма это понимание свободы упирается в не снимаемую ценность государства-нации, а для коммунизма - в классовую теорию. В результате для либерализма субъектом истории является индивид (греч. «неделимый»), очищенный от «шелухи» всех возможных наслоений общегрупповых ценностей, для национализма — нация, для коммунизма — класс.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Однако сегодня мы находимся в ситуации, когда старые идеологические модели давно деформированы, но, как по накатанной, сохраняют влияние на умы большинства интеллектуалов в мире и России. Классическая для первой полови­ны XX века схема правых идеологий выглядела следующим образом: капитализм (свободный рынок) + национальная культура, основанная на религии; и для левых идеологий: социально ориентированная экономика (план) + низложе­ние традиционных ориентиров в культуре (эмансипация от буржуазных устоев).

В XXI веке в России данное противостояние левых и пра­вых существует преимущественно на эстетическом уровне. Монархисты героизируют Колчака и Александра Третьего, коммунисты — Дзержинского и Сталина. Сейчас можно даже говорить об определенном сближении позиций: российские коммунисты признают за православием, как минимум куль­турологически, стержневую функцию в цивилизационном строительстве, выступают за сохранение традиционной рус­ской культуры. Российские правые признают необходимость контроля крупных производств государством, выступают за социальные гарантии гражданам. Общим местом для па­триотически настроенных интеллектуалов и пассионариев является защита традиционной семьи и российской госу­дарственности.

Настоящий же враг кроется для вышеобозначенных сил под маской либерализма. Именно под маской, так как это ли­берализм не классический, а такой, каким он стал в последние 30 лет, перейдя от позиции свободного рынка к рынку, на котором есть место только крупным игрокам, транснацио­нальным компаниям, поглощающим средних и малых пред­принимателей в любой стране мира; от модели доминации европоцентристской культуры «бремени белого человека» к идеологеме дивидуума, то есть человека как «делимой» до бесконечности сущности. Сущности с вариативным гендером в рамках все расширяющейся повестки ЛГБТ+, что на деле означает уничтожение традиционного антропологического типа как такого, расчеловечивание человека.

Россия как страна-цивилизация вбирает в себя живые соки сотен культур этносов, населяющих ее просторы. Россия будет всегда превышать любые идеологии и формулы, однако для совместной деятельности здоровых патриотических сил нужны новые смыслы и концепты, ведь новое вино нельзя вливать в старые меха. Необходимым шагом в этом направ­лении я считаю введение концепта «встреча в новом месте».

Встреча в новом месте — концепт, нацеленный на создание интеллектуального пространства, в котором представите­ли различных политических взглядов могут сойтись для возвращения сути существующих понятий и категорий и выработки новых, основываясь на представлении о цель­ности российской истории, необходимости сохранения и развития российской государственности, а также тра­диционной многодетной семье как фундамента общества.

Важно, что СВО может рассматриваться как «встреча в новом месте» для российских левых и правых. Либералов — ни классических, ни нео — практически нет на фронте. Однако и монархисты, и сталинисты, верующие в Бога или в справедливость, бок о бок стоят на рубежах защиты Родины. Слава бойцам! Перед ними сейчас стоят задачи военные, от которых напрямую зависит наше будущее. Задача интеллек­туалов в тылу — перейти от склок и ругани к осмыслению происходящих процессов как процессов обновительных, из которых должны выковаться новые смыслы и слова. Но­вый философский и концептуальный язык должен создать условия для наступления русского будущего. Убийства Д. Дугиной и М. Фомина (В. Татарского) указывают нам на то, что понятие тыла стало относительным. Требуется не только духовная мобилизация каждого интеллектуала, но и дея­тельная помощь фронту, выезды в земли, где идёт война, для поиска и артикуляции новых слов в целях выстраивания архитектуры новой непротиворечивой идеологии.

2:45:50В редакторе видео не воспроизводитсяДобавьте описание
2:45:50В редакторе видео не воспроизводитсяДобавьте описание

Разъясним подробнее концепт «встреча в новом месте»:

  • В свете данного концепта употребление понятия «эко­номика Сталина» насторожит правого интеллектуала, но нейтральным и понятным именем будет «государственный контроль крупных предприятий и развитие сектора малого предпринимательства». То есть следует расшивать, детали­зировать устоявшиеся идеологемы для снятия противоречий между правыми и левыми.
  • Под цельностью российской истории следует пони­мать однозначную трактовку отечественной истории как непрерывного целого в различных государственных формах, с выделением положительных и отрицательных сторон, но без отрицания какого-то из периодов как ошибочного.
  • Сохранение и развитие российской государственности есть минимум, который служит водоразделом между здо­ровыми и разрушительными общественно-политическими силами в России. Представители любого политического фланга должны понимать, что уничтожение государствен­ности и ее институтов повлечёт смерть для России как страны-цивилизации и катастрофу для этнокультурных идентичностей ее составляющих. 3.2. Не стоит забывать о двух этажах трактовки понятия «русский». Первая указы­вает на этнический уровень, здесь русский - это великоросс. Великороссы исторически составляют ядро русского наро­да. Второй этаж служит цивилизационной задаче, в рамках которой русский есть тот, кто говорит по-русски, интегри­рован в русскую культуру и ощущает себя частью русского народа (суперэтноса в понятии Л.Н. Гумилева). При этом условием развития российской государственности всегда являлась возможность для человека сохранять идентичность и своего этноса. Возможно быть русским грузином, русским бурятом и т.д., то есть быть частью русской цивилизации, но не забывать о своих этнических корнях .
  • Защита традиционной семьи сегодня является насто­ящей позиционной войной с глобалистским миропорядком, а точнее с идеологемой «дивидуума». Постчеловек-дивидуум даже если и создаст семью, то в ней не будет душевно здо­ровых детей. Традиционная многодетная семья — это уже контрнаступление российского общества на неолиберальное мироустройство. Дети из таких семей будут воспроизводить в будущем модель своей семьи, в которой они росли среди сестёр и братьев. Общество дивидуумов недолгосрочно, так как не может самовоспроизводится, кроме как привлекая новых членов в свою секту. Транслирование модели многодетности на примерах крепких семей через образование и СМИ, через фильмы и компьютерные игры позволит сделать многодет­ность привлекательной и даже революционной идеей. Ведь сегодня мейнстрим большого города, всегда выступающего ориентиром поведения для провинции, это быть чайлдфри и/ или сомневаться в собственном гендере. Вкупе с мерами господдержки семей и многодетности такой подход можно назвать консервативно-революционным. Он позволит пре­одолеть демографический кризис в обществе.

В связи с этим, считаю важным указать на проект «меж­дународный союз традиционных семей» как на простую, но действенную мягкую силу для России на международной арене. Конечно, данный концепт сначала должен быть на практике реализован в России: законодательно в федераль­ном масштабе для регионов с отрицательной рождаемостью следует ввести и реализовать широкие меры финансирования и социальной поддержки семей (по примеру Белгородской области), запретить аборты не по медицинским показаниям (сначала требуется убрать аборт из ОМС) и пр. После это­го Россия будет иметь нравственное право создать проект «международный союз традиционных семей» с представительством в виде НКО в каждой стране для общественно-по­литической поддержки семей, состоящих из отца-мужчины и матери-женщины.

Люди, имеющие детей, в Европе сегодня зачастую не имеют защиты перед ЛГБТ+ повесткой, интегрированной в систему образования, науки, медицины. Так, в Париже 500-тысячный митинг против легализации однополых браков прошёл в 2014 году, но не привёл к блокированию закона. Классические родители смогут объединиться под юридиче­ской и культурной защитой России и будут являться нашими союзниками в дальнейшем. При этом люди, имеющие детей, с социологической точки зрения всегда будут обществен­но-активными, особенно в случае, когда требуется защита прав их семей. Нужно только протянуть им руку помощи, выступив на стороне правды.

Итак, Россия должна показать всему миру пример, наведя порядки во внутренней политике, соответствующие традици­онному мировоззрению ее народа. Также как и преодоление мнимого раскола между левыми и правыми российскими интеллектуалами (через осознание общего врага, расшивку старых и создание новых понятий и категорий) позволит нам выступить с положительной концептуальной и проектной повесткой в международном формате.

Николай Владимирович Арутюнов