С праздником, уважаемые читатели! Сегодняшние родители даже и представить себе не могут ту степень самостоятельности, которая была у подростка в Средневековье, если он по необходимости уезжал далеко от дома. Письмо, и то можно было передать только с оказией (то есть если кто-то ехал на родину молодого человека и мог там найти его родителей). Поэтому и отпускали со слезами, и без крайней нужды этого не делали. И всё же дети должны были учиться самостоятельности, особенно приходилось далеко уезжать представителям некоторых профессий. Например, купцам, ведь не научишься торговать, сидя дома, а ещё надо найти новый выгодный рынок сбыта. Вот тут и проявлялось в полной мере то, как был воспитан ребёнок. Без твёрдых нравственных убеждений терял он всё, что было, и опускался на дно социальной жизни. Но и имевшим твёрдые устои приходилось непросто, ведь столкнуться с плохими людьми можно в любом возрасте, и как не сдаться и не отказаться от своих принципов, если ты ещё не имеешь репутации в глазах других людей и жизненного опыта.
В начале семнадцатого века ярославский купец Фёдор отправил своего сына Василия с купцом, который уезжал торговать на север Сибири. Юноше было лет 13-15, и ему было пора начинать своё дело, а переезд был крайне выгодным предприятием. Как раз в это время в районе устья Оби формировался новый город, который потом назовут "златокипящей" Мангазеей. Место, бывшее до того военным поселением, разрасталось благодаря тому, что местные народы платили дань русскому государю мягкой рухлядью (так называли пушнину). В Мангазею собиралось множество торгового люда, государство посылало сюда военных, и съезжалось множество лихих людей, которые пытались в этом богатом, но ещё не устроенном месте, поймать свою выгоду. Как и в любом портовом городе, здесь процветала преступность, а ещё разврат.
Там в лавке у некоего купца и трудился юноша. Всё время он проводил или на рабочем месте, или в храме. Но его работодатель оказался отнюдь не таким надёжным человеком, как думал отец мальчика. Житие святого даёт понять, что что купец хотел видеть в лице Василия не только работника, но и любовника. Конечно, набожный отрок не мог согласиться на такое, и купец решил отомстить. Несколько раз эти попытки срывались, что делало купца ещё более злым на работника. На Пасху, когда юноша был на богослужении, лавку купца то ли обворовали, то ли подстроили кражу. Тогда купец предал юношу воеводе, которого звали Савлук (Лука) Пушкин. Били и пытали юношу оба, и купец, и воевода, но когда тот после всех мучений не признался в краже, один из них ударил Василия в висок связкой тяжёлых ключей, и этим убил его. Было тогда Василию, по подсчётам разных текстов о святом, 14-19 лет. Всё же, наверное, правильнее будет доверять тем, кто освидетельствовал мощи святого в семнадцатом веке и по росту и виду определил возраст "лет пятнадцать или меньше".
Почему важно упоминание в житии имени воеводы? Потому что оно даёт практически точную датировку событий, ведь Пушкин был воеводой в Мангазее в 1601-1603гг.
После убийства следы преступники спрятали просто. По-видимому, дороги в городе и представляли из себя деревянные мостовые поверх болотистой местности. Вот в эту-то непролазную грязь и бросили гроб с телом замученного юноши. Лет через пятьдесят этот гроб стал подниматься из земли, и стали происходить чудеса: кто помолится святому, имени которого ещё никто не знал, тот получает помощь. Построили часовню на месте явления гроба и постепенно, тоже чудесным образом, выяснили, кто он был и что случилось с ним. Попытки объяснить, какие чудеса происходят, и что надо канонизировать святого, в Москве не вызывали интереса, а в Мангазее между тем мученику Василию служили молебны, составили службы, сложилось местное почитание. Но по историческим обстоятельствам город Мангазея угасал, и святой Василий явился в 1670 году настоятелю Свято-Троицкого Туруханского монастыря иеромонаху Тихону, который приехал поклониться мощам чудотворца. Монастырь этот располагался по сибирским меркам не очень далеко от Мангазеи, на восток, в месте, где Нижняя Тунгуска вливает свои воды в Енисей.
Старинных икон с его образом сохранилось мало, ведь канонизация святого так и не состоялась из-за отсутствия интереса к этому у центральной власти как духовной, так и светской. Хотя за канонизацию активно боролся святитель Сибирский в начале восемнадцатого века, митрополит Филофей Лещинский. Он много сделал для прославления сибирских святых, и очень почитал святого Василия, приезжал в монастырь, составил службы святому. Но во второй половине восемнадцатого века мощи святого распорядились опять закопать, правда, на территории монастыря, и часовню поставили, но местные православные были недовольны прекращением молебнов, тем, что иконы убрали из храмов. Как бы в противовес официальной позиции почитание святого Василия росло и ширилось, в том числе среди тех народов, которые являлись местными и не были православными. Они рассказывали, что обращение к святому помогало им найти свою стоянку, когда они терялись в лесу или тундре, а также спастись от опасных зверей.
На старинных иконах святой Василий изображался чаще всего в белой одежде, эта традиция чаще всего сохраняется и на современных иконах. Иногда одеяние его красное - знак принятых мучений. В руках изображается Крест или чётки (как знак молитвенности святого). Иногда у его ног изображается связка ключей - орудие его убийства. Пишется он на фоне либо залива, либо на фоне Туруханского монастыря.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!