Алексей Слухай, заместитель генерального директора — директор по маркетингу компании UMG, рассказал о текущем уровне локализации производства в РФ, а также оценил эффективность мер государственной поддержки. Главное из доклада эксперта в рамках 6-й онлайн-конференции Экскаватор Ру Компетенции российских производителей ДСТ никогда не были сильны в электронике. Данное направление необходимо развивать централизованно. Вытеснив российских конкурентов с рынка, китайские производители могут поднять цены (как это уже случилось с легковыми автомобилями). Сегодня основным драйвером для покупательского спроса является субсидированный лизинг. Компания UMG — крупнейший российский производитель дорожно-строительной и специальной техники, в состав которого входят 5 заводов: «Брянский арсенал», «Эксмаш», «Тверской экскаватор», «Брянский тракторный завод» и «Челябинские строительно-дорожные машины». Продуктовый портфель состоит из экскаваторов, автогрейдеров, фронтальных погрузчиков. В ряде сегментов UMG является единственным производителем в России (колёсные экскаваторы, экскаваторы на автошасси, промышленные перегружатели). Несколько лет назад был запущен уникальный для России продукт — телескопические погрузчики. Также компания производит нишевые продукты: мульчеры, ратраки. «На всю технику распространяется правило «Сделано в России», что говорит о соответствии всем требованиям локализации», — подчеркнул Алексей Слухай. Требования к локализации для ДСТ В зависимости от вида техники требования российского законодательства разнятся. И данные требования постепенно ужесточаются: если в 2023 году необходимая локализация была на уровне 55–70%, в 2024 — 60–75%, то уже в 2026-м нужно будет достигнуть 80% для основных продуктовых групп и 85% для автогрейдеров, где компания UMG является лидером рынка, занимая более 30%. В целом всё нацелено на то, чтобы страна достигла технологического суверенитета в производстве ДСТ. [bnr_240x400-2_mobile] «Традиционно достаточно много узлов и агрегатов в составе техники было не российского производства. До 2022 г. мы располагали и европейскими, и азиатскими компонентами. Но в 2022 г. картина начала меняться. Во-первых, все поняли, что локализация помогает избежать проблем с производством, когда поставщик по той или иной причине решает, что больше не хочет поставлять компоненты на российский рынок. Локализация также позволяет не задумываться о курсовых разницах», — пояснил Алексей Слухай. Сегодня множество проектов в отрасли направлены на локализацию и замещение импортных узлов и агрегатов: например, компонентов гидравлики, агрегатов трансмиссии. Но есть зона, которая требует более тщательного внимания и анализа, — это электроника. «Традиционно производители ДСТ заточены на производство узлов и компонентов, которые позволяют технике передвигаться и выполнять свои функции, но в электронике их компетенции никогда сильными не были. Я считаю, что данные проекты должны развиваться централизованно и, более того, фокус должен быть не на производителях техники, а на производителях электроники. Зачастую эти компоненты могут быть унифицированы не только для ДСТ, но и для автомобильной, грузовой техники», — выразил мнение представитель UMG. Специалист подчеркнул, что большинство производителей уже сегодня выполняют все требования по локализации. Тем не менее остаются моменты, которые требуют дополнительного внимания и усилий. Китайская экспансия Если в 2021 г. доля китайских производителей в России немного превышала 33%, то в 2023 г. достигла уже 72%. И, как подчеркнул спикер, производители из Китая при всесторонней поддержке своего правительства используют далеко не рыночные механизмы. В своё время на китайские бульдозеры была даже введена антидемпинговая пошлина, так как их ввозили по заниженным инвойсам, от чего российские производители бульдозерной техники несли ущерб. «Очевидно, что, вытеснив российских конкурентов, китайские производители поднимут цены, как это уже случилось на рынке легковых автомобилей. Поэтому важно поддерживать российское производство, причём глубоко локализованное, а не отвёрточную сборку. Необходимо развивать собственную компонентную базу, даже несмотря на то, что дешевле импортировать. 2022 год показал, что поставщик может уйти с рынка в любой момент», — подчеркнул Алексей Слухай. Государственная поддержка Сегодня государство оказывает серьёзную поддержку машиностроению, причём существующие меры направлены как на производителей, так и на их клиентов. Так, основным драйвером для покупательского спроса является субсидированный лизинг. Ключевая ставка сегодня высокая, стоимость владения техникой также серьёзно возросла, но ситуацию сглаживает программа льготного лизинга, которая позволяет получить скидку до 10% от стоимости машины. Также действует Постановление Правительства РФ от 4 июня 2020 г. N 823 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования», благодаря которому производители могут предлагать конкурентные цены. «Где нужна дополнительная поддержка? В субсидировании логистики в регионы Дальнего Востока и частично Сибири. Основные машиностроительные производства расположены либо в центральной части России, либо на Урале, и когда при текущих ставках продукция поставляется в Сибирь, расходы получаются несоизмеримо больше, чем у китайских поставщиков, которых субсидирует Правительство КНР. В своё время такого рода субсидии действовали на рынке легкового транспорта для стимулирования продаж на Дальнем Востоке», — сказал в заключение Алексей Слухай. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних трендов в мире спецтехники! Больше материалов с конференции Экскаватор Ру: «Российский рынок в приоритете, но есть определённые сложности». Мнение представителя LiuGong Топ-менеджер XCMG рассказал о передовых разработках из КНР, которые становятся доступны в РФ 14 брендов из Индии, Европы, Китая и РФ плюс один собственный. Дилер о диверсификации бизнеса Параллельный импорт стал спасением, но открыл дорогу контрафакту запчастей Директор компании ROIN о возможностях и ограничениях ИИ в тяжёлом машиностроении «ТехМашЮнит»: экскаваторы Hyundai китайской сборки существенно дешевле корейских «Ай Пи Секьюрити»: в интернет-среде колоссальное количество контрафакта ID-Marketing: «2023 год оказался по многим показателям наилучшим» Эксперт «Рентал Тех» назвал процент загрузки землеройной техники, при котором можно поднимать цену Как избежать текучки кадров и сохранить коллектив? До 80% техники и оборудования можно заместить. Мнение топ-менеджера демонтажной компании «Арасар»
Алексей Слухай, UMG: электронику пора унифицировать для разных видов техники
26 июня 202426 июн 2024
4
5 мин