Недавно на канале была статья об одном герое войны с фотографии, сделанной знаменитым советским военным фотокорреспондентом Евгением Ананьевичем Халдеем.
Это была фотография генерал-майора А.В.Гладкова сразу после Парада Победы 24 июня 1945 года.
Но есть и не менее знаменитая фотография Евгения Халдея самого первого дня войны - 22 июня 1941 года.
Всегда интересно, если удавалось узнать о судьбе людей, запечатленных на том или ином снимке, особенно в годы суровых испытаний, лихолетий.
Что за знаменитая фотография?
Перед 22 июня Халдей был направлен от редакции в командировку - в Пензенскую область, в Тарханы. Там проводились памятные мероприятия в связи со 100-летием смерти великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
В Москву Халдей вернулся только рано утром 22 июня 1941 года, а вскоре Евгений Ананьевич звонком из редакции получил распоряжение срочно прибыть на работу.
Он заметил - на улице собираются люди, что-то ожидают, находясь у репродукторов.
Интуитивно понимая, что будет что-то важное, Халдей, находясь на улице с фотоаппаратом, и сумел запечатлеть вошедшую в историю картину того дня - собравшиеся люди слушали обращение В.М.Молотова, что началась война.
Вот эта знаменитая фотография, которую Евгений Халдей назвал "Первый день войны" -
Слова самого Евгения Ананьевича Халдея -
“22–го был воскресный день. К 10 часам меня вызвали на работу в фотохронику ТАСС. Помещалась она тогда на улице 25 Октября, рядом с ГУМом. Ровно в 12 сообщили о выступлении Молотова. И люди стали собираться около нашего здания, где был установлен репродуктор, — ждали правительственного сообщения.
Я сделал снимок и не знал еще тогда, что мне придется еще много раз снимать убитых горем людей. Этот снимок я назвал “Первый день войны”
Спустя 40 лет Евгений Ананьевич нашел одну из героинь своего тогдашнего фото - ту, что на первом плане, и сфотографировался с ней практически на том же самом месте.
Этой героиней была Анна Феоктистовна Трушкина, ставшая на войне шофером.
Еще одной из героинь оказалась Валентина Николаевна Смирнова. Она была на фото правее Анны Трушкиной - третьей.
Во время войны Валентина Николаевна работала медицинским регистратором в сортировочно-эвакуационном госпитале №1949.
Она так вспоминала об этом фото -
“...Было это 22 июня 1941 года. Утром я вышла из дома по Большому Власьевскому переулку и направилась за покупками…
Не спеша дошла до Арбатской площади, затем по Воздвиженке до Военторга. Там ничего не купила и решила идти в ГУМ.
Настроение было тревожное, по радио объявили о предстоящем правительственном сообщении. Люди на улицах собирались группами и чего-то ждали.
У одного из репродукторов, установленных на Никольской (ее переименовали в улицу 25-го Октября), остановилась и я. И вдруг услышала, как Молотов произнес: война!..
Уже значительно позднее, в 1960-е, однажды увидела в газете фото Е.Халдея “Первый день войны” и узнала себя (в первом ряду справа налево — третья). Вот так я попала в историю страшной войны…”
Мужчина на первом плане, в пальто и кепке тоже известен - Олег Бобряев, воевавший зенитчиком.
Люди стоят на улице, слушают слова Молотова, на лицах и некоторая растерянность, и опасение перед неизведанным. Молотов говорил 8 минут 40 секунд и закончил ставшими уже легендарными словами - "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".
Халдей вспоминал, что когда Молотов закончил свое выступление, люди разошлись не сразу. Долго стояли, молчали, думали, мужчины много курили ...
Евгений Ананьевич, как журналист, хотел спросить собравшихся их впечатление, выслушать мнение, но ему никто не ответил -
"...Я попытался спросить.... Никто не ответил. О чём думал я? О том, что будет и последний снимок войны, победный. Но удастся ли сделать его именно мне — об этом я, насколько помнится, не думал...".
Но в целом настроение было с огромной верой в Победу, очень в довольно скорую.
Евгений Ананьевич вспоминал, что когда пришел получать фотопленку для работы, редактор выдал ему всего сто метров. Халдей спросил, почему так мало, и получил такой ответ - "Да война через пару недель или месяц кончится, зачем тебе много?".
Да, кто бы знал тогда, что будет еще долгих 4 года страшных испытаний, огромных жертв и человеческого горя...
Многие моменты Великой Отечественной остались запечатленными на века благодаря такому мастеру своего дела, как Евгений Ананьевич Халдей. Он бывал во многих местах, в том числе и на Нюрнбергском процессе, когда снимал бывших главарей рейха
А на последнем фото - то самое место, что вошло в Историю. Так оно выглядит уже в наши дни -
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.