Найти тему

Нужны ли России карбоновые полигоны?

Можно ли зарабатывать на участке леса, не вывозя древесину и не тратя время на сбор дикоросов? Оказывается, можно. Даже в северных районах, где по 8 месяцев лежит снег, необработанная земля может приносить доход. Ведь растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, а в современном мире за это готовы платить.

Но для того чтобы понять, сколько именно углекислого газа поглощает ваш участок тайги и сколько денег вам должны заплатить, нужно расположить в подобной экосистеме карбоновый полигон. Только с помощью измерений можно оценить её вклад в глобальный газовый баланс.

В данной статье мы не будем углубляться в тему «углеродного следа», изменения климата и влияния на климат человека. Этот вопрос непростой и поднимался в статьях

Почему пытаются сократить «углеродный след» и нужно ли это России?
Мастер приглашает в гости7 июня 2023

В 2021 году в России запущен проект карбоновых полигонов. Они нужны для измерения и мониторинга выделения парниковых газов (углекислый газ, метан, закись азота) в различных экосистемах. Для работы каждого полигона требует дорогостоящее измерительное оборудование, стоимость которого составляет от 68 до 344 миллионов рублей. Оправданны ли такие затраты в условиях санкций?

Налог на выброс парниковых газов был введен в США в 2008 году и на данный момент составляет 28 долларов за тонну углекислого газа. В Германии стоимость тонны выбросов составляет 45 евро (48,6 долларов) и к 2028 году достигнет 90 евро (97,2 доллара). Самые высокие цены на углекислый газ установлены в Швейцарии — 120 швейцарских фунтов за тонну углекислого газа (133,2 доллара). Снизить налог на выбросы парниковых газов можно несколькими способами:

  • снижая сами выбросы (например, используя очистные сооружения или развивая возобновляемую энергетику);
  • получая «зелёные сертификаты» за участие в проектах по защите природы (это может стать хорошим способом создания льгот для «своих» компаний);
  • покупая «углеродные единицы» на специальных биржах, где они иногда стоят дешевле чем у государства.
«Углеродная единица» - это квота на выброс парниковых газов, измеряемая в тоннах СO2-эквивалента (carbon dioxide equivalent, CDE).
«Углеродная единица» - это квота на выброс парниковых газов, измеряемая в тоннах СO2-эквивалента (carbon dioxide equivalent, CDE).

С 2026 года аналогичный налог будут платить не только европейские предприятия, но и те, кто хочет продавать в Европу. Причём не только на последнем этапе производства — на заводе готовой продукции, но и на всех предыдущих стадиях, начиная с добычи руды и выплавки металла, заканчивая получением энергии. Потому крупные экспортёры из России учитывают выбросы по мировым стандартам. Чтобы не платить высокий европейский налог, страна должна ввести у себя учет загрязнений и углеродные квоты, как это сделали в Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, Японии. В КНР есть собственная биржа углеродных единиц, с более низкими ценами.

Европейские и американские санкции ограничили торговлю с Россией, но она все равно продолжается. Торговля России с Китаем существенно выросла, и Китай тоже может ввести карбоновые пошлины для своих поставщиков.

Как в этих условиях сэкономить на пошлинах и навести порядок в системе налогов за загрязнение окружающей среды? Выход один — тщательно учитывать выбросы и создавать отечественную систему карбонового налогообложения. Обратите внимание, что спонсорами многих карбоновых полигонов в России выступают крупные компании-экспортёры.

-3

У карбоновых полигонов есть ещё одно преимущество: углеродными единицами можно торговать. Но для этого надо точно посчитать, какая экосистема сколько различных газов выделяет.

Если цена за тонну связанного углерода будет до 20 долларов, это хорошее подспорье для обычного сельского хозяйства. А если цена выше 25 долларов за тонну, то углеродная ферма может стать более доходной, чем обычная. Благодаря огромным территориям России, торговля углеродными единицами со странами БРИКС может стать выгодным бизнесом. Даже в северных регионах карбоновые фермы способны уловить до 4-5 тонн углекислого газа с гектара в год.

На что похож карбоновый полигон?

-4

Карбоновый полигон можно узнать по вышке с газоанализаторами. Зона измерений охватывает 30 километров вокруг башни. Больше особых примет нет, сам полигон — это типичный пейзаж своего региона. Часто в карбоновых полигонах расположены поля и фермы. Сеть датчиков покрывает территорию полигона, делая замеры состава атмосферы каждые полчаса, хотя на некоторых полигонах измерения проводятся только в ручную.

Карбоновые полигоны также интересны тем, что:

  • на их территории размещаются метеостанции для изучения климата;
  • ведется подготовка специалистов-экологов;
  • исследуется восстановление почв;
  • разрабатываются технологии, которые позволят морским и наземным экосистемам лучше поглощать углекислый газ;
  • изучается влияние повышения температур на вечную мерзлоту;
  • определяют сорта растений, наиболее эффективно поглощающие углекислый газ (это актуально для благоустройства около шоссе и предприятий);
  • служат площадками для сотрудничества российских учёных с коллегами из стран БРИКС, Вьетнама, Сербии и Индонезии.

Проблемы карбоновых полигонов

Современные карбоновые полигоны охватывают не более 23% экосистем России.

Международная ситуация остается сложной. Отсутствие прямого доступа России к западным рынкам и биржам делает вложения в карбоновые полигоны и фермы менее привлекательными. В результате новые полигоны открываются нечасто.

Ранее оборудование для карбоновых полигонов покупалось за рубежом. Сейчас его получение возможно по более высокой цене и с задержкой до года. Однако это также послужило толчком для развития отечественных газоанализаторов и сканирующих систем для дронов.

Уровень исследований на разных полигонах сильно различается. Полигон «Покровский», находящийся под патронажем МГУ и Яндекса, выдает данные мирового уровня, в то время как некоторые другие полигоны пока работают на дилетантском уровне.

Однако эти проблемы преодолимы.

Я считаю, что любые изучения в этом направлении полезны. Карбоновые полигоны являются флагманом широкого спектра исследований, которые позволят нам лучше понять наши леса и научиться использовать их наиболее продуктивно.

Наши бизнесмены сейчас, в основном, рубят лес и отправляют на экспорт. Но если карбоновые фермы станут выгодны, тонны связанного углерода будут продавать в Китай, бизнес начнёт проводить санитарные рубки и беречь лес от пожара. В разы снизится количество сгоревших деревень, аномальных погодных явлений, улучшится климат.

А добиться этого мы можем только если создадим современную систему карбоновых полигонов.

-5

Список использованных источников прилагается в закрепленном комментарии