Финская газета Iltalehti сообщает, Поскольку санкционная политика США все глубже врезается во внешнюю торговлю России, Кремль продолжает жесткой рукой восстанавливать экономику страны. Экономический коллапс России, превратившейся в военную экономику, ожидался с начала войны, но по прогнозам, ожидание может оказаться дольше, чем предполагалось.
Перевод статьи:
Скрытые издержки войны
По словам экономиста Банка Финляндии Лауры Соланко, расходы российского бюджета на оборону составляют около 6 процентов валового внутреннего продукта, но многие действия, не связанные с самой войной, также были направлены на поддержку войны. Гораздо больше ресурсов экономики тратится на войну, чем можно было бы вывести из бюджета.
- В бюджете Федерации расходы на оборону, безусловно, являются самой крупной статьей расходов. Расходы на оборону и расходы на внутреннюю безопасность в совокупности составляют около трети расходов бюджета федерации, то есть федерального правительства, - говорит Соланко. - Кроме того, страна страдает от высокой инфляции, которая привела к росту процентных ставок. Процентные ставки, с другой стороны, снижают уровень инвестиций в России. Стареющая страна также страдает от нехватки рабочей силы, особенно сейчас, когда на фронт отправлены сотни тысяч трудоспособных людей.
По мнению Соланко, экономика страны за последние десять лет существенно не развивалась. Ставка центрального банка в настоящее время составляет 16 процентов, а инфляция превышает 8 процентов. Однако в отсутствии инвестиций нет ничего нового.
- По мнению инвесторов, соотношение риска и доходности в России до войны было плохим, - говорит Соланко.
Это касается как российских, так и иностранных инвесторов. По словам Соланко, иностранные инвестиции никогда не были источником жизненной силы российской экономики, и с начала 2000-х годов не было замечено никаких существенных реформ, способствующих экономическому росту. Роль государства в экономике все время росла, а защита прав собственности не усиливалась.
- Краткосрочный эффект войны заключается в том, что, когда государственные расходы были увеличены бешеными темпами и иностранные игроки покинули рынок, появились новые возможности. Это на какое-то время стимулирует рост, но в то же время условия для долгосрочного роста ослабевают, говорит Соланко.
- Кроме того, внешняя торговля существенно усложнилась. Доступ примерно к половине мировой экономики ограничен, продолжает Соланко.
Экономист Nordea Кристиан Нуммелин придерживается того же мнения.
«Основные элементы экономического роста были довольно слабыми, и во многом полагались на ископаемую энергию», — говорит Нуммелин.
Плохие инвестиции
По мнению Нуммелина, инвестиции, сделанные во время войны, не были очень продуктивными с точки зрения национальной экономики, поскольку инвестиции в оборонную промышленность не увеличивают благосостояние так, как более разумные инвестиции. Например, после окончания войны инвестиции, отправленные в боеприпасы, военные технологии и оружие, могут рассматриваться как напрасные инвестиции, что было бы более разумным с точки зрения национальной экономики. По словам Нуммелина, исправление неправильного распределения капитала будет долгим путем.
Однако Нуммелин напоминает нам, что недавние кризисы, в частности, продемонстрировали способность экономик всего мира адаптироваться.
Война также изменила отношение к России в других странах. По оценкам Нуммелина, последствия для иностранных инвестиций в России будут сохраняться в течение длительного времени.
- Это оставляет глубокие шрамы на том, как иностранные инвесторы видят Россию, - говорит Нуммелин.
Низкий уровень инвестиций в России в настоящее время подрывает будущий экономический рост страны.
- Совершенно очевидно, что в России сейчас делается очень мало новых инвестиций, потому что на это нет средств. Вы не можете получить кредит из-за границы, уровень инвестиций снизился, говорит Микаэль Вигель, директор по исследованиям, специализирующийся на международной экономической политике в Институте внешней политики.
Нет двигателей экономического роста
- Очень сложно предугадать, откуда Россия получит экономический рост, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе, - продолжает Вигель.
По мнению Вигелла, в долгосрочной перспективе в России можно увидеть немало двигателей роста, даже несмотря на то, что в краткосрочной перспективе страна перешла к военной экономике, которая поддерживает экономику.
По мнению Нуммелина, российская экономика не рушится, но изменения были значительными.
- Приоритеты в России изменились. Там люди готовы пожертвовать многим благополучием и многими другими экономическими целями, чтобы иметь возможность продолжать войну. По словам Нуммелина, в ближайшие годы рост продолжится медленно.
- Возможно, проблемы будут накапливаться в долгосрочной перспективе, а то, что российская экономика рухнет через год-два, - продолжает Нуммелин.
Государство возрождается
По мнению Соланко, сильные стимулы государства гарантируют, что реальная заработная плата российских потребителей будет продолжать расти. За минувшую весну средние зарплаты выросли на 20 процентов.
- Реальная покупательная способность трудящихся возрастает, - резюмирует Соланко.
Хотя цены на продукты питания и основные потребительские товары резко выросли, подавляющее большинство людей чувствуют себя хорошо. Уменьшение доступности иностранных импортных товаров не сильно затрагивает среднестатистического российского потребителя, поскольку еще до войны потребители не привыкли к большим количествам иностранных товаров.
Бюджет страны в предыдущие годы также оставался сбалансированным, благодаря чему у России практически нет государственного долга. По словам Соланко, даже сильное увеличение военных расходов не привело к большому дефициту бюджета.
Защита Китая ослабевает
- До сих пор Китай предоставлял России экономическую защиту, а санкции обходили через Китай и страны Центральной Азии, - говорит Вигель.
Однако, по мнению эксперта, это станет сложнее, поскольку санкции США теперь распространяются и на банки, которые пересылают платежи в Россию. Китай по-прежнему ведет свою внешнюю торговлю в основном в долларах США, а это означает, что США могут при необходимости закрыть китайские банки от долларовой экономики. Если это произойдет, это станет большим ударом для китайских операторов.
Однако зависимость России от Китая велика.
- Россия в каком-то смысле стала экономическим заложником Китая, - говорит Вигель.
Холодная реальность такова, что обстановка весьма второстепенная. Россия нуждается в Китае больше, чем Китай нуждается в России, также утверждает Нуммелин.
После того, как европейская торговля газом России была подавлена, Китай стал одним из немногих покупателей российского газа, поскольку инфраструктура СПГ страны ограничивает внешнюю торговлю сжиженным газом. Таким образом, Китай может диктовать России условия торговли как газом, так и другим сырьем.
Последствия окончания войны
Мог ли после войны образоваться экономический вакуум, из-за которого Россия не могла себе позволить завершить войну?
- Однако я бы не рассматривал это таким образом. Я мог бы предположить, что когда война закончится, санкции постепенно прекратятся, — говорит Вигель.
По мнению Вигеля, как только санкции прекратятся, Россия сможет лучше догнать мировую торговлю. По мнению эксперта, переход от военной экономики к более нормальной экономической структуре может произойти быстро.
- Если бы война закончилась сегодня, Россия, вероятно, сохранила бы очень большое производство военной промышленности в течение следующих нескольких лет только для того, чтобы восполнить потерянные в войне запасы, - говорит Соланко.
Однако возвращение на мировой рынок зависит от реакции западных стран на окончание войны, то есть от того, замолчат ли орудия для мирных переговоров или поражения другой страны. По словам Вигеля, трудно предсказать исход.
Влияние на Финляндию и Европу
По мнению экспертов, сильнейший удар по экономике Финляндии и ЕС уже замечен. В Финляндии это произошло за счет прерывания торговли с Востоком, а в Европе, наоборот, удалось понемногу заменить российский газ.
- Прорыв в немецкой промышленности, например, все еще продолжается, но направление к лучшему, - говорит Нуммелин.
- Сейчас создаются альтернативные энергетические системы, и в долгосрочной перспективе это, безусловно, хорошо, потому что сейчас создается множество неископаемых энергетических сетей, - констатирует Вигель.
- Конечно, здесь существует опасность того, что мы окажемся в новых отношениях зависимости с Китаем, потому что у Китая есть много материалов, необходимых для перехода к «зеленой» экономике. Поэтому Европа должна найти альтернативные производственные цепочки, которые не всегда возвращаются в Китай, заключает Вигель.
Комментарии финнов:
- Россия – небольшой рынок, меньше Италии. Нефть была важна, но ее значение снижается, и ее можно получить в другом месте.
- Ответ: По данным Всемирного банка (показатели ВВП по ППС), Россия стала пятой по величине экономикой в мире и крупнейшей в Европе, обогнав Германию, Францию и Великобританию.
- «Китай по-прежнему ведет свою внешнюю торговлю в основном в долларах США, поэтому США могут при необходимости закрыть китайские банки от долларовой экономики. Если это произойдет, это станет большим ударом для китайских операторов». Вышеупомянутое обнадеживает. Китай уже начал подготовку к дедолларизации с 2008 года. Сокращение долларовой торговли — официальная цель стран БРИКС+.
- Неограниченные природные ресурсы позволят экономике расти, если политика правительства изменится. Но не тогда, когда доходы сейчас сокращаются до затрат на военную экономику.
- Процветание и Россия не могут находиться в одном предложении.
- В России большой проблемой является также разваливающаяся инфраструктура, которую мы немного почувствовали прошлой зимой, когда несколько многоквартирных домов остались без отопления, а внутри подъездов висели метровые сосульки. Другая инфраструктура приходит в упадок точно так же, как и инфраструктура централизованного теплоснабжения в России.
- Война заканчивается, санкции истекают, поэтому одновременно в Москву отправится финская бизнес-делегация. Вы должны быть там первыми, потому что выгода взаимна.
- В частности, расходные материалы и еще больше производственных материалов и технологий были импортированы с Запада, и их трудно обслуживать в одиночку, если у вас нет запчастей и поддержки. То же самое произошло и в энергетическом секторе. Год назад Путин сделал заявление о том, что экономика ископаемого топлива была ошибкой и что у нее нет собственных технологий. Он будет развиваться, а это пустое обещание. Горба сказал то же самое. Судя по всему, пессимизм финского эксперта заключается в том, что ситуация в российской экономике не так уж и плоха. Дефицит рабочей силы значителен, только в ИТ-секторе не хватает миллиона работников.
- В Финляндии нет и никогда не будет собственной добычи нефти. В процессе «зеленого» перехода Финляндия меньше всего зависит от других стран.
- Как только война закончится, компании вернутся в Россию, то же самое произошло и в Германии - в 50-е годы, бесполезно думать, что компании перестанут вести бизнес.
- Расходы на оборону в России составляют абсолютно ноль рублей. Необходимо ввести терминологию, описывающую реальность. ВОЕННЫЙ БАЛАНС должен включать материальные затраты, павших и раненых и их общие потери. Кроме того, соответствующие издержки и убытки, причиненные войной. Например, из-за взрывчатки и мин объект нападения теряет доход и ценность земли, а также человеческие жизни. Дефицит рабочей силы и потеря опыта будут сохраняться еще долгое время. Невозобновляемые природные ресурсы тратятся впустую. Выбросы загрязняющих веществ в природу огромны.
- Некоторые инвестиции также были сделаны в рынки нефти и газа стран БРИКС и в вытеснение торговли нефтью на долларовом рынке.
- Все зависит от того, считает ли мир военные завоевания и уничтожение мирных жителей/гражданских объектов допустимыми или преступлением, за которое вы будете нести ответственность! Если это будет считаться преступлением, т.е. Россия будет нести ответственность, то ее будущее с годами может улучшиться, если нет, то ситуация будет только ухудшаться, пока Россия как государство не будет уничтожена или не возникнут проблемы побольше, чем сейчас!
- Агрессивная война всегда является незаконной, поскольку она противоречит Уставу Организации Объединенных Наций, который запрещает государствам-членам применять или угрожать применением насилия против другого государства, не говоря уже о силовой аннексии территории суверенного государства, как это сделала Россия. Генеральная Ассамблея ООН проголосовала 141 голосами против 5, заявив, что нападение России на Украину противоречит Уставу ООН. Нюрнбергский процесс показывает, насколько это серьезно, и является хорошим примером санкций, которые могут быть наложены на тех, кто начинает агрессивную войну.
- Если рассуждать рационально, российская экономика не может годами выдерживать агрессивную войну, в которой они теряют своих рабочих в виде солдат, техники, оружия, нефти и газа. Единственные товары, которые продает Россия, — это газ, нефть и оружие. Их торговля заморозилась из-за санкций, а также западные страны перестали их покупать, а также продавать в Россию собственную продукцию. Россия уничтожает свои собственные резервы и ресурсы ускоряющимися темпами для своей ненужной войны. Чертова экономика не выдержит войны.
- Финские компании уже ждут окончания санкций и продолжения торговли с Кремлем.
- Кто настолько глуп, чтобы желать что-либо инвестировать в Россию? Давайте вспомним, как быстро национализируют и захватывают иностранные компании и их активы.
- Президент Стубб выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что Финляндия имеет геополитическое преимущество в НАТО. Под этим он, видимо, имел в виду, что возможное противостояние с Россией произойдет на нашей земле. Давайте сохраним наше преимущество?
- Вот почему правые капиталисты тут же спешат обратно в Россию, когда война иногда заканчивается победой России. В конце концов, на последних европейских выборах в Финляндии проголосовали за левых, которые умеют держаться подальше от России. Сейчас во Франции дела идут плохо, когда к власти приходит Ле Пен, спонсируемая Путиным. Опять же, можно задаться вопросом, как это произошло.
- Что ж, давайте откажемся от зелёного перехода, чтобы не попасть в ситуацию зависимости от Китая.
- Я бы хотел, чтобы было еще хуже, чтобы Путинская чушь закончилась раз и навсегда.
- Именно так российская экономика и не рушится, хотя, по мнению интернет-экспертов, она должна была рухнуть "на следующей неделе" на протяжении последних трех лет. Украина не выиграет эту войну в одиночку.
- Ответ: Вы не правильно прочитали. По сюжету, российская экономика идет под откос, но страна продержится еще год-два.
- «Стареющая страна также страдает от нехватки рабочей силы, особенно сейчас, когда на фронт отправлены сотни тысяч трудоспособных людей». Мы не должны забывать о более чем миллионе самых умных и способных россиян, которые нажали на переключатель и покинули страну в начале войны.
- Самое печальное в этой истории то, что после окончания войны торговля с Россией будет восстановлена. Этого не должно происходить ни при каких обстоятельствах. Это означало бы лишь то, что они снова позаботятся о своих финансах. Предположительно, целью следующей атаки будет не Украина.
- «Экономический крах России, превратившейся в военную экономику, ожидался с начала войны, но по приметам, ожидание может оказаться дольше, чем ожидалось». Придется долго ждать, потому что этого не произойдет, когда у власти будет Путин или другой патриотичный российский президент. Ведь экономика Запада с каждым годом становится все хуже. Финляндия и США являются хорошими примерами.
- Ответ: Там есть патриотичный президент. Убивая своих граждан в совершенно бессмысленной войне. Сделал свою страну разрушенным государством, у которого больше нет настоящих друзей. Ввергнув свою страну в полный хаос.
- Путин воюет на Украине, чтобы остаться у власти. Уход был бы признаком слабости, и Путин вылетел бы из окна Кремля одномоментно. Однако время приближается, и народом нельзя бесконечно управлять с помощью Национальной гвардии.
- «Инвестиции в оборонную промышленность не повышают благосостояние». Это также заметили некоторые в Финляндии + дополнительные санкции.
- В Финляндии расходы на оборону составляют чуть более 2%, а в России 6%, но косвенно составляют треть государственного бюджета. Не означает ли это, что в России нет возможностей для процветания?
- Россия проигрывает войну, которую она начала в 2014 году. Россия теряет столько техники, оружия, солдат, топлива и денег, что это не имеет смысла. В случае с Россией экономическая стена быстро поднимется. И компании ни одной страны не захотят идти в Россию после окончания войны, когда они почувствовали, что потеряли свои заводы и свою собственность в России.
- Россия уже проигрывает начатую ею бессмысленную войну, экономика рушится и маленькая федерация, просуществовавшая 31,5 года, разваливается.
- «Сильное восстановление экономики гарантирует, что реальная заработная плата российских потребителей продолжит расти. Прошлой весной средняя заработная плата выросла на 20 процентов». Как это может работать, не приводя к гиперинфляции, если соответствующим образом не увеличится производительность? Это как в Советском Союзе, где деньги есть, а товаров нет.
- Ответ: Если процентные ставки составляют 17%, то это, безусловно, указывает на гиперинфляцию.
- В этом тексте вырисовывается суть причин войны. У правительства до сих пор нет государственного долга, а реальная заработная плата значительно выросла. Как обстоят дела на Западе в аналогичный период?
- По сравнению с Финляндией, российская экономика находится в отличном состоянии.
- В случае с Россией санкции нельзя снимать ни при каких обстоятельствах, даже если война закончится. Должна произойти полная перемена в мышлении, которая не произойдет за одно поколение.
- Россия не выиграет войну, которую начала, как бы здесь об этом ни утверждали.
- Ответ: Как прошла крупная и ожидаемая контратака Украины прошлым летом? Не очень хорошо, когда, насколько я помню, до сих пор раз в две недели видишь статьи, согласно которым Зеленский говорит, что это прошло плохо.
- Да, социалисты никогда не были и не будут экономическими гениями. Ни на Востоке, ни здесь.
- Российская экономика не следует расчетным формулам экономистов. Страна вымирает, потому что их не волнуют бюджетные дефициты и плохие прогнозы, которые им прогнозируют западные страны.