В 1971 г. ЦТКБ разработало проект Р97 сухогрузного теплохода-площадки грузоподъемностью 1850 т для Московского пароходства.
Рабочую документацию этого проекта выполнял Новосибирский филиал ЦТКБ.
Судно предназначено для перевозки штучных грузов, контейнеров, лесоматериалов и навалочных грузов на реках и водохранилищах разряда «О» при осадках 1,7—2,55 м.
Грузовая площадка шириной 12 м и площадью 650 кв.м имеет ограждение высотой 1,2 м. Движительно-рулевой комплекс состоит из двух гребных винтов в неподвижных насадках и двух балансирных рулей.
В дальнейшем Новосибирским филиалом была разработана модификация проекта (Р97Т) с подкрепленным для перевозки тяжеловесов корпусом, а также модификация проекта (Р97И) с установкой на теплоходе изгибающего устройства для работы в составе с баржей-приставкой в бассейнах разряда «Р».
Изгибающее устройство предназначено для улучшения управляемости составом и уменьшения ширины полосы, занимаемой составом при прохождении лимитирующих поворотов, что достигается за счет принудительного излома оси состава в месте стыка судов, счаленных в кильватер.
В носовой части теплохода установлена поворотная рама с двумя сцепными замками УДР-100-2. Поворот рамы (изгиб состава) выполняется гидроцилиндрами.
Строительство судов по проекту Р97 и его модификациям велось на Белогородском судостроительно-судоремонтном заводе.
Главные конструкторы проектов В. Ф. Гапанович и В. П. Жуков.