Unreal Engine — игровой движок, разрабатываемый компанией Epic Games, который долгие годы доминирует на рынке видеоигр. Теперь его активно используют в кино в качестве нового способа создавать пространство и объекты. Чем он отличается от хромакея, какие дает возможности и, ч чем сложность его использования, разберем подробнее.
Начнем сначала. Раньше (как и сейчас) для создания фона и локаций в кадре активно использовали хромакей. Это технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая электронная рирпроекция, использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. С помощью хромакея можно поместить людей или предметы на произвольный фон, снятый в другом месте. Чаще всего для этого используют зеленый фон. Актёров снимают на одноцветном фоне, на монтаже его вырезают, и получают сцену с прозрачным фоном. Ну а туда можно размесить любой другой фон, объекты или даже людей, снятых в другом месте.
Теперь хромакей можно заменить другим способом. Unreal Engine работает следующим образом. Привычную "зеленку" заменила полукруглая LED стена и потолок. Экран окружает всю съёмочную площадку и позволяет вести съёмку под любым углом. Используется камера с трекером, определяющим положение в пространстве. Виртуальная камера внутри движка подцепляет положение и наклоны реальной камеры, физическая и виртуальная реальности синхронизируются. Таким образом, если камера перемещается вместе с персонажем, перспектива окружающей среды перемещается вместе с камерой. Это очень удобно, чтобы снимать динамичные сцены.
Кроме того, благодаря симбиозу VR и Unreal Engine сами актеры могут учиться взаимодействовать с теми объектами, что будут отрисовываться исключительно на компьютере.
Как происходит подготовка.
- Под конкретную сцену заранее производится трехмерная цифровая декорация.
- Цифровая декорация на площадке загружается в суперкомпьютер, который принимает информацию о местоположении камеры и выводит изображение на экраны при помощи Unreal Engine.
- Актеры на такой площадке снимаются сразу вместе с экранами.
- В камеру прилетает практически финальное изображение, которое можно доработать на постпродакшене фильма.
Например, для съемки сериала "Мандалорец" использовали the Volume - огромный светодиодный экран шесть метров высотой, полукругом на 270º и визуальным диаметром 22 метра. Все задники были созданы в 3D на игровом движке Unreal Engine и были поданы в готовом виде на экран, который в свою очередь был синхронизирован с движением камеры.
Технология позволяет создавать детализированное пространство, которое создает ощущение реального и живого. И оно полностью проектируется в цифровом виде. В этом, собственно, сложность. Это намного дороже, чем использование хромакея. Но время не стоит на месте, появляется масса инструментов, даже относительно бюджетных. Важной частью Unreal Engine является доступ разработчиков к программированию на Blueprints и C++. Именно это позволяет движку создавать на своей основе прогрессивные инструменты быстрее, чем на любом существующем софте. Такими инструментами являются Sequencer, Stagecraft, а также MetaHuman.
Кстати, платформа MetaHuman дает любому возможность создавать, анимировать и использовать высоко реалистичных цифровых человеческих персонажей любым мыслимым способом. Даже кожа, которая часто дает зрителю понять, был ли объект изначально сделан в 3D, здесь выглядит пугающе правдоподобно. Естественно, сначала метахьюмены появились в играх, затем начали захватывать социальные сети. Так, появились виртуальные блогеры вроде Lil Miquela или Shudu.
Минусы у Unreal Engine все же есть. Например, все содержимое цифровых задников должно быть готово еще до съемок. В традиционном кинопроизводстве это месяцы работы, и просто так добавить или выкинуть сцену за день до съемок не выйдет. Поправить отснятый материал, если это все же необходимо, достаточно трудно. Возникает масса технических вопросов синхронизации камеры и экранов. У экранов есть размер одной светодиодной точки, поэтому в кадре могут возникать муар и рябь (если вы когда-нибудь снимали экран телевизора на мобильный телефон или бытовую камеру, то понимаете, о чем речь).
Ну и на финалочку: это очень, очень дорого. Стоимость аренды оборудования на одну съемочную смену (12 часов) в павильоне может доходить до миллиона рублей. Учитывая, что полнометражный фильм снимается около месяца и какое-то количество смен займут тесты и пусконаладка оборудования, в российских реалиях эта технология по карману только авторам блокбастеров. И те предпочитают экономит, поэтому пока Unreal Engine используется достаточно редко. Чаще для клипов или краткометражных фильмов.
Но я думаю, что это пока. Сейчас технология развивается, стартуют новые проекты с ее применением, которые мы в скором времени увидим.