Благодаря экспансии турецкой культуры титул «паша» давно вошел у нас в употребление. Все знают, что быть пашой – это очень и очень круто, но никто не понимает, что означает этот чин или звание. Давайте сегодня об этом поговорим.
В течение шестисот лет истории Османской империи в ней использовалось огромное количество тюрко-монгольских, исламско-арабских и персидских понятий для обозначения социального или служебного положения. Это были либо почетные титулы без какого-либо реального наполнения, либо же звания, полученные на военной и гражданской службе. Во втором случае они наделяли человека определенными полномочиями от лица государства.
Понятие «паша» начинало с первого, а закончило в качестве последнего. Изначально это был почетный эпитет, который носили исключительно члены османской правящей семьи. Лишь позднее правом на его использование султанский двор стал награждать высокопоставленных чиновников и любых других лиц, которых хотели таким образом облагодетельствовать.
Тем не менее, это был один из немногих османских титулов, который всегда имел некое политическое и административное содержание и сохранял тесную связь с военным и административным аппаратом. Т.е., его редко могли дать в порядке высокой чести человеку со стороны, а лишь человеку, что служил государству.
Если сравнивать с нашей табелью о рангах, то есть младшие, старшие и высшие офицеры. И турецкие паши определенно относились к последним. В широком смысле, пашами являлись высокопоставленные военные и чиновники вообще, в независимости от использования ими этого титула.
Так как этот ранг имел тюркское происхождение (о значении слова мы еще поговорим), то отличительным признаком было право его носителя поднимать бунчук. Так называлось древко с прикрепленными к нему конскими, ячьими и/или павлиньими хвостами, которое паша использовал в качестве личного знамени для обозначения своего места пребывания или во время военных походов. По количеству хвостов определялся статус паши и имеющиеся у него полномочия.
Теоретически, пашами самого низкого звания являлись беи тюркских племен и арабские эмиры – они имели право на бунчук с одним конским хвостом. У нас бы их назвали главами районов с военной компетенцией. Ниже них находились аги и эфенди – благородные люди без возможности поднимать бунчук.
Над ними стояли вали, бейлербеи, санджакбеи – военные губернаторы крупных провинций, а также обладатели наименее значительных из высших военных знаний – обычно лива (генерал-майоры и контр-адмиралы). Они имели право на двухвостый бунчук.
Еще выше стояли визири и великие визири, главный черный евнух, шейх-уль-ислам (глава мусульманского культа), главы миллетов (религиозных общин) – армянский католикос, греческий патриарх, высшие военные чиновники. У них был бунчук с тремя хвостами.
Право на знамя с четырьмя хвостами имел лишь султан, как верховный суверен. В исключительном порядке оно было даровано также Паргалы Ибрагиму-паше – великому визирю Сулеймана Великолепного. Как мы знаем, это не принесло ему счастья – все закончилось довольно плохо.
В самом узком смысле пашами были только люди, имевшие двухвостый бунчук. В таком случае термин обозначал не только почетный титул, но и звание. Вышестоящие паши тоже его использовали, но не для обозначения своей компетенции, а только в качестве почетной приставки к имени.
Вам кажется, что эта система слишком сложная? Ну смотрите, все, кто защитил докторскую диссертацию, могут величать себя докторами. Но по факту мы так зовем лишь одних медиков. Вот и в Османской империи была точно такая же система.
Этимология слова не ясна, его считают либо сокращением от иранского термина «падишах», либо производным от тюркского понятия «баш» – «голова». Но титул появился еще в 14-м веке в Турции и поначалу использовался многими княжествами-бейликами, включая и османский.
Сначала так звали людей царского рода, затем – важных военных или чиновников, а в самом конце – всех, кто достиг определенного звания. Хотя в классической Османской империи 16-17-х веков право именоваться пашой могло быть дано только султанским фирманом с указанием, является ли оно личным или наследственным. В порядке делегирования полномочий назначить человека пашой мог также и хедив Египта.
Турки делали пашами христиан и мусульман без исключения, как собственных подданных, так и иностранцев, состоящих у них на службе. Кроме того, на бытовом уровне так могли величать хорошо знакомых генералов и царедворцев других государств. Например, Суворова они звали Топал-паша («хромой генерал»).
В Турции титул был отменен через полтора десятилетия после ликвидации Османской империи, в Египте – в 1950-х. Хотя и в современном египетском арабском языке (и, в меньшей степени, в левантийском диалекте) паша – это почетное обращение, близкое к английскому «сэр» или даже «лорд».