Найти тему

Ставить ли рекультивируемый земельный участок на государственный учет объектов НВОС?

🔻СИТУАЦИЯ🔻

У Общества существуют обязательства по рекультивации земельного участка. Земельный участок принадлежит третьему лицу.

❓ВОПРОС:

Необходимо ли Обществу (на время рекультивации) ставить вышеуказанный земельный участок на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)? Если да, то к какой категории будет относиться данный участок?

Ситуацию разбирает Эндеко Анастасия Игоревна - постоянный автор журналов «Справочник эколога» и «ЭкоСпоры», эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»
Ситуацию разбирает Эндеко Анастасия Игоревна - постоянный автор журналов «Справочник эколога» и «ЭкоСпоры», эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

❗ОТВЕТ:

Объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ[1]). Учитывая, что термин «объект НВОС» в определении, данном в Законе № 7-ФЗ, не имеет никакого указания на само негативное воздействие, оказывающееся от деятельности данного объекта или от самого объекта, и содержит альтернативу в виде «и (или) другой объект», то можно предположить, что все, что угодно будет являться объектом НВОС.

При этом согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

¾ объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

¾ объекты, оказывающие умеренное НВОС, - объекты II категории;

¾ объекты, оказывающие незначительное НВОС, - объекты III категории;

¾ объекты, оказывающие минимальное НВОС, - объекты IV категории.

Что из себя представляет значительное / умеренное / незначительное / минимальное НВОС, также Законом № 7-ФЗ напрямую не раскрывается. При этом отнесение объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий осуществляется на основании критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398).

Критерии № 2398 не имеют поименованных критериев, связанных с деятельностью по рекультивации земельных участков. Однако Критерии № 2398 имеют абстрактные критерии, под которые можно подбить любой предполагаемый объект НВОС. В связи с этим рекомендуется проанализировать работы, которые будут выполняться в период рекультивации земельного участка в первую очередь на предмет соответствия п. 7 Критериев № 2398. Данный критерий относит объект НВОС к объектам IV категории.

Извлечение из п. 7 Критериев № 2398

[…]

7. Наличие одновременно следующих критериев:

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего документа);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

[…]

Следует принять во внимание, что с 01.09.2024 г. постановка на государственный учет объектов IVкатегории осуществляться не будет (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ в редакции Закона № 622-ФЗ[2]), а те объекты IVкатегории, которые были внесены в государственный реестр объектов НВОС до 01.09.2024, будут исключены из такого реестра в период с 01.09.2024 по 31.12.2024[3].

В случае, если работы по рекультивации сопровождаются выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух или на объекте имеются стационарные источники загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, и (или) сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, то в данном случае данный объект НВОС может быть отнесен к объектам III категории на основании подп. 5 п. 6 Критериев № 2398.

В государственном реестре объектов НВОС имеются примеры включенных в него объектов НВОС, связанных с рекультивацией земельного участка:

1. рекультивация несанкционированных свалок, полигонов твердых коммунальных, бытовых отходов, ликвидация накопленного вреда окружающей среде (свалки) – III категория, выбранные критерии: подп. 3 п. 6 Критериев № 2398 в качестве строительной площадки, длящейся более 6 месяцев, или подп. 5 п. 6 Критериев № 2398;

2. рекультивация нарушенных земель (не свалки) – III категория, выбранные критерии: подп. 5 п. 6 Критериев № 2398 (из стационарных источников в реестре указаны: работа бульдозера, внутренние проезды автотранспорта, ДЭС, заправка ГСМ;

3. рекультивация нарушенных земель (участков) действующих или ликвидированных промышленных предприятий – IIIкатегория, выбранные критерии: подп. 5 п. 6 Критериев № 2398 (из стационарных источников в реестре указаны: демонтаж зданий, фронтальный погрузчик, бульдозер, топливозаправщий, внутренний проезд и пр.)

Таким образом, полагаю возможным отнести рекультивируемый земельный участок к объекту III или IV категории. Дополнительно рекомендую проконсультироваться с уполномоченным на ведение государственного реестра объектов НВОС органом по вопросу необходимости в данном конкретном случае подавать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет объектов НВОС.

______________

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

[2] Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (действ. с 01.09.2024)

[3] Постановление Правительства РФ от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830» (действ. с 01.09.2024)

👍Оставляйте реакции, так мы поймем, что тема для вас актуальна👍

_________________________

❗Больше ответов на вопросы экологов предприятий ищите

на нашем канале ДЗЕН

✅Подписчики журнала «Справочник эколога» и «ЭкоСпоры» могут получить ответы на вопросы бесплатно.