Найти тему

УБЕГАЮЩИЙ ОТ ЛЮБВИ: ЧЕГО БОЯЛСЯ МЕДВЕДЬ В "ОБЫКНОВЕННОМ ЧУДЕ"?

"- Бежать... Бежать! Медведь проклятый! Бежать, чтоб не погубить ее и себя! Бежать!

- Трус! Трус! - А что сделал ты из-за любви к девушке?

- Я отказался от нее.

- А ты знаешь, что только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда у них все получается?"

«Обыкновенное чудо» — пьеса в трёх действиях драматурга Евгения Шварца, завершённая в 1954 году. Это - сказка для взрослых, которые, невзирая на возраст, остались в глубине души детьми, и которые верят во всепобеждающую силу любви. А ведь среди нас немало таких, не правда ли?) И обыкновенным чудом является сама Любовь, от которой так пытался в сказке-притче бежать Медведь.. Но об этом - позже.

В 1978 году замечательный режиссёр Марк Захаров снял двухсерийный художественный музыкальный телефильм «Обыкновенное чудо» — двухсерийный советский художественный музыкальный телефильм.

Это - вторая экранизация одноимённой пьесы Евгения Шварца, первая была снята в 1964 году Эрастом Гариным.

На роли в этом фильме были приглашены звезды советского кино: Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Соломин, Екатерина Васильева и многие другие.

Но главные роли Принцессы и Медведя настолько искренне были сыграны Евгенией Симоновой и Александром Абдуловым, что история их любви и по сей день и сейчас трогает сердце. Невозможно представить в их ролях других актеров, хотя на роль того же Медведя пробовались Евгений Герасимов, Евгений Меньшов, Валерий Шальных, Игорь Костолевский.

-2

Мы с детства смотрели эту сказку, что пересказывать ее подробно нет смысла. В усадьбе, находящейся в Карпатских горах, живут Хозяин-Волшебник и его жена. Однажды к Волшебнику приезжает прекрасный юноша, которого Волшебник семь лет назад превратил из медведя в человека. Юноша хочет, чтобы Волшебник превратил его назад в медведя, но Волшебник задумал иное: красавец может вернуться в звериный облик, только если его поцелует Принцесса. Затеял он это волшебство, чтобы повеселить свою жену, потому что все годы совместной жизни трепетно влюблен в нее, как мальчишка. И это - его объяснение в любви:

«Х о з я и н: Таким уж я на свет уродился. Не могу не затевать, дорогая моя, милая моя. Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю."

И хочется процитировать еще одно высказывание Волшебника, которое не может не трогать:

« Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (хихикает застенчиво ) Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена! (входит хозяйка, еще молодая, очень привлекательная женщина) Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю…»

Вся пьеса проникнута любовью, показанной в разном возрасте, в разных ипостасях. А мы вернемся к истории любви Принцессы и Медведя.

В один из дней, как бы случайно, но по воле Волшебника - Король со свитой вдруг решает свернуть с пути своего следования в горы и остановиться в усадьбе у Волшебника.

― Поздно рассуждать. Я сделал так, что один из королей вдруг ужасно захотел свернуть к нам в усадьбу. Он мчится к нам.

-3

― Добрый день. Я король, дорогие мои.

― Добрый день, Ваше величество.

― Не знаю почему, понравилась Ваша усадьба. Так что разрешите погостить у Вас несколько дней. Должен предупредить - гости мы беспокойные. Я - страшный человек.

― Да?

― Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен.

Волшебник устраивает в своём доме встречу Медведя и Принцессы — дочери Короля.

-4
-5

Юноша и девушка с первого взгляда влюбляются друг в друга, но на невинные слова Принцессы о поцелуе Медведь неожиданно отчаянно кричит: «Ни за что!» Он знает, что, по условиям Волшебника, после поцелуя Принцессы вновь обратится в зверя. Медведь тотчас ускакал в горы на своем коне.

- Ну хотите, я поцелую вас?

- Нет. Ни за что! Ни за что! Прощайте. Прощайте навсегда.

Как вы прекрасно помните, после этого Принцесса переодевается в мужской костюм, сообщает Королю, что отныне у нее будет своя жизнь и уезжает в неизвестном направлении.

― Дочка! Что ты? Зачем пугаешь меня? Куда ты собралась?

― Этого я никому не скажу.

― Доченька, мы едем с тобой!

― Назад!

― Отец! Я очень люблю тебя. Но не сердись, я уезжаю одна.

― Задержать! Быстро!

― Клянусь! Я убью каждого, кто последует за мной. Запомните это все.

У меня теперь своя жизнь, и я хочу быть одна.

Во время страшной метели пути всех героев пересекаются в трактире "Эмилия". Здесь их, опять же, собрал Волшебник. Медведь узнает свою возлюбленную в мужском костюме во время дуэли.

-6

Происходит ссора и признания обоих. Разве в этих словах Принцессы - не объяснение в любви?

«М е д в е д ь. Вы три дня гнались за мной?

П р и н ц е с с а. Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны. Знайте, что вы для меня всё равно что… всё равно что бабушка, да ещё чужая! И я не собираюсь вас целовать! И не думала я вовсе влюбляться в вас. Прощайте! …Вы так обидели меня, что я все равно отомщу вам! Я докажу вам, как вы мне безразличны. Умру, а докажу!»

-7

Девушке - сказать открыто: Три дня гнаться за Медведем, чтобы сказать ему, как он ей безразличен...

И доказать, как он ей безразличен.

А Медведь... рассказывает девушке об истории своего превращения из зверя в человека и о драматических последствиях, связанных с поцелуем настоящей любви.

Правда, признался он после страшной ссоры с Принцессой, после чего она "заприсягнулась выйти замуж за первого встречного» - им оказался Министр-администратор (неподражаемый Андрей Миронов. Помните его песню про бабочку? "А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк...")

Во время обряда венчания Медведь прерывает его, признается Принцессе во всем и отказывается от любимой навсегда.

Волшебник, конечно же, тоже оказавшийся в трактире, все это видел.

Он страшно разочарован. Происходит его разговор с Медведем, когда Волшебник говорит ему жёсткие слова:

«Х о з я и н. Как ты посмел не поцеловать ее?

М е д в е д ь. Но ведь вы знаете, чем это кончилось бы!

Х о з я и н. Нет, не знаю! Ты не любил девушку!

М е д в е д ь. Неправда!

Х о з я и н. Не любил, иначе волшебная сила безрассудства охватила бы тебя. Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?

М е д в е д ь. Я отказался от нее.

Х о з я и н. Великолепный поступок. А ты знаешь, что всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда все им удается. И ты прозевал свое счастье. Прощай. Я больше не буду тебе помогать. До чего довел… Я, весельчак и шалун, заговорил из-за тебя как проповедник».

-8

Проходит несколько лет. Только узнав, что Принцесса заболела от тоски по своему любимому и готовится к смерти, Медведь решается на поцелуй и своё превращение в медведя: он заключил сделку со знаменитым Охотником, мечтающим застрелить своего "сотого" медведя, чтобы тот тут же пристрелил Медведя, если ему удастся поцеловать Принцессу.

Волшебник специально не пускает Медведя в страну и в свой дом - он считает, что сказки с хорошим концом предназначены для детей, а сказки с грустным концом могут многому научить людей.

Страной вместо Короля, отошедшего от дел, теперь заправляет Министр-Администратор. Принцесса, до которой никому медленно умирает и спокойно говорит о смерти.

"Смерть-то, оказывается, груба. Да ещё и грязна. Она приходит с целым мешком отвратительных инструментов, похожих на докторские. Там у нее лежат необточенные серые каменные молотки для ударов, ржавые крючки для разрыва сердца и ещё более безобразные приспособления, о которых не хочется говорить".

В день смерти Принцессы, в доме оказываются Охотник и Медведь. Медведь и Охотник. Но случается чудо: поцелуй спасает принцессу, а Медведь остаётся человеком. По словам Волшебника, смотрящего на уходящую вдаль пару, «любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем».

Если отзеркалить эту сказку на реальность: от чего, все же, убегал Медведь: от себя или от страха любви? И сколько таких Медведей в реальной жизни, то ли боящихся выйти из зоны привычного комфорта, то ли - снять маску и быть настоящим, то ли - из страха быть отвергнутым (возможно из-за предыдущего отрицательного опыта).

Есть ещё одна категория Медведей, убегающих от любви: трусы, боящиеся сильных эмоций, ответственности, будто завтра объект чувств приедет со шкафьями, шифоньерами и кремами. А может, они никогда не любили по-настоящему и не знают, какое это счастье? Возможно, Медведи еще не знают, ЧТО такое - Любовь? Тогда их просто жаль...

Влюблённый человек отличается повышенной энергетикой и жаждой жизни.

Да, любовное томление может доводить до меланхолии, а иногда - до пика жизненной активности, когда хочется свернуть горы и, как Маяковский, "рубить дрова, силой своей играючи".

Но если в человеке есть любовь - её никто не отнимет. Цените этот дар свыше.

Перефразируя одного из моих любимых писателей Юрия Полякова:

не используйте лотерейный билет как книжную закладку!

Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.

Помните, что можете оставлять ваши комментарии анонимно, если не хотите раскрывать свое имя) В любом случае, я отвечу на ваш вопрос или комментарий.

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!

Ваша Черубина Стеббль-Гоголева