Задания 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса (автор Ю. Н. Макарычев)

Свойства числовых неравенств

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б. Суворова под редакцией С. А. Теляковского предлагаю вспомнить свойства числовых неравенств.

Задание 747:

Пусть m, n, p и q — некоторые числа, причём m > p, n > m, n < q. Сравните, если это возможно, числа p и n, p и q, q и m. При сравнении чисел воспользуйтесь координатной прямой.

Решение:

В главе IV §10 п. 29 учебника на странице 165 учебника даётся теорема: если a > b и b > c, то a > с.

Доказательство этой теоремы приводить не будем — это уже сделали авторы учебника. Мы просто начертим координатную прямую и в соответствии с условием задачи расставим на ней точки:

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б.

Точка m находится правее точки p, n — правее точки m, а n лежит левее точки q.

На рисунке мы видим, что точка p находится левее точек n и q, следовательно p < n и p < q.

Точка q находится правее точки m, следовательно q > m.

Ответ: p < n, p < q и q > m.

Задание 749:

Какими числами (положительными, отрицательными) являются a и b, если известно, что верны неравенства:

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б.-2

Решение:

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б.-3

В главе IV §10 п. 29 учебника на странице 166 учебника даётся теорема: если к обеим частям неравенства прибавить одно и то же число, то получиться верное неравенство.

Доказательство этой теоремы приводить не будем — это уже сделали авторы учебника. Мы просто воспользуемся ей для решения.

В данном случае к обеим частям неравенства добавлено одно и то же число – 3, но при этом b больше четырёх, следовательно, исходя из теоремы, число a тоже будет больше четырёх — ведь оно больше, чем b.

Все числа, которые больше четырёх, являются положительными числами, поэтому числа a и b тоже положительные.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б.-4

В данном случае к обеим частям неравенства добавлено одно и то же число – 8, но при этом a меньше минус двенадцати, следовательно, исходя из теоремы, число b тоже будет меньше минус двенадцати — ведь оно меньше, чем a.

Все числа, которые меньше минус двенадцати, являются отрицательными числами, поэтому числа a и b тоже отрицательные.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б.-5

В главе IV §10 п. 29 учебника на странице 167 учебника даётся теорема: если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится верное неравенство.

Доказательство этой теоремы приводить не будем — это уже сделали авторы учебника. Мы просто воспользуемся ей для решения.

В данном случае обе части неравенства умножены на одно и то же положительное число 7, но при этом b больше одной второй, следовательно, исходя из теоремы, число a тоже будет больше одной второй — ведь оно больше, чем a.

Все числа, которые больше одной второй, являются положительными числами, поэтому числа a и b тоже положительные.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! На примерах решений заданий № 747 и 749 из учебника по алгебре для 8-го класса авторов Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и С. Б.-6

В отличие от предыдущего задания, здесь a и b умножаются на одно и то же отрицательное число.

В главе IV §10 п. 29 учебника на странице 167 учебника даётся теорема: если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, и изменить знак на противоположный, то получится верное равенство.

Проще говоря, если a и b, умножить на одно и то же отрицательное число, (в данном случае это минус два) без изменения знака на противоположный, то при a > b левая часть неравенства станет меньше правой, а при a < b — большей.

В данном случае левая часть неравенства больше правой, следовательно, a < b (ведь мы же не поменяли знак на противоположный).

Все числа, которые меньше минус одной третьей, являются отрицательными числами, поэтому числа a и b тоже отрицательные.

P. S. К сожалению, даже в восьмом классе некоторые дети (а иногда и их родители) путают знаки «<» и «>». Понять значение знаков может помочь правило: где больше, туда ротик больше. Например:

285 > 163 и 163 < 285.

Независимо от того, слева или справа стоит число 285, ротик раскрыт в её сторону, так как оно больше числа 163.