Хотелось бы рассказать вам, друзья мои об одном удивительном месте Греции- Коринфском канале. Глядя на него, не знаешь, чему восхищаться больше - истории возникновения, инженерному размаху или просто потрясающим пейзажам.
Но это потом, после его посещения ты шерстишь интернет в поисках информации и статистики, а там - ты просто стоишь завороженный и оглушенный какими-то космическими ощущениями.
И еще более обидно, что автобусы и машины проезжают его, даже не притормаживая- как через самый банальный мостик деревенской речки. И получается что туда надо ехать или на своем транспорте или просить водителя ссадить тебя и потом ловить следующий автобус. Греки настолько избалованы обилием раритетов на каждом углу, что особо и внимания не обращают. А ведь место знатное.
В свое время земли, заселенные греками называли Ойкуменой (ойкос- обжитая земля, дом).
Провинции и колонии занимали территории современной Турции, черноморского побережья, Африки, юга Италии, Франции и даже Испании (иначе почему гибралтарский пролив называют Геркулесовыми столпами. Сама Греция находилась в центре Ойкумены и путешествовала, воевала и торговала с окружающим ее миром. Но связывать запад и восток было проблематично- водное пространство перегораживал огромный полуостров Пелопоннес. Мало того- на юге этого полуострова были неспокойные течения и буйные ветра (ох, сколько богатства хранит там Посейдон!) А на севере вся эта громадина соединена с сушей маленьким перешейком.
Всего 6 км грунта отделяют Эгейское море от Ионического. Но именно эти несчастные 6 км заставляли моряков пускаться в опасное плавание на 200 миль длиннее (это чуть больше 370 км) Ну и где справедливость? Из-за какой-то полоски суши у купцов теряется трафик, товарооборот, прибыль в конце-концов! А как такую проблему нам объясняет экономист Маркс: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым...» И корабли стали таскать посуху, аки по воде.. Греция, будучи родиной демократии, не жаловалась на отсутствие рабов и не стеснялась их эксплуатировать. Это в России ужасались, глядя на бурлаков, тянущих по воде корабли под уныло-мощную "Дубинушку" Но думаю, это был просто санаторий по сравнению с волоком кораблей в +40 по суше и в гору (высота кряжа доходит до 76 метров над уровнем моря).
Справедливости ради-подобие дороги там проложили. Плитами выложили колейную дорогу-диолокс.
Рабы загружали корабли на специальные повозки, к которым были приделаны деревянные колеса и тащили такую повозку с одного берега на другой. Для большего скольжения колею обильно смазывали жиром.
Можно только представить, что подобная транспортировка обходилась купцам не дешево. Прибавьте к этому таможенные сборы и портовые пошлины и вы поймете, что город Коринф, расположенный в столь стратегически-прибыльном месте — богател неподецки. Отдельную статью доходов в казну города давали также купцы и члены экипажей выжидая транспорта их судов через перешеек. В городе многие из них предавались роскошной и распущенной жизни. Помимо развлечений они делали подарки на храмы и приносили жертвы языческим богам. Все это превратило Коринф в один из богатейших городов древнего мира, в известный и развращенный город, где встречались и смешивались пороки Востока и Запада. А раз существует спрос на порок, город позволяет себе построить храм Афродиты аж в тысячу жриц, где разврат был возведен в религию.
До сих пор в Греции в ходу неприличная поговорка: «волосинка (женского полового органа) —двигает корабли»- смысл которой становится понятен только знающим историю Коринфа. Недаром апостол Павел, пришедший в Грецию проповедовать новое учение Христа- в попытке нравственного очищения посвятил аж два послания коринфянам.
Но вернемся к каналу.
Справедливости ради- идея прорытия водной артерии существовала давно. Очень давно. Первая попытка строительства была предпринята еще в VII веке до н. э. Периандром. О возможности прокладки канала думал Деметрий Полиоркет в 307 году до н. э. Но и он оставил эту мысль. Затем это пытались сделать Юлий Цезарь и Калигула. Потом рытьем канала серьезно занялся Нерон и даже нагнал 6 000 рабов, но эта попытка провалилась, когда Нерону пришлось вернуться в Рим, где вспыхнуло восстание против него. Вскоре Нерон умер и проект закрыли. В следующие годы Ирод Аттик и позже византийцы старались пересечь перешеек. Но и их усилия не увенчались успехом. То же самое можно сказать о венецианцах, которые начали рытье, но вскоре опять сдались.
Коринфский канал сегодня все-таки существует. Как было в конце концов завершено строительство?
После Греческой революции в 1821 году первый президент Греции Иоаннис Каподистрия увидел значение Коринфского канала для развития Греции. Он поручил проект французскому инженеру, но опять — на этот раз по экономическим причинам — пришлось отказаться от проекта.
В конце концов, после открытия Суэцкого канала, греческое правительство (в ноябре 1869 года) издало закон о «прорытии Коринфского перешейка». Интересно заметить, что были предложены три разные трассы, но та, которую выбрали под конец, совпадала с линией, определенной инженерами Нерона.
Автором проекта был сам Фердинанд Мари виконт де Лессепс, знаменитый автор проекта Суэцкого канала. Строительство канала было начато французской компанией, которая прекратила работу из-за финансовых трудностей, так и не закончив работы. Греческая компания во главе с греческим банкиром и филантропом Андреасом Сингру подхватила проект и закончила объект в рекордные сроки. Эксплуатация канала началась в 1893 году.
В продолжение приблизительно десяти лет было занято около 2 500 рабочих, которые пользовались самыми лучшими доступными в то время машинами. Они вырыли приблизительно 930 000 кубических метров земли и камня.
Длина канала составляет примерно 6 километров. В некоторых местах его склоны достигают высоты в 76 метров над уровнем моря. На уровне моря ширина канала составляет 25 метров, а на дне моря — 21 метр. Чрезвычайная работа прорытия Коринфского перешейка была завершена, и 7 августа 1893 года было устроено торжество по случаю открытия.
Но на этом злоключения канала не закончились. Во время второй Мировой войны отступающая греческая армия и помогавшие ей английский и ново-зеландский корпуса отступали на юг, что бы эвакуировать иностранных лигионеров. Преследующие их фашисты десантировались с парашютами и захватили канал. Этот неожиданный штурм с воздуха полностью застал врасплох обороняющихся. После короткого яростного боя взвод саперов захватил и разминировал мост, взяв 80 пленных и захватив 6 пушек Бофорс. Взрывные заряды не были вынуты, поскольку при необходимости отступать немцы планировали взорвать мост. Такой ситуации не возникло, но сразу после захвата моста его начала обстреливать одна пушка Бофорс с расстояния 250 м. Один из снарядов случайно попал во взрывной заряд, и мост взлетел на воздух, похоронив под собой остатки людей.
Восстановили канал и мосты только в 1948 году.
Сам по себе Коринфский канал напоминает больше горный каньон, нежели судоходное жерло. Это естественные известняковые образования, которые в итоге и сыграли с Коринфским каналом злую шутку. Из-за постоянных оползней и размытия стен появилась опасность для судоходства.
Более того, его экономическое значение утратилось с приходом в новый мир усовершенствованных океанских кораблей, достигающих в ширину двадцать и более метров. В настоящее время Канал превратился в туристический аттракцион, по которому курсируют небольшие круизные лайнеры, прицепленные к буксиру, а также проплывают маленькие туристические катера.
Часто здесь проводятся всякие зрелищные соревнования или шоу,
устраиваются различные соревнования
а так же его облюбовали любители экстрима. В связи с популярностью водного каньона многие каскадеры мечтали совершить прыжок через пропасть и попасть на другой берег. Впервые такое действие удалось выполнить каскадеру из Австралии Роббу Мэддисону.
В 2010 году он, разогнавшись до скорости 125 километров в час, на мотоцикле марки "Хонда" пролетел, как птица на высоте 85 метров через пропасть канала. Так же хочу поведать, что в период с начала мая по конец сентября есть возможность прыгнуть со страховкой с высоты семьдесят восемь метров.
На Пелопоннесе это самый популярный аттракцион. Высота прыжка регулируется в соответствии с запросами туриста, но обычно люди любят получать всю тонну адреналина, касаясь головой воды. По выходным дням проходит инструктаж для новеньких, кто еще никогда не пробовал свободный полет, с привязанной к ногам веревке. К сожалению я не смогла вставить видеоролик, но он тут https://www.youtube.com/watch?v=-C-3i5bJciw Но это еще не все.
Греческое правительство намеревается создать на месте археологических раскопок, в районе канала, развлекательный парк, используя архитектурные античные постройки храма Геры, дорогу тех времен, останки порта и Древний Коринф. Туристы будут не только восхищаться творениями греческих предков, но и играть в "жизнь" по сценарию древних мифов и легенд.
Этот материал я пишу с одной целью. Дорогие друзья, будущие туристы. Знайте, что в Греции, помимо пляжей и Акрополя есть очень много не менее зрелищных уголков. Коринфский канал является одним из самых фотогеничных на греческой земле: вокруг тебя высь неба, мощь земли и сразу два моря бирюзы. И ты стоишь на том месте, где мечта целой цивилизации прошла через века и воплотилась в реальность.