Окна Роста - это серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. «Окна РОСТА» - специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции.
Человека, приехавшего в Москву в конце голодного 1919 года, обычно поражали плакаты.
Он шел по заснеженным, безлюдным улицам, взбираясь на сугробы, спотыкаясь об оборванные трамвайные провода, шел вдоль грязных, закопченных домов, из окон которых торчали железные трубы времянок (их тогда называли «буржуйками»), мимо пустых витрин магазинов, с веером трещин от ударившей в стекло пули.
И вдруг в одном из магазинных окон яркие плакаты, короткие рифмованные подписи под рисунками, призывы и лозунги на самые животрепещущие темы политической жизни страны, а рядом телеграфные известия, последние сводки с фронта.
Перед прохожими вста вала выразительная, очерченная одной контурной линией и покрашенная в красный цвет фигура красноармейца. От красноармейца с винтовкой врассыпную бежали неуклюжие фигурки в огромных сапогах со шпорами: белые генералы.
В каком бы настроении ни был этот человек, смотря на плакаты, читая хлесткие подписи, он не мог сдержать улыбки; на душе становилось веселее. Москвичи привыкли к этим плакатам называли их «Окнами Роста».
Роста - Российское телеграфное агентство. В то нелегкое время, когда не хватало бумаги и типографии не работали, «Окна Роста» заменяли газету, радио, сатирический журнал, и около окон с плакатами всегда стояла толпа. Но немногие знали, что плакаты бы ли сделаны Маяковским. Сам он вспоминал, что нарисовал около трех тысяч плакатов, но сохранилось, к сожалению, меньше половины из них.
Маяковский тогда работал в Xyдожественном отделе Росссийского телеграфного агентства, по существу он возглавлял этот отдел. Вместе с ним работали художники Черемных, Малютин, Лавинский, Моор, Нюрен- берг.
«Вспоминаю, отдыхов не было. Работали в огромной, нетопленной, сводящей морозом (впоследствии выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской Роста, Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности, клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься, и,поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова....»
-вспоминал Маяковский о работе.