Найти в Дзене

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Социальное проектирование — это особый вид инновационной полифункциональной деятельности, посредством которой вносятся позитивные изменения в развитие социума, перестраивается система организации социальной работы. Социальный проект содержит собственно описание конкретной проблемной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и этапов их реализации. Для проведения данных оценок важно понимать структуру конечного продукта. Структурно проект включает: · анализ сложившейся ситуации; · выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы; · постановку целей деятельности и конкретных измеряемых и достижимых задач; · характеристику планируемых действий и ожидаемых результатов; · способ оценки результатов; · бюджет. Социальный проект может быть представлен и в других вариантах, содержать другие структурные разделы: · постановка проблемы; · цели и задачи проекта; · методы, применяемые в проекте; · место, время (сроки) реализации проекта; · участники проекта; · план мероприятий

Социальное проектирование — это особый вид инновационной полифункциональной деятельности, посредством которой вносятся позитивные изменения в развитие социума, перестраивается система организации социальной работы.

Социальный проект содержит собственно описание конкретной проблемной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и этапов их реализации.

Для проведения данных оценок важно понимать структуру конечного продукта. Структурно проект включает:

· анализ сложившейся ситуации;

· выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы;

· постановку целей деятельности и конкретных измеряемых и достижимых задач;

· характеристику планируемых действий и ожидаемых результатов;

· способ оценки результатов;

· бюджет.

Социальный проект может быть представлен и в других вариантах, содержать другие структурные разделы:

· постановка проблемы;

· цели и задачи проекта;

· методы, применяемые в проекте;

· место, время (сроки) реализации проекта;

· участники проекта;

· план мероприятий, включающий:

а) действия;

б) сроки;

в) ответственных;

г) ресурсы;

д) планируемые результаты;

е) фактическое исполнение;

7) оценку результативности проекта;

8) жизнеспособность проекта (перспективы дальнейшего развития).

В процессе проектирования должна быть проведена оценка на каждом этапе. В основу разработки проекта положена логика действий обучающегося.

1. Опишите конкретную социальную ситуацию, определите проблему, которую вы хотите разрешить данным проектом.

2. Сформулируйте замысел проекта (основное содержание деятельности — комплекс массовых мероприятий, программа, отдельное мероприятие, его специфика).

3. Определите концептуальные основы деятельности (на основе анализа концепции конкретного вида социальной работы, социально-педагогической в том числе, выбрать из нее те идеи и принципы, на которых будет строиться ваш проект, можно также учесть теоретические положения, связанные со спецификой применяемых форм, методов технологий — праздник, тренинг и т. п.).

4. Разработайте модель организации деятельности (определите состав участников, составьте схему организации работы и опишите ее, представьте графическую модель будущей деятельности по реализации проекта).

5. Подробно опишите конкретные этапы реализации проекта (подготовительный, основной, заключительный).

6. Определите, какое участие в организации деятельности будут принимать студенты, волонтеры, другие участники проекта; определите, какие для этого нужны рабочие группы и т. д.

7. Пропишите нормативно-правовую базу проекта (это основные документы разного уровня, в том числе и внутренние, принадлежащие той организации, где будет реализовываться проект, которые следует иметь в виду при организации вашего мероприятия).

8. Продумайте кадровое обеспечение (кто будет работать в ходе подготовки и реализации мероприятия, их функции, конкретные задачи и задания).

9. Составьте программно-методическое обеспечение реализации проекта (методическая педагогическая, психологическая, правовая литература, другие источники информации, которыми вы воспользовались при написании сценарного хода мероприятия).

10. Опишите экономическое обеспечение (ресурсы, бюджет, потенциальные доноры проекта).

11. Ожидаемые результаты (они должны быть конкретными, так, чтобы их можно было проверить и оценить, следует указать методики диагностики результативности).

Социальный проект может быть выполнен в виде программы социальных действий. Структура программы содержит:

1) паспорт программы:

• название программы;

• цель программы;

• задачи программы;

• заказчик программы;

• разработчик программы;

• участники программы;

• этапы и сроки реализации программы;

• объем финансирования программы;

2) основные понятия и термины;

3) основные положения программы:

• введение (общая характеристика программы);

•характеристика проблемы (анализ причины возникновения, последствия, тенденции развития проблемы; обоснование необходимости разработки программы);

• цель и задачи;

• основные пути решения проблемы;

• сроки и этапы реализации программы;

• система программных мероприятий (в виде таблицы);

4) обеспечение реализации программы:

• правовое обеспечение;

• организация управления реализации программы;

• ресурсное обеспечение;

5) ожидаемый социальный и экономический эффект от реализации программы.

Формирование адекватного механизма оценки эффективности невозможно без правильного подбора, точной формулировки показателей эффективности.

Однако отсутствует единый научно обоснованный механизм выбора показателей и инструментария для оценки эффективности социальных проектов.

Тем не менее ключевые показатели эффективности должны быть четко определены, достижимы и поддаваться количественной оценке в соответствующей форме и в рамках определенных параметров для того, чтобы быть полностью пригодным для данной организации, проекта. Необходимо учитывать, что в социальной сфере выделяют экономическую и социальную эффективность.

Для социальных организаций и проектов важно наличие социального эффекта.

Социальный эффект — это вид, форма и содержание произошедшего социального изменения.

Социальные последствия — это изменения одного или нескольких из следующих факторов:

· образа жизни людей (социальный бэкграунд);

· культуры ( культурный потенциал);

· среды, включая качество воздуха и воды используют люди (экологический ландшафт);

· здоровья и благополучия (социальное здоровье) и др.

Как позитивные, так и негативные социальные эффекты обладают следующими характеристиками:

1) масштаб;

2) продолжительность;

3) величина;

4) частота проявления эффекта.

Показатели следует разрабатывать на этапах планирования проекта. Однако естественно, что в ходе реализации проекта могут появляться дополнительные индикаторы.

Все лица, участвующие в планировании, осуществлении и анализе социального эффекта проекта, должны быть вовлечены в разработку показателей.

Рассмотрим подробнее этапы разработки показателей.

Этап 1: сбор идей. Отправной точкой для разработки показателей эффективности является цель и задачи проекта. Необходимо решить, как можно доказать, что цель проекта достигнута. На этом этапе главное — собрать идеи, не обсуждая их. Также на этом этапе важно определить основные информационные потребности и ожидания заинтересованных сторон.

Этап 2: структурирование и уточнение идей. Идеи консолидируются, принимаются или отклоняются по мере необходимости. Некоторые цели и задачи проекта могут быть зафиксированы с помощью одного показателя, например с использованием количественных характеристик. Примером может служить число молодых людей, трудоустроенных после участия в проекте. Напротив, для достижения более сложных целей проекта обычно требуется больше показателей, зачастую опирающихся одновременно на качественные и количественные показатели. На этом этапе также важно определение баланса количественных и качественных данных.

Этап 3: разработка и выбор показателей.

Научно-практическим сообществом выработаны следующие общие критерии отбора показателей эффективности проекта:

1) соотнесенность с целями и задачами программы или проекта — показатели должны быть целесообразны;

2) важность для организации проекта — показатели должны быть значимыми;

3) доступна для понимания — показатели должны быть понятны;

4) возможность сбора достоверных данных для расчета показателей — показатели должны быть достоверны, точны и надежны;

5) соотнесенность с затратами — показатели должны быть экономичны;

6) показатели должны полно отражать эффективность организации и проекта.

Также для выбора важно, что каждой цели или задаче присваивается, по крайней мере, один показатель.

Для проведения оценки также необходимо собрать исходные данные. Исходные данные предоставляют информацию о первоначальной ситуации до начала проекта. Без базовых показателей невозможно определить, был ли достигнут прогресс или какие результаты были достигнуты вашим проектом.

Как отмечалось выше, определение эффекта от реализации проекта и программы производится на этапе разработки и далее отслеживается на всех стадиях их выполнения.

Используемые методы расчета, критерии определяются имеющейся информацией и степенью точности обоснования.

В ходе разработки проекта его эффективность определяется как проектная расчетная величина:

где Э — эффективность, Р (з.) — результат запланированный, Р (п.) — результат полученный.

Критериями оценки социальных проектов на уровне деятельности социальной службы, организации могут быть:

· планируемое соотношение собственных и привлеченных ресурсов, ориентированность на продолжение данной деятельности на основе собственных ресурсов учреждения;

· конкретность механизмов и средств осуществления проекта;

· использование новых путей и методов реализации проектов;

· привлечение дополнительных внебюджетных источников;

· степень участия в проекте общественности, населения, волонтеров;

· достижимость ожидаемых результатов;

· долговременность воздействия на проблему.

Возможными критериями и показателями оценки эффективности социальных проектов на уровне деятельности специалиста социальной работы могут быть критерии эффективности (показатели эффективности деятельности):

1) совершенствование среды (количество человек, принимающих участие в программах, количество партнеров, количество мероприятий);

2) изменение общественного мнения (количество публикаций, теле- и радиопрограмм по проблеме, количество контактов клиентов в ходе посреднической деятельности);

3) удовлетворенность потребностей и интересов клиентов (количество опросов по уточнению потребностей клиентов, количество предоставляемых услуг, виды предоставляемых услуг, качество предоставляемых услуг, расширение сферы деятельности (службы, специалиста));

4) усиление навыков и способностей (в зависимости от компетентности формируемых характеристик (например, использование тестов или результатов тестирования по измерению показателей социальной компетенции подростка: посещение школы, успеваемость, общение со сверстниками, взрослыми и др.)).

-2