Отношения с детьми – одна из самых распространенных проблем, с которой люди обращаются на линию экстренной психологической помощи. Самые любимые и сладкие карапузы, взрослея могут создавать ситуации, в которых родителям остается только развести руки от растерянности. А после мучаться вопросом: Откуда? Ведь его (ее) никто так не воспитывал!
А мамам-подругам, в беседах на кухне остается только гадать: может быть все-таки гены далекой прабабушки? Или действительно, что-то не объяснили, где-то недолюбили брыкающееся чадо?
-Телефон доверия. Здравствуйте.
Мне отвечает женщина. Она не молода, ей примерно 60, но вопрос ее касается такой непростой темы, как взращивание подростка…
Наша абонентка прожила не простую жизнь, полную труда. К материальным лишениям и дефициту относилась с аскетичной мудростью, а вот человечность – очень ценила. Слова «любовь» и «дружба» никогда не были для нее пустым набором букв. Может быть, поэтому удалось, в этой переменчивой жизни, создать и сохранить теплые чувства с супругом и пронести через всю жизнь глубокую привязанность к единственной подруге.
В отличии от абонентки, у подруги были дети, вернее единственный сын. Повзрослев, встал он на покатый путь тесной дружбы с зеленым змием. Пробовали бороться – все в пустую. В компаниях «по интересам» встретил он избранницу. Довольно быстро случилась у них дочь, Аленка.
Аленка была не нужна своим родителям. Совсем не нужна. Не моргнув и глазом, они дали свое добро на то, чтобы воспитанием занялась бабушка. А сами продолжили кутить эту жизнь. Вскоре жизнь обоих оборвалась самым печальным, но закономерным образом: отец Аленки был yбит в драке, а мать нашли без признаков жизни к канаве голую и в синяках.
Два года девочка прожила с бабушкой. Но, толи горе, то ли «время пришло», ушла из жизни и она – единственный кровный родственник Аленки и дорогая подруга нашей абонентки.
Преданность близкому человеку не позволила нашей героине отдать девочку в детский дом. Понимая, что годы идут на закат, что не имеет опыта воспитания, все-таки взяла она Аленку в свою семью. И как всегда, с чувством ответственности, принялась ее воспитывать.
Еще маленькой девчушке пыталась она донести сложные вещи через сказки. Позже подсовывала книги, после прочтения которых, можно было поговорить «о важном».
Большое внимание уделяла учебе девочки. Если чувствовала, что сама не понимает, разбиралась в материале вместе с приемной дочкой, но никогда не пускала на самотек. Хотела быть примером.
Так же считала абонентка, что и вне школы чадо должно развиваться: в жизни Аленки были секция плавания (для здоровья тела) и балетная студия (для развития духа).
Все шло хорошо ровно до 10 лет. В этом возрасте появились первые прогулы школы. Абсолютно беспричинные. К 12 Аленка уже могла просто отказаться идти в школу так как, например, хотела спать. Абонентка в том возрасте осознала, что ее влияние на девочку стремится к 0 и никакие беседы не давали результата.
В 13, уже женственная девчушка, заявила, что состоялся у нее сексуальный дебют и с этого дня она планирует жить половой жизнью! Никаких возражений и вразумлений она не принимала, закрывая дверь своей комнаты перед носом абонентки.
В 15 Аленка гуляла там, где хочет, с кем хочет и сколько хочет. Выпивала и открыто курила. Состояла на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А приемная мама – бабушка была в наитеснейшем и крайне нервном контакте с органами опеки. Те, вроде бы и понимая, что для девочки в семье делался максимум, но все-таки указывали на ту реальность, в которой живет ребенок. Считали ее недопустимой и грозили с позором изъять из семьи и поместить девочку в детский дом.
В состоянии полного отчаяния и звонила нам абонентка. И все задавала разрывающие сознание вопросы «Неужели я ее так воспитала? Или все-таки гены?»