Найти в Дзене

Смерть и погребение в Священном Писании — часть 3

В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти. Часть 1.
Часть 2. В Священном Писании есть несколько особенностей, связанных с похоронами. Во-первых, можно заметить волнения, переживания в связи с похоронами — некая боязнь остаться не погребенным, причем место погребения играет существенную роль: «И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему» (Быт 47: 29–30). Иаков также заповедует: «…я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, котора

В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти.

Часть 1.
Часть 2.

Похороны в Ветхом Завете

В Священном Писании есть несколько особенностей, связанных с похоронами.

Во-первых, можно заметить волнения, переживания в связи с похоронами — некая боязнь остаться не погребенным, причем место погребения играет существенную роль: «И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему» (Быт 47: 29–30). Иаков также заповедует: «…я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения» (Быт 49:29–30).

Место для погребения в Ветхом Завете — это пещера. Можно вспомнить библейский рассказ о том, как Авраам приобрел пещеру Махпела для погребения (см.: Быт. 23). Поэтому гробница в виде пещеры наиболее характерна для ветхозаветной традиции. Это могла быть естественная или искусственная пещера недалеко от города. Трупы умерших помещались на каменные выступы в погребальной пещере. Чтобы освободить место для новых захоронений, кости складывали вдоль стен или перемещали в боковые камеры. Таким образом, пещера могла стать или семейной усыпальницей или братской могилой. Люди с достатком имели возможность быть упокоенными в семейной могиле.

-2

Дело погребения умерших почиталось как благочестивое и богоугодное. Так, например, Товия перечисляет погребение убитых царем Сеннахеримом в контексте других добрых поступков: «Во дни Енемессара я делал много благодеяний братьям моим: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стену Ниневии, погребал его. Тайно погребал я и тех, которых убивал царь Сеннахирим, когда, обращенный в бегство, возвратился из Иудеи. А он многих умертвил в ярости своей. И отыскивал царь трупы, но их не находили». (Тов. 1: 16–18).

Нельзя обойти вниманием также и ветхозаветное восприятие смерти в контексте учения о ритуальной чистоте. Согласно книге Чисел, которая посвящена ритуальной, культовой стороне жизни еврейского народа, «кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней» (Числ. 19: 11).

Вся 19-я глава примечательна, так как именно в ней регламентируются все подробности в связи с прикосновением к умершему.

-3

Относительно ветхозаветных погребальных ритуалов можно судить только косвенно. Так, в описании смерти Иакова в книге Бытия говорится, что когда умер Иаков, «Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт. 50: 1–3).

То, что Иосиф плакал над своим отцом и целовал его, можно расценить как общечеловеческое проявление горя от утраты близкого человека. В то время как Г. И. Шиманский трактует этот стих как указание на ритуалы, совершаемые при смерти близкого: «Иудеи закрывали глаза умершему и лобызали его труп (Быт. 50, 1)». Оплакивание, с другой стороны, можно понимать не только как проявление естественных человеческих чувств, но и ритуалистически, ведь известно, что на похороны нанимали специальных плакальщиц. Таким образом, оплакивание умершего можно понимать как обрядовое, ритуальное действо.

Как представления о смерти (богословские идеи, связанные со смертью человека — вера в воскресение, бессмертие души и т. д.) развивались постепенно, так и обряды, связанные со смертью и похоронами, появляются не сразу.

То, что мы сейчас называем гробом, представляло собой не что иное, как носилки. Умершего несли в пещеру для захоронения на носилках, и люди могли шествовать вслед за траурной процессией (См.: 2 Цар. 3: 31).

Конец третьей части.
По материалам портала Богослов.