Всем известен классический и даже анекдотичный сюжетный поворот в детективах средней руки, когда убийцей оказывается дворецкий или садовник. Реже — горничная. Роль прислуги важна не только в домах богатых господ, но и в мире большого кино, часто исследующего, как наличие обслуживающего персонала подчеркивает классовое неравенство. Или как жизни прислуги и их нанимателей тесно переплетаются друг с другом. Не всегда — к добру. Рассказываем про фильмы, в которых обслуживающий персонал — не безликий фон богачей, а главные действующие лица значимых сюжетов.
Также предлагаем вам ознакомиться с нашей подборкой лучших фильмов про нянь.
«Достать ножи»
Комедийный детектив Райана Джонсона оказался до того успешным, что разросся до полноценной франшизы. В центре истории — несколько эксцентричный, немногословный частный детектив Бенуа Блан (Дэниел Крэйг). После внезапной смерти известного автора детективов и в то же время пожилого патриарха (Кристофер Пламмер) зажиточной семьи Тромби он берется за расследование дела. В числе подозреваемых оказываются близкие усопшего: разбалованные дети, инфантильные внуки. Но не остается без внимания проницательного Блана и прислуга в лице служанки-иностранки Марты (Ана де Армас) — девушки, чья скромная внешность обманчива.
Джонсон снял мультижанровый проект-издевку, в котором находится место классовой сатире на богатых и их слуг, пародии на классический детектив и даже семейной комедии. Ставка постановщика сработала — картина снискала большой кассовый и наградный успех. При бюджете в 40 млн долларов ей удалось собрать в прокате больше 300 миллионов. А права на продолжение серии за 400 млн выкупил Netflix. Сиквел вышел в 2023-м, а триквел ожидается в 2025-м. И неизменно каст составляют голливудские звезды. Также картина была отмечена различными наградами, в том числе номинацией на «Оскар» за оригинальный сценарий и тремя номинациями на «Золотой глобус».
«Прислуга»
Если проект Райана Джонсона — исключительно плод личного воображения автора, то «Прислуга» является адаптацией одноименного книжного бестселлера Кэтрин Стокетт. История разворачивается на юге США в 1960-е годы на фоне движения за гражданские права темнокожего населения. Главные героини — служанки-афроамериканки Эйбилин (Виола Дэвис) и Минни (Октавия Спенсер), работающие в разных домах зажиточных белых американок. На работе они сталкиваются с кардинально разным отношением к себе: от пренебрежительного неуважения до заботы и благодарности. Их глазами мы смотрим на мир того времени: противоречивый, во многом несправедливый, но не лишенный человеческой отзывчивости и поддержки.
Драма режиссера Тейта Тейлора не представляет прислугу в демонизирующем образе людей, от которых стоит ждать опасности, и не лишает их ярких личных характеров. Напротив, и фильм, и книга уравнивают героинь в правах с хозяевами домов, игнорируя расовое неравенство. «Прислуга» — фильм с завидными актрисами в главных ролях: Джессика Честейн, Эмма Стоун, Брайс Даллас Ховард и не только. При бюджете в 25 млн долларов картина сумела окупиться в десять раз. Не прошли мимо фильма и главные кинопремии мира: от «Оскара» и «Золотого глобуса» до премий различных кинематографических гильдий США.
«Фаворитка»
Ироничную историческую мелодраму поставил грек Йоргос Лантимос, который всегда особенно внимателен к женским персонажам. В «Фаворитке» все три центральные героини подобраны с ювелирной точностью, а сыгравшие их Оливия Колман, Эмма Стоун и Рэйчел Вайс впоследствии были отмечены множеством номинаций на престижных премиях. Сюжет картины вольно переосмысливает отношения реальных исторических фигур — двоюродных сестер: Сары Черчилль, герцогини Мальборо, и Эбигейл Хилл. Родственницы соперничают за престижную роль личной фаворитки королевы Анны — первого монарха соединенного Королевства Великобритании. Ради манящей цели сестры идут на всё, оказываясь втянутыми в подковерные интриги и переманивая на свою сторону не только приближенную к Ее Величеству знать, но и дворцовую прислугу.
В «Фаворитке» оригинальный стиль режиссера накладывается на исторический сюжет, в котором находится место и комедии (героини Стоун и Вайс анекдотичны в своем соперничестве), и трагедии (фигура королевы Анны оказывается самой драматичной во всей истории). Любопытно, что сценарий «Фаворитки» был написан еще в 1998 году и дожидался своего часа 20 лет. В 2018-м картина стала одним из главных событий киносезона, а Американский институт кино включил ее в десятку лучших фильмов года.
«Паразиты»
Едва ли не самый титулованный азиатский фильм последнего десятилетия. Южнокорейское чудо и проект, который изменил современную киноиндустрию. «Паразиты» стали первым не англоязычным фильмом, взявшим «Оскар» в категории «Лучший фильм». А свое победное шествие лента начала с громкого триумфа в Каннах.
Режиссер Пон Джун-хо рассказывает историю обычной сеульской семьи, живущей на нижней социальной ступени. Однажды у них появляется шанс устроиться работать прислугой в дом зажиточной пары с ребенком, которой нужны помощники в доме, гувернантка для сына и личный водитель. Однако появление чужаков нарушает привычный уклад не только богатой семьи, но и тех, кто работал у них прежде и связывал личные секреты с их домом. Постепенно противостояние всех со всеми достигает предела и оборачивается страшной трагедией. «Паразиты» пытаются выступить трибуной, предоставляющей право голоса и тем, и другим: богатые объясняют свое желание дистанцироваться от бедности, а бедные настаивают на необходимости быть услышанными и не оказываться в изоляции.
«Роман служанки»
Ретро-мелодрама о британских нравах в разгар ревущих двадцатых годов прошлого века. В центре истории — молодая Джейн (Одесса Янг), устраивающаяся работать горничной в обеспеченную лондонскую семью. Но рабочие будни быстро перерастают в историю любви, когда между Джейн и Полом (Джош О’Коннор), наследником ее работодателей, вспыхивает страстный роман. Вопреки сильным взаимным чувствам молодых людей, представить их союз решительно невозможно — слишком велика классовая пропасть между ними. Но один удивительный день изменит всё, включая судьбы главных героев-романтиков.
«Роман служанки» — экранизация книги «Материнское воскресенье» британского романиста Грэма Свифта. Мировая премьера картины состоялась в рамках Каннского кинофестиваля в 2021 году. Повествование в фильме устроено хитрым образом, поскольку в будущем Джейн станет писательницей, так что перед нашими глазами разворачивается любопытный байопик о становлении автора.
«Дворецкий»
В основанном на реальных событиях драматическом фильме Ли Дэниелса главную роль исполняет оскаровский лауреат Форест Уитакер. Жену центрального персонажа играет известная телеведущая и продюсер Опра Уинфри, для которой съемки в кино не такое уж частое занятие.
Картина рассказывает о судьбе дворецкого Сесила Гейнса, проработавшего в Белом доме более полувека. Начав в детстве с работы на плантациях, Сесил дошел до статуса важного свидетеля главных закулисных событий политической жизни Америки. Будучи дворецким сразу нескольких президентов США, он обладал уникальной возможностью наблюдать за тем, как менялась страна и благодаря чему первые лица государства достигали своих целей. На фоне работы Сесила разворачивается его непростая семейная жизнь. Если сам герой принял путь ненасильственного сопротивления расовой дискриминации, то его сын Луис присоединился к партии «Черные пантеры», воинственно отстаивающей социальное равенство темнокожего населения. Личная трагедия Сесила, оказавшегося между сложным моральным выбором, отражает амбивалентность самой жизни, то и дело заставляющей нас сомневаться в верности принятого решения и выбранного пути.
«Дневник горничной»
Франко-бельгийская экранизация одноименного романа писателя Октава Мирбо, третья по счету и наиболее точная по отношению к оригинальному тексту произведения. Мировая премьера картины состоялась на 65-м Берлинском фестивале. В центре истории — своенравная и острая на язык горничная Селестина (Леа Сейду), которая долго не может ужиться на одном месте, постоянно меняя работодателей. Но вот она поступает на службу к паре сельских помещиков Ленлэр в Нормандии. Однако и здесь Селестине не найти покоя: хозяйка дома (Клотильд Молле) постоянно донимает служанку мелкими придирками, а ее супруг (Эрве Пьер) беспардонно пристает к ней.
Селестина пытается противостоять скверному семейству, параллельно влюбляясь в молодого конюха Жозефа (Венсан Линдон), который отвечает ей взаимностью. Но скоро этот роман омрачают сразу несколько обстоятельств. Во-первых, Жозеф состоит в любовных отношениях с хозяйкой дома. Во-вторых, придерживается грубых антисемитских взглядов. А в-третьих, становится главным подозреваемым в гибели соседской девочки. Селестина пытается разобраться в своих чувствах к Жозефу, а также разгадать, виновен ли он в убийстве ребенка.
«Госфорд-парк»
Еще один сатирический детектив, в котором прислуга играет важную сюжетную роль. Снял картину американский классик Роберт Олтмен, а сценарий для нее написал Джулиан Феллоуз, иронизирующий над ключевыми составляющими авторского стиля романов Агаты Кристи. Впоследствии Феллоуз расширит собственную киновселенную про аристократию 30-х годов прошлого века в культовом сериале «Аббатство Даунтон», шоураннером которого станет.
События «Госфорд-парка» разворачиваются в поместье сэра Уильяма Маккордла (Майкл Гэмбон) и его жены, леди Сильвии (Кристин Скотт Томас). Они собирают на званый ужин аристократов из Америки и Великобритании. Прислуга поместья усердно готовится к принятию богатых гостей. Но запланированное торжество оборачивается внезапной трагедией: хозяин дома обнаружен мертвым, а все новоприбывшие гости становятся подозреваемыми. За расследование преступления берется опытный инспектор Томпсон в исполнении Стивена Фрая.
«Служанка»
Эротическая драма режиссера «Олдбоя» и «Решения уйти» Пак Чхан-ука также посвящена теме мести и возмездия. Только действие ее происходит не в настоящем времени, а в начале прошлого века, когда Южная Корея находилась под властью Японии. По сюжету мошенница Ок Чу, чье настоящее имя Нам Сук-хи (Ким Тхэ-ри), устраивается работать горничной в дом обеспеченной японки Хидэко (Ким Мин-хи). Наставляет Ок Чу коварный плут по прозвищу Граф (Ха Джон-у). В соответствии с его планом подопечная проникает в дом к богатой японке. Впоследствии с ней познакомится и сам Граф. Он женится на ней, а после объявит ненормальной и отправит в сумасшедший дом, присвоив ее богатство.
Но хитрый план рушится, когда в треугольник вклинивается сама судьба. Между героями возникают сложные и обреченные романтические отношения, пережить которые смогут не все из них. «Служанка» основана на романе Сары Уотерс «Тонкая работа». Только в оригинальном тексте события разворачивались в викторианской Англии, а в фильме Пака они перенесены в Японию 1930-х. Картина участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля 2016 года.
«Рома»
Во многом автобиографичная лента Альфонсо Куарона посвящена детству будущего кинематографиста в Мексике. Но рассказана история с точки зрения горничной семейства режиссера, скромной девушки Клео (Ялица Апарисио). Она становится кроткой свидетельницей краха семьи, в которой работает, и взросления чужих детей, а параллельно пытается наладить личное счастье. Но частная история героев разворачивается на фоне массовых студенческих волнений 1971 года.
«Рома» — фильм-воспоминание, похожий на семейный альбом. На его страницах, то есть кадрах, запечатлено время, которое не вернуть, и люди, которых уже нет в живых. Но еще это пронзительное признание в любви к своим близким и опыту, который сформировал самого режиссера. А служанка Клео здесь — важная проводница в мир детства постановщика и ключевая героиня воспоминаний. Картина «Рома» была удостоена главной награды 75-го Венецианского фестиваля, двух «Золотых глобусов», трех премий «Оскар» и ряда других важных призов.
Текст: Елена Зархина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.