Когда нам сказали, что у нас в планах посещение миссий, я плохо представляла себе, что это значит. Оказалось, что мы поедем в Национальный парк Миссии Сан-Антонио (San Antonio Missions National Park). Парк включает пять архитектурных комплексов, все они располагаются по обеим сторонам реки Сан-Антонио и представляют собой религиозные форпосты.
Основание миссий
К началу 18 века, через 200 лет после прибытия Колумба в Новый Свет, англичане, французы и испанцы колонизировали территории Северной Америки. Испанцы называли коренных жителей "коауилтеканцами". Считалось, что коауильтекские народы Южного Техаса и Мексики говорили на одном или родственных языках. Но сейчас лингвисты опровергли это мнение. И слово Coahuiltecan - это просто собирательный термин для языков и народов этого региона. Впрочем, языки и культура коауильтекцев теперь вымерли, как пишут те же лингвисты. Поэтому будем называть коренных жителей индейцами.
Так вот, Сан Антонио начинался с католических миссий, которые были построены для обращения в христианство индейцев. При этом миссионеры учили индейцев ремеслам, языку, навыкам земледелия и животноводства. Пишут, что ещё защищали пришедших жить в миссию индейцев от набегов воинственных племен, но, похоже, индейцы защищали себя сами, так как в каждой миссии было всего по два солдата, которые обучали индейцев обращению с оружием.
Первой была основана миссия Сан-Антонио-де Валеро (в наши дни - Аламо), позже ещё 4 миссии: Миссия Консепсьен, Миссия Сан-Хосе, миссия Сан-Хуан и Миссия Эспада.
Монахи, до того как стать миссионерами, обучались как эффективные менеджеры, чтобы миссии были на самообеспечении. Сначала это не получалось. Но прошло какое-то время, и миссии могли сами себя обеспечивать. Вот только это было невыгодно для властей, так как миссии не платили налогов. Земли миссий стали передаваться разным общинам.
Судьба всех миссий была разной: какие-то использовали военные, какие-то были заброшены, в каких-то продолжали жить.
Вспомнили о них в начале 20 века, когда появилась железная дорога. Потому что тогда появились первые туристы и появились энтузиатсты, которые работали над реставрацией. В результате в 1936 году миссии получили статус Национального Достояния, а в 2015 году - статус Всемирного Наследия Юнеско.
На сегодня этот исторический объект включает архитектурные памятники, археологические раскопки, сельхозугодья, жилые постройки, церкви, амбары и системы водоснабжения. Что касается архитектурных памятников, то можно сказать, что миссии - это пример переплетения испанской культуры и культуры индейцев-каоуильтеков. Даже декоративные элементы церквей сочетают в себе католические символы и эстетические каноны коренных народов.
Предлагаю пройтись по некоторым из них. Вход во все миссии свободный.
Мы посетили три миссии: Миссия Эспада, Миссия Сан-Хосе, миссия Сан-Хуан. Все объекты типичны, отличаются лишь размерами и степенью ветхости. Поэтому я сгруппировала фотографии по темам.
Входы в церковь
В церкви
В церквях слышна музыка - ощущение, что идёт служба.
Мы были там в рождественские дни, поэтому убранство соответствует празднику - много пуансеттии, которую в народе называют "рождественская звезда".
В миссии Сан-Хуан есть небольшая выставочная зона о миссии вообще, но не о миссии Сан-Хуан.
Меня заинтересовали тканые изделия.
Узор этого зеленого самотканого коврика показался мне очень знакомым: у нас в деревне на полу веранды лежит половичок точно с таким же узором:
И этот потертый коврик привлек мое внимание знакомыми солярными знаками. Именно такие элементы применяются в удмуртском ткачестве, в удмуртских деревянных узорах... - везде, где можно что-то украсить.
Где Удмуртия и где Сан-Антонио?... В общем, подумала я, все мы из одного ковчега)))
А в следующей статье мы заглянем не в музейные комнаты, а непосредственно в жилые помещения, узнаем, как жили обращённые в христианство индейцы.