Многие из нас хотя бы раз задумывались о создании собственного бизнеса. А те, кто уже ведет свое дело, нередко размышляют о запуске нового направления. Возникает вопрос: как выбрать подходящую нишу? Ведь правильный выбор может значительно повлиять на успех, прибыль и вашу личную удовлетворённость.
Я часто сталкиваюсь с тем, что предприниматели испытывают трудности именно на этапе выбора ниши. И так как много лет назад я взялась помогать бизнесу, надеюсь моя статья задаст нужное направление всем ищущим.
Привет! Вы на канале финансового директора! Для более тесного знакомства приглашаю вас в свой Telegram канал ➭ Галина Виноградова.
Как же обнаружить ту самую золотую жилу? Расписала для вас 5 простых шагов:
Шаг ❶. Инвентаризация ресурсов: что у нас в загашнике?
Прежде чем штурмовать рынок, взгляните на свои ресурсы. Я говорю не только о деньгах.
Примеры из практики:
• Опыт - наше всё
Моя клиентка была мастером по пошиву одежды. Когда у неё появился ребёнок, она задумалась о новом источнике заработка. И тут, как говорится, “карты сошлись”. Она стала успешным предпринимателем, создав бренд одежды для кормящих матерей. Т.е. её навыки и личный опыт (понимание “болей” клиентов и работа над решением проблем) помогли создать продукт, который идеально отвечал потребностям ЦА.
• Недвижимость работает.
У другого моего клиента была автошкола, но в период пандемии у него осталось много пустующих помещений. Все они были арендованные, а отказ от аренды грозил неустойкой. Вывод: эти помещения надо использовать и желательно с выгодой. Тогда мы посмотрели вордстат, проанализировали рынок и обнаружили растущий спрос на коворкинги (видимо многие не смогли запереться дома и продолжать работать, “сидя на кухне”). Вот и решение - использовать свободные площади под рабочие пространства. К тому же, у автошколы имелся мощный отдел продаж, который перенаправил свои усилия на новые задачи. В итоге клиент остался в плюсе, несмотря на тяжелейшие для бизнеса условия.
• Связи решают.
Если вы уже работали в сфере крупного бизнеса, ваша книга контактов и умение налаживать связи могут стать козырем.
• Личная заинтересованность.
Важно, чтобы вам нравилась выбранная ниша! Ваша увлечённость и стремление превратить хобби в заработок тоже можно рассматривать как ресурс. Вспомните груминг салоны, многие зоомагазины, небольшие кафе и бары, пекарни. Все они рождаются от большой увлечённости.
Навыки, помещения, оборудование, наработанные базы клиентов, партнёрские базы, транспорт, земля, местность и даже климат (особенно в случае с туристическим направлением), всё это может стать вашим секретным оружием.
Шаг ❷. Оценка рынка: что хочет народ?
Теперь надо понять, что происходит на рынке. Какие ниши растут, а какие умирают. На что есть спрос?
Пример: Тут вспомнилась известная история с кроксами. Шери Шмельцер начала украшать эту обувь разными значками и мелкими игрушками, которые идеально крепились в родные отверстия. Вскоре круг общения Шери заинтересовался её идеей. Вместе с членами своей семьи Шери создала интернет-магазин и наторговала на несколько миллионов долларов. А когда об этом узнали в Crocs, то предложили просто выкупить концепцию. Так появились знаменитые “джибитсы”.
Мораль басни: наблюдайте за рынком, ищите тренды и экспериментируйте.
Инструменты для анализа рынка:
• Яндекс.Wordstat: поможет оценить спрос на различные товары и услуги.
• Google Trends: покажет, какие темы сейчас в тренде.
• Отраслевые отчёты и исследования: дадут глубокое понимание выбранной ниши.
Шаг ❸. Генерация идей: соединяем пазл
Теперь пора соединить ваши ресурсы с потребностями рынка и сгенерировать идеи для бизнеса. Например:
Пришли как-то ко мне молодые люди с идеей стартапа. Они хотели продать приложение, которое в режиме дополненной реальности вписывает предметы в изображение с камеры. Сама идея не нова, но с доработками под определённую ЦА оказалась очень жизнеспособной. У разработчиков и вдохновителей было понимание, кого может заинтересовать продукт: мебельщики, дизайнеры, магазины маркетплейсов и т.д.
Шаг ❹. Тестирование гипотез: проверяем идею на прочность
Этот шаг должен уберечь вас от вкачивания денег и ресурсов в первую попавшуюся идею. Взяв пример выше, я предлагаю один из самых эффективных методов тестирования гипотезы - CustDev-интервью. Найдите представителей вашей ЦА и пообщайтесь с ними. Узнайте:
• есть ли у них на самом деле проблема, которую вы обозначили?
• насколько остро она ощущается? • сможет ли её решить ваш продукт\услуга?
• как проблема решается сейчас? • сколько времени и усилий тратится на это?
• сколько инвестиций требуется на решение задачи? И сколько готовы инвестировать на самом деле?
Многие проблемы ЦА может не осознавать. Получив ответы, вы обнаружите почву для принятия решения.
Пример: Мои клиенты (те, что с приложением) провели CustDev с производителями мебели.
Выяснилось, что мебельщики вынуждены создавать карточки товаров с подробным описание размеров. Дополнительно им приходится делать фотографии в интерьере или с другими предметами для демонстрации масштаба. При этом приходится подключать дизайнеров, фотографов и прочих специалистов. А ведь это всё время и деньги.
По факту, в ходе разговора сложилась первичная оценка ценности приложения. Реальная картина показала, что продукт может стоить дорого, так как решает проблему почти полностью.
Шаг ❺. Считаем и планируем: без этого никуда.
Даже если вы уверены в своей идее на 100%, не забывайте про финансовую сторону вопроса:
• Рассчитайте стоимость продукта или услуги;
• Создайте финансовую модель, которая покажет, насколько ваш бизнес будет прибыльным;
• Определите точку безубыточности (объем продаж, при котором вы выйдете в 0).
Одних лишь теплых чувств для бизнеса недостаточно. Нужен холодный расчет!
***
Знаю, что к пятому шагу фокус на пути к выбору ниши у предпринимателя рассеивается полностью. Он уже готов вгрызаться в новую бизнес-идею и запускаться. НО! Пятый шаг - это не пятая лапа, без которой можно устоять. Цифры, счёт, таблицы - это невидимый фундамент.
И если вам искренне не хочется (скучно, непонятно) заниматься финансами, доверьтесь профессионалу на аутсорсе. Тогда будущий ВЫ скажете спасибо себе, прошлому)
Какой бизнес вы бы запустили сейчас? Напишите в комментариях. Быть может это:
✦ Создание и продажа уникальных продуктов (авторские изделия, одежда, аксессуары),
✦ Что-то из сферы услуг (салон красоты, автосервис, образовательные курсы);
✦ Экологически ориентированные проекты (переработка отходов, производство эко-продукции);
✦ Социальные проекты (благотворительные организации, соц. инициативы);
✦ Свой вариант