Это статья для тех, кто любит драматический театр , т.к. в ней я расскажу о наиболее интересных спектаклях, которые посмотрела за прошедший месяц
Часть первая
Александринка и «Монплезир»
«Блаженная Ксения История любви» Александринский театр
Посмотреть спектакль «Блаженная Ксения. История любви» я собиралась давно. Но как-то всё не получалось. А здесь Александринка предложила билеты со скидкой 50%! Глупо было упускать такую возможность .
Правда, зайдя на сайт я увидела, что практически все уже распродано, но нам с подругой удалось взять билеты на крайние места во 2 ряд партера. Хорошо , что сидеть на местах , согласно купленным билетам, не пришлось, т. к. этот спектакль лучше всего смотреть по центру . И нам повезло - на 1 ряду практически у прохода в середине остались незанятые места и мы туда пересели.
Спектакль небольшой, идёт 1ч20м, без антракта. Но эти 80 минут вмещают очень многое!
»Блаженная Ксения» поставлена режиссёром В. Фокиным по пьесе Вадима Леванова. Это история реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века. Ксения Григорьевна Петрова в 26 лет внезапно лишилась любимого мужа Андрея, умершего без покаяния. И женщина решила подвигом самоотречения, приняв обличие покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу.
На протяжении спектакля , Ксения, застыв в молитве сидит на авансцене и смотрит в зал,, а перед ней - чёрная вода Невы. На Ксению проливается дождь, его сменяет снег, в она всё просит Богородицу и Христа о милости к Городу и его жителям.
Меняются времена , поколения , перед нами проходит длинная череда людей. Тех , кто встречал Ксению Блаженную в пору её земного бытия и тех, кто ощущал её присутствие в самые тяжелые моменты истории нашего Города в последующие века. Все герои спектакля - это реальные исторические лица.
Жутким, нестерпимым диссонансом , разрывающим вневременную ткань действия для меня стала вдруг зазвучавшая песня Димы Билана, как иллюстрация сегодняшнего дня. Громкий ритм, пустые и банальные слова про то что «невозможное возможно» представляли такой чудовищный контраст с негромким подвигом Ксении во имя любви, что я ощутила физическую боль!
Но на этом фоне суеты, мельтешения, сиюминутности, отрешенность главной героини ещё сильнее проникала в душу. С первого ряда мы хорошо видели лица актёров. Играют они конечно безупречно! А Анна Блинова, исполнительница роли Ксении потрясает глубиной проникновения в образ блаженной!
В спектакле очень интересная и впечатляющая сценография, но , к сожалению, на 1 ряду нет возможности оценить её в полной мере! И думаю, мы пойдём на эту постановку ещё раз, выбрав места подальше.
Спектакль я советовать не решусь , он требует особого настроя и понимания. Здесь каждый выбирает для себя.
Мы не пожалели ни единой секунды что посмотрели его и с удовольствием в финале аплодировали актерам.
«Путь Раскольникова» спектакль -экскурсия театра «Монплезир»
Про самый известный и необычный спектакль «Путь Раскольникова» театра «Монплезир» слышала давно , но купить билеты всё не решалась. С одной стороны привлекал необычный формат -
спектакль-экскурсия.
Постановка состоит из двух частей. Первая разыгрывается в окрестностях Сенной площади, где происходит действие романа Достоевского «Преступление и наказание» , а вторая - непосредственно в самом театре. Это интересно !
Но с другой стороны - произведение это такое сильное и тяжёлое, что его воплощение на сцене может стать очень трудным испытанием для психики. Читать тяжело, не то что смотреть!
Но всё сошлось, когда узнала, что в ближайших показах этого спектакля принимает участие актриса любимого Театра Дождей - Анна Косенко.
Сомнений больше не было ! Мы с подругой решили наконец-то познакомиться с новым для нас театром и увидеть любимую актрису в необычном образе.
Для этого театрального проекта важным фактором является погода. Мало радости шлепать под дождём. А нам повезло! Как сказала Анна во время нашего пути - она была практически такая же, как и в те дни, когда Родион Раскольников шёл на своё Преступление. В городе стояла жара.
Первая часть произвела сильное впечатление! Мы заходили во дворы, шли через арки в подворотни, где происходило действие , Анна как всегда живо и интересно рассказывала и про историю этих мест, и про Достоевского , зачитывала наизусть отрывки из романа и мгновенно перевоплощалась в Алёну Ивановну, старушку- процентщицу.
На нашем пути возникали герои из того времени, разыгрывались сцены из романа и сам Родион Раскольников неизменно появлялся в самых неожиданных местах. Это действительно погружало в атмосферу Петербурга Достоевского , мы словно путешествовали во-времени!
Само Преступление было совершено в полутемной арке двора того дома, где жила Алена Ивановна. В двух шагах от нас. В этот момент меня мороз продрал по коже!
А актриса моментально выйдя из образа несчастной жертвы Раскольникова , повела нас дальше. И скоро мы оказались у театра Монплезир.
Ещё запомнился один интересный момент. Мы стояли на противоположной стороне от дома Раскольникова, Анна вела свой рассказ . А у самого дома, у арки стояла большая группа молодёжи со своим экскурсантом. И вдруг, представьте их удивление, когда железная дверь ворот арки открылась и оттуда вышел сам Родион Раскольников! Все так и замерли!
Мы кстати, тоже. Страницы романа оживали на наших глазах! Это очень интересно и впечатляюще!
Подойдя к театру, Анна Косенко попрощалась с нами, зрителями. В этот вечер свою роль она уже сыграла и была свободна. Мы поблагодарили нашу «дождевую» актрису аплодисментами и словами благодарности, и зашли в двери театра Монплезир. Нас ждало продолжение истории Раскольникова.
Рассадка в «Монплезире» свободная. Мы, хорошо знакомые с этой системой сразу пошли в зал . Он очень маленький, мест на 40. Ряды немного приподнимаются друг над другом, но амфитеатром всё же я бы это не назвала. Поняв, что здесь лучше всего сидеть на 1 ряду,мы заняли места по центру у прохода, а потом пошли делать все остальные дела.
Первая часть - прогулка , заняла около часа. Остальные 1,30 шёл спектакль. На маленькой сцене продолжилось действие романа «Преступление и наказание». Говорить о какой-то особой режиссуре этой постановки в условиях минимальных художественных возможностей не стоит. Всё очень просто. Самое главное - это актёры . А они практически все были естественными, убедительными , без фальши, которая на таких крошечных камерных сценах сразу становится заметной и мне лично, мешает погрузиться в действие , поверить до конца в происходящее.
Особенно запомнился сам Родион Раскольников
А из женщин сильно впечатлила Катерина Ивановна.
Впрочем , все актёры играли на хорошем профессиональном уровне!
А ещё я благодарна театру Монплезир и режиссёру И. Ларину за то, что пощадили и чувства, и психику зрителей и тяжёлые страницы романа представили без грубости и натурализма.
Единственно, что мне не хватило для катарсиса, это яркого, сильного и глубокого финала! Запоминающейся точки.
Общее впечатление от постановки и театра положительное и настраивает на продолжение знакомства.
А «Путь Раскольникова» мне кажется , будет интересен не только петербуржцам, а в большей мере гостям и туристам! Пройти по знаковым местам «Преступления и наказания» и погрузиться в атмосферу действия в камерном театре, где актёры на расстоянии вытянутой руки - интересно , необычно и запомнится надолго .
«Блокадный дневник Александринки» Актёрское фойе Александринского театра
«Блокадный дневник Александринки » - это моноспектакль Заслуженного артиста РФ, актёра Александринского театра Семёна Семёновича Сытника.
Спектакль потрясающий! Уникальный! Проходит он в «святая святых» Александринки - Актёрском фойе, куда никогда не пускают зрителей.
Это место для своего спектакля Семен Семёнович Сытник выбрал не случайно. Актёрское фойе - это историческое «место силы» театра. Здесь в годы блокады жили актёры, не уехавшие в эвакуацию . Театр в буквальном смысле стал для них домом. И нам предоставилась удивительная возможность прикоснуться к этой живой странице истории Александринского театра.
Спектакль основан на документальном материале — сохранившихся записях, архивных документах, воспоминаниях.
Блокадной жизнью театра руководил, назначенный комендантом здания и начальником штаба МПВО — артист Николай Владимирович Левицкий, бывший кадровый офицер царской армии, человек безукоризненной честности и чувства долга.
На основе его сохранившихся записей, документов из архивов Александринского театра и Театра Музыкальной комедии, воспоминаний Николая Константиновича Черкасова и его супруги Нины Николаевны Черкасовой, Веры Аркадьевны Мичуриной- Самойловой , авторы спектакля создают блокадный дневник, который мог бы вести Николай Владимирович Левицкий.
Сам Театр драмы им Пушкина ( так в те годы назывался Александринский театр) был эвакуирован в Новосибирск. Но уехали не все! В Ленинграде осталось около 200 человек и жили они в стенах Александринки.
Гениальный Росси создал шедевр архитектуры на века, со стенами такой прочности, что фашистские снаряды могли их только поцарапать! Здание Александринского театра практически не пострадало, несмотря на то, что немцы со свойственной им методичностью каждый день обстреливали театр.
Люди остались жить под защитой этих стен, но по правилам, их должны были отчислить из штата театра. Всех, даже легендарную актрису, последнюю представительницу знаменитой театральной актёрской династии Самойловых, насчитывающей 114 лет - Веру Аркадьевну Мичурину-Самойлову, народную артистку СССР.
Это была женщина удивительной судьбы и ещё более удивительного характера. Она имела полное право на эвакуацию с театром и труппой в Новосибирск, но несмотря на это, отказалась уезжать из Ленинграда. Она , и все не покинувшие свой Город работники Александринского театра оставались без средств к существованию , без рабочих и хлебных карточек. Если бы не Вера Аркадьевна, все бы умерли с голоду.
Когда Семён Семёнович рассказывал о том, как Вера Аркадьевна спасла людей Александринки от неминуемой смерти, у меня всё внутри дрожало и слёзы застилали глаза. Эта удивительная женщина , которой было 75 лет так много сделала в дни блокады для жителей города, для александринцев. Она вела активную общественную и творческую деятельность, выступала в концертах, спектаклях «Театра у микрофона». Полученную в 1943 году Сталинскую премию первой степени в размере 100 000 рублей актриса передала в Фонд обороны Ленинграда.
Она всегда безукоризненно прямо держала спину, шутила. Жаловаться было не в её характере.
Рассказ Семёна Семёновича был таким живым и образным, пронзительным и искренним! Мы словно оказались в том страшном блокадном времени здесь и вместе с комендантом Н. Левицким обходили весь театр, каждый день в темноте и холоде поднимаясь и спускаясь по 173 ступенькам , вместе с Н. Черкасовым волновались перед выступлением по радио для ленинградцев, вместе с царственной семидесятилетней Верой Аркадьевной пилили дрова в Екатерининском саду …
Кстати жила Мичурина-Самойлова рядом с театром, на улице Зодчего Росси, в том же доме. где расположено Вагановское училище. Проходя после спектакля мимо, мы увидели мемориальную доску , которую раньше не замечали.
Я не буду рассказывать содержание спектакля. Это необходимо самим увидеть, пережить и почувствовать! Добавлю только, что в то время в Александринку из собственного здания, в который попал снаряд, была переведена труппа Театра Музкомедии. За время блокады они сыграли 918 спектаклей и выпустили 15 премьер – ни один из них не был отменен. Единственной причиной неявки артиста на постановку была смерть. Голодные и холодные, кутающиеся в закулисье в пальто и бушлаты они, как ни в чем не бывало, вспархивали на сцену в нарядных костюмах. И это также нашло отражение в «Блокадном дневнике Александринки».
Безмерно благодарны за этот спектакль всем создателям и особенно - Семену Семёновичу Сытнику, автору идеи и исполнителю этого потрясающего спектакля о мужестве и величии Человеческого духа!
Спектакль «Блокадный дневник Александринки» от души советую всем любителям настоящего Театра. Кроме всего прочего. это ещё и единственная возможность побывать в «святая святых» Александринского Театра - Актёрском фойе.
На этом я пока заканчиваю рассказ об интересных театральных постановках июня.
О других спектаклях Александринки можно прочесть здесь
А что интересного посмотрели вы? Поделитесь пожалуйста в комментариях.